Пособие для учителя по предмету устная речь 1 класс для учащихся коррекционных школ VIII вида

Введение в программу коррекционных школ VIII вида раздела «Устная речь» обусловлена несовершенством речевой практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в доступные формы взаимодействия в социуме.
Задачи раздела «Устная речь»:
- способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону их речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- формировать умение реализовывать свои коммуникативные намерения в устном высказывании;
- воспитывать культуру речевого общения.
Подраздел «Аудирование и дикция» нацелен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Материал, включённый в этот раздел, реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задание в других разделах программы.
Данный подраздел также ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произносительной стороны говорения. Дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения.




АУДИРОВАНИЕ И ДИКЦИЯ.(19ч)
Упражнения на подвижность органов речи. (3ч)

Упражнения на развитие фонематического слуха. (10ч)

Практические упражнения на развитие дикции. (6ч)











I.Аудирование и дикция.(19ч)

1.1. Упражнения на подвижность органов речи.(3ч)

Тема 1.1.1. Общие упражнения на подвижность органов речи (Обследование общего звучания речи: разборчивость, звучность, артикуляция)

Предлагаю провести диагностику состояния устной речи детей на начало учебного года, включающую обследование уровня речевой коммуникации уровня связной речи, уровня словаря, уровня грамматической стороны речи, состояния звуковой стороны речи, уровня практического осознания элементов речи. (см. Диагностику речевого развития)

Тема 1.1.2. Общие упражнения на подвижность органов речи (Знакомство с органами речевого аппарата. Развитие дифференцированного дыхания).

Цель:
- формирование представлений об органах речевого аппарата;
- развитие внимания и интереса к окружающему;
- изучить упражнения на подвижность органов речи.

Организационный момент на развитие слухового внимания.
- Подойди ко мне Даша, встань Дима, встаньте девочки, сядьте, как Игорь,

Подготовка к изучению нового материала.
Игровой момент. – Стук в дверь. Появляется кукла.
- Кукла говорит вам «Здравствуйте, дети!»
- Кукла говорит, что хотела бы узнать, знаете ли вы названия частей тела человека и куклы. (Дети называют и показывают части тела на себе и кукле)

Д/и «Дополни предложение».
У меня нос, а у куклы носик.
У меня уши,
У меня глаза,
У меня рот,
У меня язык, (а у куклы нет языка)
- Так почему кукла не может говорить?
- покажите ваши язычки!

Физкультминутка «Сказка о весёлом язычке»

Сообщение темы урока.
Сегодня мы погорим о тех органах, которые участвуют в процессе произнесения звуков.
Знакомство с органами речевого аппарата. (Опора на таблицу «Органы речевого аппарата»)
- Какие органы мы уже назвали? Найдите их и покажите.
Приложите ладошку к горлу (гортани), скажите громко р-р-р.
- Что чувствуете? Горлышко дрожит, по нему проходит струя воздуха и колышет стенки.
- а где у нас запас воздуха? Медленно выдыхайте, произнося ш-ш-ш. (Далее произносим с, з, ж, ф, х, ц)
(Учитель по таблице показывает и говорит о том, что из лёгких воздух идёт по трубочке-трахее, дальше проходит через голосовую щель, дальше идёт по горлу гортани, через язык, верхнее и нижнее небо, зубы, губы. Получается звук.), дальше идёт по горлу гортани, через язык, верхнее и нижнее небо, зубы, губы. очке-трахее, дальше проходит через голосовую ще
– А теперь я скажу, что в произношении звуков участвует нос – носовая полость. Проверим?
Закройте носы пальчиками, скажите л, м, н. р. Так участвует нос.
- Откройте носы и ещё раз произнесите эти звуки.
Покажите по таблице путь, который проходит воздух, чтобы получился звук.

Упражнения на подвижность органов речи.
Разучивание упражнений.
– Посмотрим, что может делать наш язычок. (Упражнения с зеркалом) «Лопаточка», «Чашечка», «стрелочка». «Горка», «Трубочка».

Закрепление изученного материала.
- Мы сегодня узнали, какие органы речевого аппарата помогают нам произносить звуки, слова, а теперь я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать.
Полон хлевец белых овец. (Рот, зубы)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Тридцать два молотят, один переворачивает. (Язык, зубы)
Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Зубы)
Красные двери в пещере моей, злые звери сидят у дверей, и мясо, и хлеб – всю добычу свою, я с радостью этим зверям отдаю. (Рот, зубы, губы)

Итог урока.

**************
Тема 1.1.3. Общие упражнения на подвижность органов речи (Игровые упражнения на подвижность органов речи, игровые приёмы активизации органов речи)

Цель:
- разучивать упражнения на подвижность органов речи, на выработку правильного дыхания.
I. Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения «С добрым утром».

II. Подготовка к изучению нового материала.
1. Постановка проблемы.
Всегда ли человек мог говорить? (В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуки. Наконец он додумался звуками обозначить всё, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и ты).
- На то, что человеку потребовались сотни тысяч лет, у вас ушло три года. Будучи маленькими вы назвали предметы по-своему. Например: машина - , собака- и т.д.
- А вот один малыш это делал так:
Сын зовёт: Агу- агу! – мол побудь со мною!
А в ответ: - Я не могу! Я посуду мою!
Но опять: - Агу – агу! Слышно с новой силой.
И в ответ: - Бегу! Бегу! Не сердись, мой милый!

