Статья Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС

Использование ИКТ на уроках в начальной школе
в условиях введения ФГОС

С.И. Семенова, учитель начальных классов первой категории
МБОУ «Дюсьметьевская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ

Одной из основных частей информатизации образования  в  условиях  введения  ФГОС  в  начальное звено  школы является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Главная задача современной школы это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Начальная школа должна    подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний,  умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в среднем звене. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от учеников умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов .
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся, позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивают наглядность, привлечение большого количества дидактического материала, расширяют возможность самостоятельной деятельности, формируют  навыки подлинно исследовательской деятельности. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.        
 Опыт организации учебного процесса   активного использования ИКТ в  своих  уроках  позволяет  мне  говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.
Компьютер, проектор  и  интерактивную  доску  можно  использовать как: индивидуальное средство обучения; средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке; интерактивную  доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении.
В своей работе я использую готовые электронные ресурсы,  сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций.
Программа Microsoft Power Point проста в работе, по щелчку мыши появляются задания с анимационным эффектом, выплывают ответы примеров, пропущенные числа и т.д. Яркое анимированное оформление способствует более полному восприятию и запоминанию нового материала урока.
Использование  ИКТ  на  уроках   оправдывает  себя  во  всех  отношениях: повышает качество знаний  по  предмету, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе, способствует  более  глубокому  усвоению  наиболее  трудных  тем.
На  личном  опыте   я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого.   У  детей   легче  формируются  познавательные,  личностные,  регулятивные   УДД. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер объединил меня, как учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. Родители моих учеников стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании материалов о жизни класса, презентаций по различной тематике.
Таким образом, внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет мне успешно решать учебные и воспитательные задачи. В дальнейшем планирую расширить формы использования ИКТ в своей профессиональной деятельности так, чтобы данная технология позволила повысить результативность обучения, чтобы мои ученики научились жить в информационном мире.
Всегда нужно помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
 

Заголовок 115