Вводный урок по истории Средних веков


Вводный урок по истории Средних веков (6 класс)
      Цель урока: установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем; показать преемственность в развитии мировой истории.
      Понятия урока: первобытность, цивилизация, государство, страна, демократия, республика.
      План изучения материала: 1. Как работать с учебником. 2. Достижения народов Древнего мира. 3. Римская империя и причины ее падения. 4. Что такое Средние века? 5. Откуда мы знаем о Средневековье?
      1. Представляя учебник по истории Средних веков, учителю следует обратить внимание детей на детали его обложки, форзацы, на текст «Как работать с учебником», где содержится информация о всех обучающих элементах учебника, символических значках, которые необходимо знать учащимся..
      2. В начале урока учитель беседует с учащимися об основных процессах и событиях истории Древнего мира. Материал для вводного урока учитель найдет в тексте «Что и как изучает история Средних веков» в учебнике. В 6 классе начинается изучение географии, и работа с картой на уроках истории Средних веков должна приобрести систематический, продуктивный характер. Учитель предлагает показать на карте территорию, которая считается прародиной человечества, территории, где возникли первые цивилизации. Можно предложить учащимся вспомнить об организации древнейших людей и ее развитии во времени, повторить признаки родовой и соседской общины. Требует повторения вопрос о причинах возникновения первых государств, содержание понятий: первобытность, цивилизация, государство, страна, демократия, деспотия. Наряду с этим следует вспомнить о причинах перехода от первобытности к цивилизации.
      3. Существенным является знание учащимися причин образования могущественных держав древности. Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье, и потому им следует уделить особое внимание. При обсуждении причин падения Западной Римской империи целесообразна организованная учителем кратковременная беседа по вопросам: 1. Объясните содержание понятия «республика». 2. Как называлась система законов в Римской империи? 3. Какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? 4. Что нового римляне внесли в обустройство городов? 5. Почему в Риме получило развитие и ценилось ораторское искусство? 6. Каким было образование в Риме? 7. Приведите примеры римского служения отечеству и гражданского героизма. 8. Каковы основные идеи христианского учения? Учитель предлагает найти на полях с. 8 задание и ответить на него.
      Перечисленные вопросы не следует воспринимать как обязательную часть урока, это лишь перечень рекомендаций.
      4. Главная идея курса истории Средних веков для 6 класса состоит в раскрытии основных исторических процессов этого периода, с тем, чтобы показать прогрессивность Средневековья по сравнению с древностью. Приступая к рассказу об особенностях эпохи Средневековья, важно подчеркнуть неоднозначность оценок Средневековья, тем самым условность названия. Наряду с рассказом о частых войнах, жестокости нравов, инквизиции, носивших разрушающий характер, следует особо выделить и подчеркнуть успехи в развитии ремесла, науки, культуры. Необходимо обращать внимание детей на то, что все достижения преимущественно создавались в мирное время, войны лишь задерживали движение общества вперед.
      Учитель отмечает, что история Средних веков делится на три периода. Называя периоды Средневековья, следует сопровождать их краткой характеристикой и записать основные в тетради.
      5. Пользуясь информацией учебника, перечисляются краткие сведения о разнообразии исторических источников. Далее важно показать в общем виде, как жили люди той далекой эпохи, что их заботило и беспокоило. Задача педагога на вводном уроке — сформировать у учащихся образ противоречивой эпохи, в которой сосуществовали развивающийся мир варваров и мир цивилизации, закладывались основы европейской культуры. Рисуя картину взаимодействия культур, учитель непременно обращается к исторической карте средневековой Европы, показывает варварские государства, образовавшиеся на территории, когда-то принадлежавшей Римской империи, рассказывает об особенностях их политического устройства. Внимание ребят нужно также обратить и на то, что в курсе много говорится о христианстве. Именно христианская религия стала важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовала формированию новой культуры. В завершение урока учитель подчеркивает, что, несмотря на небольшую, по сравнению с историей Древнего мира, удаленность во времени от современности, многое из прошлого Средневековья остается нераскрытой тайной. Поиск исторической истины продолжается.
      Задание на дом: написать развернутый ответ на вопрос «Что и как изучает история Средних веков»