2. Знакомство с видами речи.
а) – Речь бывает устная и письменная. Устная – говорим, слышим. Письменная – пишем, читаем, видим.
б) Отгадывание загадок.
Без языка живёт, не ест и не пьёт,
Весь день говорит и поёт.
(Радио)
- Какую речь мы слышим по радио?

Сели на страничку 33 сестрички.
Сели не молчат, нам загадки говорят.
(Буквы, книга)
- Какая речь в книге?

III. Изучение нового материала.
Разучивание чистоговорки.
Будем громко говорить, будем внятно говорить.
Будем ясно говорить и не ошибаться.
Разучивание упражнений с зеркалом «Улыбка», «Иголочка», «Чашечка». «Лошадка», «Собачка», «Дудочка», «Качели». «Часы», «Орехи».
Игровое путешествие «Весёлого язычка»
Упражнения на развитие ротового выдоха. Игровая ситуация.
а) – Сядьте, одну руку положите на рёбра, другую на брюшной пресс. Спокойно дышите. (30 сек)
- Сильно ли поднимаются мышцы? Это потому, что дыхание неглубокое.
- представим, что мы котята, идём себе спокойно. Вдруг из-за угла выбегает огромный пёс и несётся прямо на нас - котят. Как закричат котята? (Мяу)
- А теперь закричим также испуганно и громко, но обратим внимание на мышцы под нашими ладошками.
- Что произошло с мышцами? (Они напряглись, поднялись)
Вывод: Вдох – короткий глубокий.
Выдох – долгий.
б) Д/и «Большие и маленькие»
детям даётся набор картинок: корова-телёнок, коза-козлёнок и т.д. Даю образец высказывания: Корова – «мууу», телёнок – «муу», предлагаю продолжить детям.

IV. Пальчиковая гимнастика.
1. Заучивание стихотворения, сопровождается движениями.

- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а вот средний,
Безымянный и последний.
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! указательный забыли!...
Одновременно сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук.
Поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.

Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять и
Движенья выполнять.
Мы рога козы покажем,
И рога оленя даже
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить!
Каждый палец поочерёдно присоединяем к большому.


2. Выкладывание фигурок из палочек.
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.

В лес с корзинкой я пошёл,
У пенька грибок нашёл.

Без телевизора скучно, друзья,
А долго смотреть телевизор нельзя.


Лопаткой я песок копаю,
Песком машину нагружаю.
На табуретке сидят за столом,
И без неё неуютен наш дом.

V. Итог урока.


1.2. Упражнения на развитие фонематического слуха.(10ч)

Тема 1.2.1. Слушание, запоминание и отчётливое произношение ряда слоговых комплексов, близких по звучанию.

Цель: - развивать фонематический слух, слуховое восприятие, звуковой анализ.

I. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
1. Сказка «Путешествие Весёлого язычка».
2. Упражнения перед зеркалом «Лопатка». «Чашечка», «Стрелочка», «Горка», «Трубочка».
3. Упражнения на выработку дифференцированного дыхания.
а) Стихотворение-загадка.
- обратите внимание на звуки, которые издаёт телёнок, вы будете их повторять.
- Му-у! – мычит телёнок.
- Му-у! – очень грустно одному.
- Му-у! – охрип малыш от рёва.
- Му-у! – нашла его корова.
- О ком загадка? Почему плакал телёнок? Какой у него голос? А у коровы? Почему?

б) Инсценировка стихотворения «Телёнок» (учитель читает, а дети хором жалобно, громко, долго произносят слова телёнка. Затем на роль выбирается один человек, ему даётся маска, другой человек – роль коровы)

в) Работа с полоской бумаги.
Беру полоску бумаги, дети тоже.
- Подую на вас ветерком. Теперь вы подуйте на меня лёгким ветерком, а теперь посильнее, а теперь сильно-сильно.
- Ой, мне кажется, что детки от такого сильного ветра превратились в осенние листочки.
(Кладём полоски, встаём, говорим слова и выполняем соответствующие движения)
Физкультминутка.
Мы листики осенние на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их покружил и на землю опустил.

II. Упражнения в слушании и отчётливом произношении ряда слоговых комплексов.
1. Знакомство с понятием «звук».
- Закройте ушки руками и немного посидите в тишине. Привычное это состояние? Вокруг нас окружает мир звуков, мы их слышим и говорим. Вот сейчас поиграем в игру.

2. Д\и «Узнай, кто какие звуки издаёт?»
Цель: развитие слухового восприятия. Учитель показывает картинку, дети называют изображённый на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила. Жужжит жук и т.д. отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук.

3. Упражнения в повторении слогов.
а) жа-жа-жа – есть иголки у ежа
жи-жи-жи – здесь живут ежи
же-же-же – дождь прошёл уже
жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок
б) бо во го до ба – бант
бу ву гу ду би – бинт
ба ва га да бу – бунт
би ви ги ди бо – бонт

4. Д/и «Чей голосок?»
Цель: развитие слухового восприятия.
Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся читают хором стихотворение, последнюю строчку которого произносит 1 ученик по указанию учителя.
Мы немножко поиграем.
Как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай! (имя водящего)

III. Итог урока.

**************
Тема 1.2.2. Слушание, запоминание и отчётливое произношение ряда слов (2 – 3 слога или слова), близких по звучанию.

Цель: - развивать фонематический слух, слуховое восприятие, звуковой анализ.

I. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
1. Сказка «Путешествие Весёлого язычка».
2. Упражнения перед зеркалом «Лопатка». «Чашечка», «Стрелочка», «Горка», «Трубочка».
3. Разучивание нового упражнения «Грибок».
4. Упражнения на выработку дифференцированного дыхания.
а) Кто знает что такое эхо?
Эхо – это природное явление, чаще всего встречается в горах. Если произнести слово громко, звук откликнется от гор и вернётся к нам, но уже тихий и протяжный. Иногда возвращается лишь конец слова. Это и есть эхо.
б) Д/и. «Эхо»
Я называю слова: груша, слива, вишня, яблоко, персик, алыча, абрикос, лимон ит.д.
Сначала все вместе изображают эхо, потом индивидуально.
- а как одним словом назвать все эти предметы?
- Давайте эхом прокричим слово «фрукты».

II. Упражнения в слушании, запоминании и отчётливом произношении ряда слов.
1. Работа над понятием звук.
- Что мы слышим и говорим?
- Как шуршит листва под ногами? (ш-ш-ш)
- Как рычит собака? (р-р-р)
- Как звенит комар? (з-з-з)
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
- Как сдувается шина у колеса? (с-с-с)

2. Упражнения в повторении слогов.
а) за-за-за – уходи домой коза
зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
б) па по пу пы пал
на но ну ны пол
са со су сы пыл
ра ро ру ры пил
пел

3. Упражнения в слушании и запоминании слов.
пол
пал
пил
полка
палка
пилка
мал
мыл

мел
мил


4. Д/и «В скороговорках не ошибаются»
Цель: отработка чёткости артикуляции.
В течении 2-3 минут учащиеся шепотом тренируются, упражняясь в правильном произношении скороговорки. Затем вслух.
У ежа ежата. У ужа ужата.

III. Итог урока.

**************
Тема 1.2.3. Слоги и слова с повторяющимися гласными.

Цель: - учить слышать и выделять в слове гласный звук.

I. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
а) Игра «В лесу».
Дети пошли в лес. Петя нашёл огромный гриб и говорит:
- О-о-о! (Дети длительно повторяют)
Петя шёл по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать:
- Ау-ау-ау!
Давайте поможем Пете. (Дети повторяют)
Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом на поезде поехали домой. Поезд гудел:
- У-у-у! (Дети повторяют)

б) Упражнения на закрепление правильного дыхания в процессе речи.
(учитель ставит в вазу букет: роза, астра, георгин, сентябрик, дубок или другие)
Дети по очереди вынимают цветок, нюхают и на одном выдохе произносят заданную фразу. Например:
Роза хорошо пахнет.
Роза очень хорошо пахнет.

в) Упражнения с зеркалом.
«Лопатка», «Чашечка», «Стрелочка», «Горка», «Трубочка», «Грибок».

II. Работа над понятием «звук», «гласный звук».
1. Выделение звуков из речи.
- Как воет ветер в трубе? (у-у-у)
- Вы увидели большой гриб. (о-о-о)
- Как мама укачивает сына? (а-а-а)
- Давайте пропоём эти звуки. (а о у) (о у а) (а у о)

2. Знакомство с понятием «гласный звук».
- Дети, звуки, которые можно пропеть – называются гласные.

3. Заучивание стихотворения.
Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать
И закричать
В тёмном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.

4. Работа над словом.
- Придумайте слова, которые начинаются со звука а, о, у.

5. Игра «Эхо».
1 группа детей с учителем громко произносит звук, а 2 группа детей – «эхо» - тихо повторяет а, у, о, ау, уа, оа, уи. (Затем группы меняются ролями)

III. Работа со слогами и словами с повторяющимися гласными.
- пропеть: ма, мо, му, мы, ме
- произнести протяжно: ми, ма, мо, мы, мэ.
- произнести отрывисто: ум, ам, им, ым, ом.
- повторяй ва ава ава
ву уву ува
вы авы ыва
вэ эва эва
во ву вэ ва вы
ова ува эва ава ыва ива пава

IV. Закрепление изученного.
а) услышь лишний слог:
- ам, ас, ан, ум
- ум, ам, ом, ма
- ос, ус, он, ор

б) услышь лишнее слово:
- яблоко, груша, слива, помидор;
- туфли, тапки, сапоги, носок;
- книга, тетрадь, пенал, ручка.

V. Итог урока.

**************
Тема 1.2.4. Слоги и слова с повторяющимися согласными.

Цель: - учить слышать и выделять согласный звук; развивать артикуляторную моторику, упражняться в правильном дыхании.

I. Упражнения на развитие артикуляторной моторики, правильного дыхания.
1. Давайте закроем глаза и представим, что мы отправляемся в осенний лес, проплывём в лес на пароходе.
Нас на реке ждёт пароход,
Гудит, зовёт с собой.
Мы на прогулку поплывём,
Кто хочет, все за мной!
(Дети садятся на пароход, построенный из стульев)
Капитан даёт команду: улыбнулись, даём сигнал к отплытию (колокол), поплыли (у-у-у).

2. Дифференциация носового и ротового дыхания.
Плывём под мелодию «Лодочка».
На 1 такт – глубокий вдох через нос.
На 2 такт – полный выдох через рот.

3. Развитие мелкой моторики.
На металлофоне учитель имитирует редкие капли дождя. Дети пальчиками медленно постукивают по коленкам. Но капли всё учащаются.
На пароходе нам с тобой
Не страшен дождик проливной.
Здесь очень сухо и тепло
И от улыбок всем светло
Дети улыбаются. Дождь перестал. Плыли, плыли, к берегу приплыли.

4. Развитие слухового внимания.
- Чем богат осенний лес? (Ягодами, грибами, шишками)
Мы вышли на большую поляну. Под громкую музыку - вы ходите по поляне, под тихую – собираете грибы: присматриваетесь, наклоняетесь, срезаете и кладёте его в лукошко.

