Конспект урока по русскому языку Подготовка к изложению с продолжением

Развитие речи Подготовка к изложению с продолжением
Цели: Л.Учатся ценить и принимать следующие базовые ценности:  «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга». П. Совершенствуют умения передавать текст подробно, находить ключевые слова текста, продолжать текст по заданному началу. К. Учатся составлять небольшие устные монологические высказывания, соблюдая логику повествования, приводить убедительные доказательства. Р. Учатся принимать и выполнять учебную задачу.
Ход урока:
І. Организационный момент
Подготовка к занятию, повышение интереса к уроку.
Учитель: - Сегодня на уроке вы познакомитесь с текстом, сведения из которого вам пригодятся на других предметах, изучающихся в школе, а умение  работать с текстом - на уроках русского языка.
Подготовка к изложению. Предтекстовые упражнения
1. Загадки о героях текста (волке, собаке), сопровождающиеся дополнительными вопросами:
а) Сероватый, зубоватый, По полю рыщет, Телят и ягнят рыщет. Зубами -  щелк. Кто же это?    (Волк) Вопросы: - где живут волки? - чем они питаются? - как зовут детеныша волка? - а если их много?  - как зовут их маму? - что значит щелкать зубами? от чего можно это делать?
б) Загадка о собаке: Гладишь – ласкается. С хозяином дружит, Дразнишь – кусается. Дом сторожит,
Живет под крылечком, Хвост – колечком. Вопросы:  - как называется детеныш собаки? - у человека – лицо? а у  собаки?  а у волка? - что значит скулить? выть?            
2. Проверьте, знаете ли вы значение этих словосочетаний. Покажите, как это делать. - подходить, приседая и подскакивая; - посмотреть искоса.
3. Уточните по словарю (если необходимо) значение слов: тусклый, ягненок, овечий, хлев, белолобый, в шутку, прочь. Приготовьтесь после прослушивания текста ответить на вопросы, которые помогут вам проверить, правильно ли вы поняли содержание рассказа.
ІІ.   Чтение текста. 
1. Найдите в тексте ответы на вопросы; прочитайте их (в слабом классе можно ответить письменно): 1) к кому стал подходить щенок? 2) как он подходил? что дополнительно делая при этом? 3) какой был лоб у щенка? глаза? выражение морды? лапы? 4) что делал щенок, подойдя к волчатам? 5) что сделали волчата, когда щенок заскулил? 6) как повел себя щенок дальше? 7) по какой части тела ударил щенок волчонка? 8) что сделал в ответ волчонок? 9) как после удара посмотрел на волчонка щенок? 10) что вдруг сделал щенок потом? где он бегал? 11) что сделали волчата, увидев, что щенок бегает по снегу? 12) как кусали волчата щенка? 13) что делала во время игры волчат со щенком волчица? 14) о чем она думала? 15) как обычно волки приучают своих детей к охоте? 16) что сделали волчата после того, как наигрались? 17) куда легли спать волчата? 18) сразу же лег щенок спать? что он сначала сделал?  19) почему щенок сначала повыл? 20) что стали делать волчата и щенок, когда проснулись? 21) о чем вспоминала весь день волчица?  22) какой запах чувствовала волчица в хлеву? 23) что она делала от голода? 24) как грызла кость волчица? 25) кем представляла себе кость волчица? 26) что делали волчата и щенок, пока волчица грызла кость? 27) что решила сделать волчица, глядя, как рядом с ней бегает щенок? 28) что сделал щенок, когда она подошла к нему? 29) что подумал щенок? 30) что потом решила и сделала волчица?
2.  Понаблюдайте, как связаны первое и второе предложения текста.
С помощью какого слова? Найдите подобную замену в других предложениях (абзацах) текста.      
3.    Расположите разрозненные предложения/словосочетания, содержащие   информацию о действиях героев, последовательно, согласно логике   повествования. Занесите их в таблицу. Текстом не пользоваться.
Заполненная таблица будет выглядеть следующим образом
Что делал щенок?
Что делали волчата?
Что делала волчица?

Стал подходить приседая и подскакивая; Подойдя, протянул широкие лапы, положил на них морду и начал скулить; Ударил волчонка по большой голове; посмотрел искоса; вдруг побежал; легли спать; Проснувшись, стали грать;
Бегал  рядом с волчицей. Лизнул в морду и  заскулил
ничего не поняли, но замахали хвостами;
 тоже ударил;
погнались, догнали и начали кусать;
повыл с голоду; тоже лег спать;
Проснувшись, стали играть;
Бегали рядом с волчицей
 
Думала: «Пусть приучаются к охоте»
Вспоминала о ягненке, щелкала зубами, грызла кость. «Съем-ка щенка»,- думала она; Встала и подошла к нему;
передумала есть и отошла

3. Чтение текста учащимися по частям (останавливает учитель).
1. Составление плана текста вместе с учителем. 2. Дополните текст, вспоминая содержание рассказа (устно); используйте      материалы выполненных в тетради заданий. Белолобый щенок с , глазами и выражением морды стал подходить к волчатам, при этом и . Подойдя к , он протянул вперед, положил на них и начал тихо .  Волчата ничего не поняли, но . Когда щенок ударил лапой по голове, волчонок тоже его по . Потом волчата стали за щенком, а когда , стали его .  Глядя на игру волчат с щенком, думала , потому что волки приучают своих детей к , давая поиграть . Наигравшись, волчата и щенок . А проснувшись, они опять . Волчиха в это время о ягненке, которого видела в и от голода и кость.  Ей хотелось съесть . Она подошла к нему, а он лизнул  ее в и , щенок думал, что волчица хочет с ним. Волчица не стала есть щенка и . . 3. Записать на доске: лексически и грамматически трудные слова; слова-синонимы , местоимения во избежание повторов, речевых ошибок: ягненок, овечий, хлев;    щенок, он, белолобый;     волчата, они, зверят; волчица, волчиха, она, мать волчат; хищники. V. Написание изложения.
Текст изложения.
    Щенок  стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его Белый лоб у него был большой; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды  глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперед широкие лапы, положил на них морду и начал скулить.      Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок стал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по снегу. Волчата погнались за ним, а когда догнали, стали кусать его, но не больно, а в шутку.       Обычно волчицы приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчица думала: «Пускай приучаются».      Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Щенок повыл немного с голоду, потом тоже лег спать.  А проснувшись, они опять стали играть и бегали рядом с волчицей..      Волчиха в это время вспоминала о ягненке, которого видела в хлеву и от голода щелкала зубами и грызла кость, представляя, что это ягненок.. .                 «Съем-ка его» решила волчиха. Она подошла к щенку, а он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть.  Волчица не стала есть щенка и  отошла прочь ( по рассказу А.П.Чехова «Белолобый»)