Урок по химии на тему Сравнительная характеристика щелочных металлов (8 класс)

Тема урока: Характеристика щелочных металлов
Цели урока:
Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.
Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.
Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;
Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.
Развивающие:
Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
Совершенствовать умения логически мыслить.
Развить умения обобщать и делать правильные выводы из изученного материала.
Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.
Активизировать познавательную и эмоциональную деятельность учащихся через работу в группах.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Продолжить развитие речевых навыков.
Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету и представлений.
Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.
Планируемый результат:
Ученики ознакомятся с общей характеристикой щелочных металлов на примере каждого металла, с полученных знаний составляют общие свойства.
Критерий оценивания:
- за активное участие на уроке
- за правильное описание по ПС
- за выполнение работы в группах
Ход урока:
1.Орагнизационный момент
- Разделение учащихся на группы: розданы были карточки с основными группами не органических соединений, после учащиеся по формулам были разделены в группы «Оксиды», «Соли», «Кислоты», «Основания» и «Простые вещества».
- Составление правил работы в группах.
- Озвучены этапы урока и цель.
2.Изучение нового материала.
Слово учителя.
Кто они – щелочные металлы? Учащиеся слушают рассказ учителя (слайд)
Щелочны
·е мета
·ллы  это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

· Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице (слайд )
Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов.

· Нахождение в природе (слайд )
Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:
- NaCl – поваренная соль
- Na2SO4
· 10H2O - десятиводный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (декагидрат) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- KCl · NaCl - осадочная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], состоящая из чередующихся слоев [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- KCl·MgCl2·6H2O - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], представляющий собой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


· Получение щелочных металлов (слайд)
Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.
В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия:
Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят.
1-задание.
Раздача форматов была осуществлена для выполнения следующего задания:
Вам не обходимо описать щелочные металлы по ПС( в каждой группе разный металл).
- Обсуждение
- Выступление
2-задание.
Выслушав все описания, необходимо составить общую характеристику щелочных металлов.
-энергетические уровни
-электроны на внешнем уровне
-общая электронная формула
-валентность
-изменение металлических свойств
-формулу высших оксидов
-электра отрицательность
3.Подведенье итогов.
- Записи в тетрадях об общих характеристик щелочных металлов.
- Оценивание
4.Домашняя работа. Рассмотреть свойства щелочных металлов.