5. Фиксирование внимания на длительный ротовой выдох.
Дальше в лес пешком пойдём
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- листья на ниточках (веточках)
Дуть: спокойно, медленно, продолжительно.
1, 2, 3, 4 – вдох, лист поднять
Выдох

6. Слушание музыки. 1’
- Осенью в лесу очень красиво. Посмотрите на осенние пейзажи и послушайте музыку (П.И. Чайковский «осень» из цикла «Времена года»)

7. Развитие артикуляционных движений.
- Смотрите – белочка. Прислушайтесь – она щёлкает орехи «Орехи», «Лопатка», «Грибок», «Чашечка», «Горка».

8. Развитие речевого слуха.
- Осенью все звери и птицы готовятся к зиме. Я назову их, а вы когда услышите звук «р» хлопните в ладоши!
Волк, заяц, сорока, дятел, белка, лось, бурундук, олень, медведь, лиса, ворон.

Физкультминутка.
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах!
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
- А теперь сядем на поляне и немного побеседуем.

II. Работа над понятием «звук».
1. Выделение звука.
- Как рычит собака? (р-р-р)
- Как мышка шуршит? (ш-ш-ш)
- Как жук жужжит? (ж-ж-ж)
- Как комар поёт? (з-з-з)
- Мы с вами знаем гласные звуки, они поются, а давайте пропоём эти звуки. (не получается)
- Те звуки, которые не поются, а рычат, свистят, шипят, звенят, называются согласные)

2. Заучивание стихотворения.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

III. Работа со слогами и словами.
- повторяю па по пу пы пи пэ
ка ко ку кы ки кэ
на но ну ны ни нэ
нан нун нон нын нин нэн
Нонна окно панно Анна умна

IV. Закрепление.
Нам пора уже возвращаться в школу. А вернёмся мы на лошадках. Натянули вожжи (руки впереди). Дети идут с высоко поднятыми коленями, цокая языком. По окончании мелодии останавливаются, произносят «тпру».
V. Итог урока
- Где мы были? На чём ехали в лес? Кого встретили? Какие звуки узнали?

**************
Тема 1.2.5. Противопоставление твёрдого и мягкого согласного в слоге.

Цель:
- учить слышать и выделять звуки в словах, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
- развивать артикуляторную моторику, речевое, слуховое внимание.

I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.

II. Упражнения на развитие артикуляторной моторики, правил дыхания.
1. Дифференциация ротового и носового дыхания.
- Все на переменке бегали, прыгали, а теперь давайте восстановим дыхание.
1, 2, 3, 4 – глубокий вдох через нос.
4, 3, 2, 1 – полный выдох через рот.

2. Работа над чистоговоркой.
- Начинается урок устной речи, вспомните как мы будем говорить.
Будем громко говорить!
Будем внятно говорить!
Будем ясно говорить!
И не ошибаться!

3. Развитие слухового внимания «Ветер»
По сигналу «Ветер слабнет» дети тихо гудят: у-у-у, «Ветер сильный» - дети громко произносят «у-у-у», «Ветер стихает» - дети постепенно уменьшают силу глосса, «Ветер кончился» - замолкают.

4. Развитие артикуляционных движений «Цоканье», «Орешки», «Собачка», «Обезьянка», «Лопатка».

III. Упражнения на развитие речевого слуха.
1. Выделение согласного звука.
- Посмотрите на картинку, что это? (сыр)
- Какой первый звук вы слышите? (с). Придумайте слова, где слышится звук «с», определите место звука.
- Посмотрите, что это? (малина)
- Какой первый звук? (м) Придумайте слова, где слышится звук «м», определите место.
(Та же работа по картинкам ухо, арбуз, хор, шишка)

2. Знакомство с понятием « мягкий - твёрдый согласный»
Повторяй:
ма - мя
мо - мё
му - мю
мэ – ме
мы – ми
са – ся
со – сё
су – сю
сэ – се
сы – си
ра – ря
ро – рё
ру – рю
рэ – ре
ры – ри

амы – уми
ами – уми
омы – оми
ими – уми

пы – мы – пы – мы
пи – ми – пи – ми
вы – ви - вы – ви
выть – вить – выть – вить
IV. Закрепление.
Под полом таится,
Кошки боится
(мышка)

мышка - мишка
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
(Мишка)
[м] - [м’]

V. Итог урока.

**************
Тема 1.2.6. Противопоставление твёрдого и мягкого согласного в словах.

Цель:
- учить слышать и выделять звуки в словах, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
- развивать артикуляционную моторику, речевое и слуховое внимание.

I. Организационный момент.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!», «Добрый вечер!»
«Здравствуйте» - мы говорим.

II. Упражнения на развитие артикуляторной моторики, правильного дыхания.
1. Работа над чистоговоркой.
Ра-ра-ра – начинается игра
Ры-ры-ры – у тебя в руке шары
За-за-за – на дворе стоит коза
Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи
Ру-ра-ру – продолжаем мы игру
Ре-ро-ре – стоит домик на горе.

2. Упражнения на развитие артикуляторной моторики.
Мы сидим за столом «пьём чай». Чай горячий, подули. Чай пьём из «чашечки», едим вкусное «варенье», приклеили ириску к небу, пощёлкали «орехи», потом после еды «почистили» зубы. Улыбнулись.

