Конспект урока по русскому языку на тему Р. р. План текста. Подготовка к изложению с элементами сочинения


Урок 175 (06.05.)
Тема. Р. р. План текста. Подготовка к изложению с элементами сочинения
Цели:
повторить алгоритм написания сжатого изложения;
продолжить работу по формированию навыков анализа текста художественного стиля, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
подготовить учащихся к написанию сжатого изложения с элементами сочинения художественного стиля;
раскрыть важную нравственную проблему ответственности людей за сохранение природы;
продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности за окружающий мир.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
1. Вступительная беседа с классом.
2. Постановка целей урока (совместно с детьми)
3. Слово учителя.
На уроке мы будем готовиться к написанию изложения с элементами сочинения. Изложения сжатого.
- Как вы понимаете этот термин?
Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, другие - подробно.
- Какие же кратко, а какие — подробно?
Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
Заключительная часть работы - написание сочинения-миниатюры, в котором каждый из вас выскажет собственную точку зрения, сделает выводы.
II. Объяснение нового материала.
Чтение учителем текста Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”
Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:
– Мама, мы нашли странный цветок!
– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.
– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.
– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растетмного экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
– Это ромашка, – тихо сказала бабушка,
– Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?
– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.
– Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: “Срывали просто так”.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:
– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.  (399 слова)
Вариант сжатого изложения
Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.
Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.
Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.
Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:
– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег. Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.
Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:
– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.  (151 слово)
2. Аналитическая беседа по тексту.
- О чём идёт речь в тексте?
Какова тема?
Кто автор текста? Читали ли вы произведения Ю. Яковлева?
Какова же идея? С какой целью автор написал этот рассказ?
(Предупреждает нас о том, к чему приведёт неразумное обращение с природой)
- Какое название этому тексту дали бы вы?
- Автор назвал его “Солнце с белыми лучами”. Почему он выбрал такоеназвание?
- Запишите название.
- Какого стиля текст? Докажите.
(Художественного. Действие разворачивается в будущем. Образ ромашки писатель создаёт с помощью изобразительных средств).- Какие художественные средства использует автор? Чего этим достигает?
(Эпитеты: странный цветок; самый родной цветок нашей земли; удивительное растение, незнакомое растение;
Метафоры: белое колесико с жёлтой сердцевинкой;, маленькое солнце с белыми лучами; рост стебля;, цветок-инопланетянин; от детства до старости светило маленькое солнце с белыми лучами; глаза стали сухими; он (цветок) стал чужим; в их голосе прозвучало разочарование;Сравнения: они покрывали поля. . . казалось, что выпал снег; он стал чужим, как инопланетянин;
Гипербола: их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо;
Олицетворения: таинственный новосёл, никого цветок не оставил равнодушным, белое колесико встречало человека; они покрывали поля. . . )
- Как вы понимаете выражение “тёплый летний снег”?
Это оксюморон. Означает совмещение несовместимого. Более точное определение прочитайте в словаре лингвистических терминов.
- Запишите термин и примеры в словарь (“живой труп”, “жутко смешно”, “страшно весело”).
- В каком стиле получился текст? (В научном).
- Что отличает художественный стиль от научного? (Наличие изобразительных средств).
- Можно ли в научном стиле передать эмоции, авторское отношение к изображаемому предмету? А в художественном?
- Вы в своих творческих работах должны использовать как можно больше изобразительно-выразительных средств, так как этого требует художественный стиль речи.
3. Работа над составлением плана.
- С какой целью мы обычно составляем план текста?
- Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль)
- Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).
- Прочитайте 1-й абзац. О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?
(На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).
1. Незнакомый цветок.
Странный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами
- Перескажите 1-ю часть.
- Прочитайте 2-й абзац.
- Эта часть очень важна для раскрытия темы? (Нет). Значит, сократим её.
- Придумайте название и выпишите ключевые слова.
2. Отец изучает незнакомца.
Рост стебля, диаметр колесика, экзотические цветы.
- Перескажите эту часть сжато. Обязательно ли использовать диалог?
- Прочитайте 3-й абзац. Важен ли он для раскрытия темы?
- Следовательно, основную мысль передадим кратко.
3. Для всех это растение загадочное.
Таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, не оставил равнодушным.
- Перескажите эту часть сжато.
- Прочитайте 4-й и 5-й абзацы. Почему мы их объединили? Нужно ли их сокращать? (Нет. В них заключена информация, важная для раскрытия темы. Содержится разгадка тайны растения).4. Ромашка из бабушкиного детства.
Удивительное растение, она из детства, ромашка, слёзы на глазах, безжалостно срывали, низко наклонилась к ромашке.
- Перескажите фрагмент близко к тексту.
- Прочитайте 6-й абзац. Какая мысль содержится в данной части? (Главная, здесь заключена идея.- Какие слова повторяются дважды? Почему?
(не уберегли)
5. ”Мы виноваты перед вами, дети!”
Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли, стал чужим, инопланетянин.
- Как вы считаете, может ли отдельный человек повлиять на состояние природы? Обоснуйте свою мысль.
- Запишите последний пункт плана. Это вопрос, над которым вы должны поразмышлять и написать сочинение-миниатюру. Оно должно стать логическим завершением изложения, выводом.
6. В ответе ли каждый из нас за природу?
4. Словарная работа.
- Как избежать повтора слов?
- Найдите и зачитайте текстовые синонимы слова “ромашка”.
Странный цветок, неизвестный цветок, белое
колесико с жёлтой сердцевинкой, солнце с белыми лучами, таинственный новосёл, цветок-инопланетянин, удивительное растение, самый родной цветок нашей земли.
- Найдите эти текстовые синонимы среди ключевых слов, уже выписанных вами в тетрадь, и подчеркните их.
5. Пунктуационная работа.
- Какие знаки препинания вызывают трудность?
- Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.
- Вспомните правила постановки данных знаков препинания (оформление диалога, обращения):
Схемы:
1) А:
-П!
2) – П? – а.
3) – П, - а.
4) [О! . . . ].
5) […, о]!
6. Работа над определением типа текста.
- Определите тип данного текста.
(повествование с элементами описания)
Напротив всех пунктов плана, кроме заключительного (6-го), располагаю таблички “повествование”
- Какие части — описание? Почему так решили?
(1, 4) На доске рядом с этими пунктами плана располагаю ещё и таблички “описание”.
- Какого типа должен быть текст последнего абзаца, то есть ваше сочинение? Почему? (Рассуждение) Прикрепляю табличку “рассуждение”.
- Каковы обязательные компоненты текста-рассуждения? (Тезис, аргументы, вывод).
7. Устный пересказ сжатого текста по плану.
- Надо ли использовать изобразительные средства в изложении? Почему?
- Выступление 2-х учащихся с пересказом текста. Комментарий учителя и одноклассников.
- Выскажите своё мнение: ответственны ли люди за окружающую их природу?
Подберите примеры, доказательства.
8. Слово учителя о “Красной книге”, о растениях, занесённых в неё.
- Почему появилась “Красная книга”?
- Испытываете ли вы гордость за то, что существует “Красная книга”?
Обоснуйте свою точку зрения.
III. Заключительная беседа.
- Что такое сжатое изложение с элементами сочинения?
- Какие части текста можно “сжать”, а какие нет?
- Как строится текст-рассуждение?
- Что такое оксюморон? Примеры?
- Получили ли вы помощь в подготовке к изложению? В чём испытываете сложность?
- На следующем уроке вы будете писать изложение с элементами сочинения по тексту Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”.
На следующем уроке учащиеся пишут изложения с элементами сочинения
Итог урока