3. Упражнения на развитие речевого восприятия, слуха.
1. Загадка
В доме живёт,
Песни поёт
Гостей намывает,
Хозяев встречает.
(кот)

Всю жизнь в воде проводит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему спасибо.
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
(кит)
2. Сравнение кот – кит
[к] [к’]

3. Работа со словами.
а) повторяй: выть - вить
тыкать- тикать
б) читай, слушай, повторяй
ас – са
ус – су
эс – сэ
ос – со
ыс – сы

сас-аса-аса
сус-усу-усу
сэс-эсэ-эсэ
сос-осо-осо
сыс-ысы-ысы

а -сма
у -сму
о - смо
я - смя
ю - смю
ё - смё
в) печатай оса, сук, нос, сын, косы.

IV. Закрепление
Найди лишнее:
- астра, роза, ромашка, клён
- мяч, обруч, скакалка, портфель
- глобус, мяч, шар, кубик

V. Итог урока.

**************
Тема 1.2.7. Противопоставление звонкого и глухого согласного в слогах.

Цель:
- учить слышать и выделять звуки в словах, дифференцировать звонкие и глухие согласные;
- развивать артикуляторную моторику, речевое и слуховое внимание.

I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.

II. Упражнения в развитии артикуляторной моторики.
1. Игра «Пьём чай» (см. урок 1.2.6.)

2. Работа над чистоговоркой.
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу».

Физкультминутка.
3. Дифференциация ротового и носового дыхания.
1, 2, 3, 4 – вдох глубокий через нос.
4, 3, 2, 1 – выдох полный через рот.

4. Упражнения на развитие дыхания.
а) Погреться на морозе
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
б) Надуй шар.
в) Покатай карандаш. Предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

III. Упражнения в определении, противопоставлении звонкого и глухого согласного.
1. Знакомство с понятиями звонкий, глухой согласный.
Д/и «Кто вернее и быстрее?»

Цель: развивать умение выделять первый согласный и определять его по глухости (звонкости)

Ученики берут предметную картинку, называют предмет, выделяют первый согласный, определяют его как звонкий или глухой.

2. Работа со слогами.
Повторяй ба ва га да жа за
па фа ка та ша са
ха ца ча ща
ла ма на ра
а) по строчкам
б) парами.

3. Д/и «Домино»
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости)
Оборудование: Домино с картинками. (см. Д/И , приложение)
Учитель берёт пластинку домино «ваза – кукла» и ставит на наборное полотно. Остальное перемешивает и раздаёт по три штуки каждому ученику. Отвечающий должен выделить в слове «кукла» начальный звук, определить его на звонкость или глухость. Дальше: по правилам игры в домино.

V. Итог урока.

**************
Тема 1.2.8. Противопоставление звонкого и глухого согласного в словах.

Цель: - учить слышать и выделять звуки в словах, дифференцировать звонкие и глухие согласные.

I. Организационный момент.
Улыбнулись друг другу,
Тихонечко сели.

II. Упражнения на развитие артикуляторных навыков.
1. Сказка «Путешествие Весёлого язычка» (1)
2. Артикуляционные упражнения (с зеркалом) «Трубочка», «Дудочка», «Маляр», «Качели», «Часы».
3. Упражнения на развитие дыхания. (см. урок 1.2.7.)
а) покатай карандаш;
б) надуй шар;
в) погреться на морозе;
г) задуй свечу.

III. Упражнения в определении, противопоставлении звонкого и глухого согласного.
1. Д\и «Кто вернее и быстрее» (см. урок 1.2.7.)
2. Работа со словами.
повторяй ба ва га да жа за
па фа ка та ша са

а) по строчкам
б) парами
в) придумывание слов, начинающихся на данные слоги.
повторяй ваза – фаза дачка – тачка бил – пил
гол – кол жар – шар вата – фата
бочка – почка бух – пух

а) повторение
б) работа над содержанием слов
в) работа с предложением. У Захара коза, а у Розы – коса!

3. Игра «Домино» (см. урок 1.2.7)

IV. Итог урока.

**************
Тема 1.2.9. Трёхбуквенные слова, различающиеся гласными.

Цель:
- учить слышать и выделять звуки;
- развивать артикуляционную моторику.

I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу, пожмите руки друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

II. Упражнения на развитие артикуляторной моторики.
1. «Сказка о Весёлом язычке» 2.
Жил-был Весёлый язычок. Открыл он дверь в своём домике, вышел на улицу огляделся: посмотрел вверх, потом вниз, решил построить перед домиком заборчик. Потом смастерил трубочку. Отдохнул и пошёл гулять.
Зашёл в цветочный магазин, там его друг Нос нюхал цветы. Видит язычок: свеча горит. Стал дуть на свечу, сначала медленно, потом резко. Заболело у язычка горло. Пришёл на приём к врачу.
- А-а-а – показал он горло врачу. Доктор сказал, что ничего страшного нет, просто надо отдохнуть.
2. Упражнения с зеркалом «Орехи», «Часы», «Маляр», «Качели», «Иголочка», «Лопатка».
3. Упражнения на развитие дыхания, работа с полоской бумаги (см. упр. 1.2.1.)
Физкультминутка «Листочки»
III. Упражнения «Пальчиковая гимнастика»
- Жил-был Пальчик, вот он Пальчик вышел к нам. Поздоровался вот так:
- Здравствуйте, дети! (Наклоняю одну фалангу пальца)
- Здравствуй, пальчик! (Дети повторяют движения за учителем)
- Есть ребята-шалуны?
- Есть!
- Нельзя шалить, никак нельзя, давайте лучше поиграем! (Дети повторяют движения пальцев учителя, а последней учитель показывает позу правильной посадки за столом)

IV. Упражнения в произношении слов, различающихся гласными.
1. пение а о у ы и
2. повторяй сок – сук бал – был
сом – сам пол – пил
дом – дым рос – рис
вал – вол жар – жир
пар – пир сор – сыр
(если есть дети, которые умеют читать, то можно пары слов прочитать)

V. Закрепление.
1. Игра «Исключи лишнее»
- пальто, свитер, шапка, майка;
- помидор, перец, лук, морковь, слива.

2. Заучивание стихотворения.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
3. Игра «Звуки вокруг нас».
Учитель показывает картинки: звонок, часы, петух, корова, лягушка, змея, кукушка, собака, кран с водой, а дети воспроизводят звуки.

VI. Итог урока.

**************
Тема 1.2.10. Трёхбуквенные слова, различающиеся начальными или конечными согласными.

Цель:
- учить слышать, выделять звуки гласные и согласные;
- развивать слуховое и речевое внимание.

I. Организационный момент.
- Какие звуки слышны из коридора? Как вы считаете они речевые или нет?

II. Упражнения на развитие артикуляторной моторики.
1. Игра «Пьём чай» (см. урок 1.2.6)
2. Работа над чистоговоркой.
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много пчёл.

III. Подготовка к изучению нового материала.
1. Загадка.
Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься.
(Лук)
- Какой 1 звук, 2 звук, 3 звук, напечатайте Л У К

2. – Закройте глаза. (меняю Л на С)
- Что изменилось?
- Что такое – сук?

3. – Закройте глаза. (меняю У на О)
- Что изменилось? (был СУК стал СОК)
ЛУК – СУК – СОК – СОМ – ДОМ – КОМ – ЛОМ – ЛОБ

IV. Работа со словами.
Повторяй(читай): лук сук сок сом дом ком лом лоб

V. Работа с предложением.
Выбор из картинок той, которая соответствует высказыванию:

Мама вытирает пыль Маша одевает куклу. У Маши шар.
VI. Слушание сказки (с опорой на наглядность) «Колобок».
1. Слушание детьми.
2. Работа по содержанию.
3. Рассказывание детьми с опорой на серию картинок.

VII. Итог урока.

1.3. Практические упражнения на развитие дикции (6ч)

Тема 1.3.1. Выполнение понятных, простейших движений по словесной инструкции учителя с последующим речевым воспроизведением действия.

Цель:
- развивать артикуляторную моторику, речевое дыхание;
- учить отчётливому воспроизведению слов, стихотворений.

Организационный момент .
На улице сегодня пасмурно, идёт дождь. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе стало светлее, теплее.

Упражнения на развитие артикуляторного аппарата.
Сказка о Весёлом язычке 2.
Упражнения с зеркалом. «Заборчик», «Трубочка», «Орехи», «Чашечка», «Иголочка».
Упражнения для развития речевого дыхания.
а) 1, 2, 3, 4 – вдох длительный через нос
4, 3, 2, 1 – выдох через рот
б) «задуть свечу»
в) «перекати карандаш»
г) пение а-о-у-ы-и (на одной высоте по типу до-ре-ми-фа-соль)
ма-мо-му-мы-ми
ла-ло-лу-лы-ли

Изучение нового материала.
Упражнения на произношение слов, стихотворений в сопровождении движений.
Маша машет.
Паша пашет.
Коля колет.
Поля полет.
а) рассматривание картинки: - Кто нарисован? Что делает?
б) выполните это движение.
в) повторение и проговаривание предложения.
г) проговаривание своих действий: я машу (пашу, колю, полю)
д) Игра «Что мы делаем?»
Ребятам предлагается картинка с изображением действия. Дети воспроизводят эти движения и озвучивают. Например: на картинке: девочка сидит за партой. (Дети садятся как на картинке и говорят: девочка сидит.)- действие можно сказать вслух учителем, если нет картинки с изображением действия.

Разучивание стихотворения с сопровождающими движениями.
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту режем-режем.
Мы капусту жмём-жмём.
Мы капусту мнём-мнём.
Игра на координацию речи с движением «Листочки».

Дует, дует ветер, дует, задувает.
Жёлтые листочки с дерева срывает.
И летят листочки, кружат по дорожек
Падают листочки прямо под ножки.
Плавные движения руками.
Дети кружатся на месте.
Бегут хаотично, медленно
приседают, кладут листочки.

Закрепление изученного.
Упражнения на выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию:
У Димы машина. (У Димы мяч)
Светит солнышко. (Идёт дождь.)

слушание сказки в устном изложении учителя с опорой на наглядность с последующим воспроизведением детьми в драматизации. «Колобок».
а) слушание;
б) работа над содержанием;
в) распределение ролей;
г) драматизация.

Итог урока.

***************
Тема 1.3.2. Выполнение понятных, простейших заданий по словесной инструкции учителя с последующим речевым воспроизведением действия.

Цель:
- развивать артикуляторную моторику, дыхание;
- учить отчётливому произнесению слов, предложений;
- учить выполнять задания по словесным инструкциям с последующим речевым воспроизведением действия.

I. Организационный момент
Покажите, как сидит:
- провинившийся мальчик;
- непоседливый малыш;
- папа, смотрящий футбол по телевизору;
- ученик, готовый слушать учителя.

II. Артикуляционные и дыхательные упражнения.
Упражнения с зеркалами. Игра «Пьём чай».
«Чашечка», «Вкусное варенье», «Приклеить ириску к нёбу», «Почистить зубы», «Дунул», «Иголочка»
Пение звуков, слогов:
- на одной высоте а-о-у-ы-и; ла-ло-лу-лы-ли
- с повышение высоты звука (до – соль)
- под мелодию «Жили у бабуси»

Изучение нового материала.
Упражнения на произношение слов, стихотворений в сопровождении движений.
а) Игра «Кто что делает?»
Цель: учить соотносить слово и движение.
Мы поиграем, я показываю игрушку, называю действие, дети составляют предложение. Например: Зайка, сидеть.
Зайка сидит. (сели)
Зайка прыгает. (прыгаем)
Зайка ушами шевелит.
- А что делает Ванька-встанька?
Физкультминутка «Ванька-встанька»
Ванька, встань-ка
Приседай-ка, приседай-ка
Будь послушен. Ишь, какой!
Нам не справиться с тобой. (усталый вид, поза)

б) Игра «Что мы делаем?» (см. урок 1.3.1.)

Разучивание стихотворения с сопровождающими движениями.
Дети поднимают левую (затем правую) руку ладонью к себе.
Сидит белка на тележке
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Загибают
Большой палец
Указательный
Средний
Безымянный
Мизинец

Игра «Послушай и сделай»
Учитель ждёт простейшую словесную инструкцию, ученик выполняет задание и говорит, что он сделал. Например:
Юра, принеси книгу по чтению. (Ребёнок приносит книгу по чтению и говорит: «Я принёс книгу по чтению»

Примерные словесные инструкции:
- Встань, задвинь стул, подойди к доске.
- Собери игрушки, убери их в шкаф.
- Сложите в портфель школьные принадлежности.
- Положите книгу на парту.

Закрепление изученного.
1. Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания.
а) Игра «Кто летит?»
учитель говорит слово «летит» с другими словами (птица летит, самолёт летит), но иногда «ошибается» - (собака летит), дети сигнализируют хлопками. В начале игры темп произнесения низкий, паузы длинные, дальше темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
б) Игра «Запомни слова»
учитель говорит 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Слова даются с показом картинок (т.е. со зрительным подкреплением). Например: петух, луна, книга, мяч, дом
в) Рассказывание детьми сказки «Колобок» с элементами драматизации.

Итог урока.

***************
Тема 1.3.3. Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению. Тема «Осень».

Цель:
- развивать артикуляторную моторику, речевое дыхание, слуховое восприятие и внимание;
- учить отчётливому воспроизведению слов, предложений.

Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.

Упражнения на развитие артикуляторного аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия и внимания.
Гимнастика для губ и щёк: (см. Приложение)
У. 1, 3, 4, 5, 6, 11, 15.

Гимнастика для языка:
У. 1, 2, 3, 6, 9, 10.

Игра «Эхо»
1 группа с учителем громко произносит (а, о, у, ау, уа, оа, уи)
2 группа-эхо (тихо повторяет), затем меняются роли.

Игра «Надуй шар»
(набирать воздух через рот и медленно выдыхать его через рот в отверстие игрушки)

Упражнения на развитие восприятия речи с использованием заданий на имитацию слогов (из таблиц Н.Б. Покровского)
- повторяй за учителем:
няк пуль мят пиц мюф лут дыс выс гумм
ёфь тыпь геф деп вох эфь лефь вик кась лёфь

Изучение нового материала.
Беседа об осени.
а) Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима» (Осень)
б) Игра «Листочки»
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня всё летят, летят.
Видно тоже в Африку улететь хотят!
- Вот вы тоже сейчас превратитесь в листочки.
Физкультминутка.
Дует, дует ветер, дует, задувает
Жёлтые листочки с дерева срывает.
И летят листочки, кружат по дорожке
Падают листочки прямо нам под ножки.
Плавные движения руками,
Кружатся на месте
Кружат
Медленно приседают

в) Игра «Кто зовёт?»
одному ученику завязывают глаза, остальные свободно движутся. По сигналу все останавливаются, один зовёт «Ау!». Если водящий правильно назвал того, кто причал, тот становится водящим.

Работа с картинками.
а) Упражнения на выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению.
У маши жёлтые листья. (зелёные листья)
Листья на деревьях пожелтели
Птицы улетают на юг.
Ёжик делает припасы.
Колхозники убирают урожай.

б) Подвижная дидактическая игра «Будь внимателен»
- Повторяй движения точно за мной.
Утром дети в лес пошли
И в лесу грибы нашли.
Наклонялись, собирали
По дороге растеряли!
Шаги с высоким подниманием ног.
Размеренное приседание.
Наклоны вперёд.
Разведение рук в стороны.

Закрепление.
Назовите приметы осени.

Итог урока.

***************
Тема 1.3.4. Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению. Тема: «Школа».

Цель:
- развивать артикуляторную моторику, речевое дыхание, слуховое восприятие и внимание;
- учить отчётливому воспроизведению слов, предложений;
- учить составлять предложения по заданной конструкции.

Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.

Упражнения на развитие артикуляторного аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия и внимания.
1. Гимнастика для губ и щёк: (см. Приложение)
У. 1, 3, 4, 5, 6, 11, 15.

2. Гимнастика для языка:
У. 1, 2, 3, 6, 9, 10.

Игра «Эхо»
1 группа с учителем громко произносит (а, о, у, ау, уа, оа, уи)
2 группа-эхо (тихо повторяет), затем меняются роли.

Игра «Надуй шар»
(набирать воздух через рот и медленно выдыхать его через рот в отверстие игрушки)

Упражнения на развитие восприятия речи с использованием заданий на имитацию слогов (из таблиц Н.Б. Покровского)
- повторяй за учителем:
няк пуль мят пиц мюф лут дыс выс гумм
ёфь тыпь геф деп вох эфь лефь вик кась лёфь

Изучение нового материала.
Беседа о школе.
а) Сегодня мы отправимся в школу, но не простую, а лесную, т.е. школу для животных.
- Давайте узнаем кто же там учится?
б) Упражнения на развитие фонематического восприятия.
- Что за животное, в его названии есть слог «ведь» (медведь)
- В слове 4 звука, первый слог «ли» (лиса)
- Живёт в воде, но не рыба, имеет острые зубы. (бобр)
в) Работа с предложениями.
1. Работа по исправлению смысла.
Медвежонок живёт в дупле.
Ёжик лазает по деревьям.
Жираф – перелётная птица.
2. Составление схемы предложения.
Скворец – перелётная птица.
.
3. Составление предложений по заданной конструкции.






Работа с картинками.
а) Упражнения на выбор одного из двух близких по содержанию картой той, которая соответствует услышанному предложению.
Утром дети идут в школу (из школы)
Дети сидят за партами.
б) Упражнения в составлении предложения или нескольких предложений по картинке «В школе»

Закрепление изученного.
Загадки о школьных принадлежностях.
В школьной сумке я лежу
Как вы учитесь, скажу. (Дневник)

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Всем я помогаю.
(Линейка)
По полю ходила,
Клювиком водила.
След свой оставила –
Точку поставила.
(Ручка)
Тоя в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я
(Тетрадь)

Вывод: Дневник, портфель, тетрадь, ручка, линейка – школьные принадлежности.

Итог урока.

***************
Тема 1.3.5. Пение слогов, близких по звучанию на знакомые мотивы детских песен.

Цель:
- развивать артикуляторную моторику, правильное дыхание, слуховое восприятие и внимание;
- учить петь слоговые цепочки на знакомы мотивы детских песен.

Организационный момент.
Артикуляторные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания.
Игра «Пьём чай».
Упражнения с зеркалом «Сладкое варенье». «Приклеить ириску», «Чашечка», «Орехи», «Почистить зубы»,
Упражнения на дыхание и развитие голоса.
«Вьюга»
- Вьюга началась! (Дети тихо гудят: у-у-у-)
- Сильная вьюга! (Дети громко произносят: У-у-у-)
- Вьюга затихает! (Дети постепенно уменьшают силу голоса)
- Вьюга кончилась. (дети замолкают)
Упражнения на развитие восприятия речи с использованием заданий на имитацию слогов. (из таблиц Н.Б. Покровского)
- Повторяй за учителем:
дян пяф хил хуф вый фыл сых яс лень маф буф
непь испь гом бонь нунь вафь зуфь гань сым бюн

Изучение нового материала
1. Пение звуков а-о-у-ы-и
- на одной высоте
- с повышением высоты звука (до, ре, ми, фа, соль)
- на мелодию «Жили у бабуси»

2. Пение слогов ла-ло-лу-лы-ли
- на одной высоте
- с повышением высоты звука (до, ре, ми, фа, соль)
- на мелодию «Жили у бабуси», «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Закрепление изученного.
Заучивание чистоговорки.
За-за-за здесь привязана коза.
Зы-зы-зы мало травки у козы.
Зу-зу-зу отвязали мы козу. [з] – согласный, звонкий.

Са-са-са укусила в нос оса.
Со-со-со стал мой нос, как колесо.
Сы-сы-сы не боюсь я злой осы.
Су-су-су я осу в руке несу. [с] – согласный, глухой.

Слушание сказки «Теремок» в устном изложении учителя с опорой на наглядность с последующей драматизацией.
- слушание;
- работа по содержанию;
- драматизация детьми.

Итог урока.

***************
Тема 1.3.6. Пение слогов, близких по звучанию на знакомые мотивы детских песен.

Цель:
- развивать артикуляторную моторику, правильное дыхание, слуховое восприятие и внимание;
- учить петь слоговые цепочки на знакомы мотивы детских песен.

Организационный момент.
Артикуляторные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания.
Игра «Пьём чай».
Упражнения с зеркалом «Сладкое варенье». «Приклеить ириску», «Чашечка», «Орехи», «Почистить зубы»,
Упражнения на дыхание и развитие голоса.
«Вьюга»
- Вьюга началась! (Дети тихо гудят: у-у-у-)
- Сильная вьюга! (Дети громко произносят: У-у-у-)
- Вьюга затихает! (Дети постепенно уменьшают силу голоса)
- Вьюга кончилась. (дети замолкают)
Упражнения на развитие восприятия речи с использованием заданий на имитацию слогов. (из таблиц Н.Б. Покровского)
- Повторяй за учителем:
дян пяф хил хуф вый фыл сых яс лень маф буф
непь испь гом бонь нунь вафь зуфь гань сым бюн

Изучение нового материала
1. Пение звуков а-о-у-ы-и
- на одной высоте
- с повышением высоты звука (до, ре, ми, фа, соль)
- на мелодию «Жили у бабуси»

2. Пение слогов ла-ло-лу-лы-ли
- на одной высоте
- с постепенным повышением
- на мелодию «Маленькой ёлочке холодно зимой»

3. Пение слов мама, папа
- на одной высоте
- с повышением высоты звука (до, ре, ми, фа, соль)
- на мелодию «Чему учат в школе»

Закрепление изученного.
Заучивание стихотворения:
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

Слушание сказки «Лиса и журавль» в устном изложении учителя с опорой на наглядность с последующей драматизацией.
- слушание;
- работа над содержанием;
- драматизация детьми.

Итог урока.