Рабочая программа по русскому языку для 2 класса коррекционных школ VIII вида


Индивидуальное учебно-тематическое планирование
на 2014-2015 учебный год
1.1. Общие сведения
Предмет: Русский язык
ФИО учащегося: ………………….. Максим
ФИО учителя: Васина Елизавета Николаевна
Недельная нагрузка: 2ч.
Форма занятий: очное индивидуальное занятие
1.2. Пояснительная записка
1. Соответствие программе.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 2 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII Подготовительный класс.1-4классы.-8-е изд. под редакцией Воронковой В.В. М: Просвещение,2013 .-176с.
Программа рассчитана на 70 ч ( 2ч в неделю)-согласно учебному плану школы.
Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом основного образования, Федерального Закона РФ от 29.12.12г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученика, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, а также личные достижения ученика.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
материалы курса «Русский язык», расположенного на сайте школы;
наглядный материал (схемы, таблицы. предметные картинки, сюжетные картинки);
материалы внешних Интернет-ресурсов;
аудио- и видео материалы
• УМК
2. Количество часов в неделю.
1) Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет 2 часа в неделю (Индивидуализация планирования связана:
с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,
со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности., нарушение эмоционально-волевой сферы),
со спецификой работы на уроке.
3. Виды деятельности.
1) Ученику доступны лишь некоторые виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
-- устный ответ,
---письменный ответ,
---составление/заполнение таблицы,
----работа по алгоритму,
----сравнительный анализ,
---- поисковая работа,
4. Формы контроля
1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
опрос
устный ответ
письменный ответ
контрольная работа
5. Основные сложности
---- отсутствие систематических знаний,
----несформированность навыков самостоятельной работы,
-----несформированность навыков работы с алгоритмом / текстом / таблицей / планом / словарями,
---неумение устанавливать причинно-следственные связи,
---неумение строить развернутый устный/письменный ответ на вопрос,
---слабые навыки устной монологической / письменной речи,(нарушение произношений звуков)
----неумение пересказать художественный текст устно / письменно,
---ограниченность словарного запаса,(непонимание значения некоторых слов)
----неправильное употребление слов и фразеологизмов,
6. Корректировка ИУТП
1). Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития ученика будет привлекаться к участию во внутри- и внешкольных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, предметных неделях и т.п.), поэтому ИУТП может незначительно корректироваться в течение учебного года.
2).Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).
В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем;по состоянию здоровья я выбираю 2 уровень развития.
Русский язык(письмо, грамматика и правописание)
2 класс
      В младших классах школьникам с ОВЗ даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников с ОВЗ затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.      Во 2-4классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.      Школьники с ОВЗ овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.В 4 классе даётся понятие о родственных словах. Составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть-корень.      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Связная речь. Уже во 2 -4классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.      Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
( 2ч в неделю)
ПОВТОРЕНИЕ
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.      Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.      Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
ЗВУКИ И БУКВЫ
  Звуки гласные и согласные, их различение.      Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.      Слова с гласной э.      Слова с буквами и и й, их различение.      Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.      Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.      Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.      Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.      Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО
      Изучение слов, обозначающих предметы:      называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;      называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);      различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);      сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).      Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).      Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.      Изучение слов, обозначающих действия:      называние действий предметов по вопросам  что делает?  что делают?      группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);      различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);      умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.      Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).      Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
      Практическое знакомство с построением простого предложения:      составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;      заканчивание начатого предложения (Собака громко...);      составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;      выделение предложения из текста.      Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
      Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).      Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.      Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
      Совершенствование техники письма.      Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.      Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.      Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания.      Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.      Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.      Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.      Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.      Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
УСТНАЯ РЕЧЬ
      Повторение пройденного за год.      Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.      Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий.      Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Планируемые результаты
уметь: 1-й уровень
дифференцировать на слух и в произношении звонкие] и глухие, [р] — [л], свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять) значение слов, соотнося их с картинками;
делить слова на слоги;
группировать слова — названия предметов и названия действий;
приводить в качестве примеров слова этих категорий;
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
грамотно писать по памяти словарные слова;
писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8— 10 слов);
2-й уровень
различать сходные по начертанию буквы;
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
делить слова на слоги;
писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3— 4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
Учебно-тематический план
Наименование раздела Количество часов Контрольные работы
1ч 17 1
2ч 15 2
3ч 20 1
4ч 17 2
Итого 69 6
Ресурсное обеспечение рабочей программы :
Агеев, И.Д. Трудные слова. Обучающий словарик.- СПб.: СОЮЗ, 1999.- 160с.
Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.- 176с.
Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1- 4 кл.). Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980.-160с.
Якубовская Э.В. Русский язык: Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- М.: Просвещение, 2013.- 176с.
Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2010.- 128с.
Крупенчук, О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.- 64с
Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
Межецкая,Т.Г. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 32с
Календарно-тематическое планирование (70ч)
№ Название раздела, темы урока Кол-во час Тип урока Форма урока Информационное сопровождение дата
по плану факт
Повторение, слово-11ч.
1 Повторение:гласные звуки и буквы.Выделение
первого и последнегозвука в слове. 1 комб упражнение кассы, наборное полотно 2 Соотношение звука и буквы. Выделение первого и последнего звука 1 комб упражнение учебник 3 Согласные звуки и буквы.Письмо строчных и прописных согласных букв 1 комб практическая работа учебник 4 Различение букв сходных по начертанию, отличающихся добавочным элементом (ц, щ,й) 1 комб практическая работа образцы написания букв, [10], [8], [2] 13.09
5 Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв.Слоги-ам,ма,мя 1 комб практическая работа кассы, наборное полотно, учебник 6 Повторение: гласные звуки и буквы, их обозначающие.Согласные звуки и буквы. 1 обобщения и систематизации знаний практическая работа кассы, наборное полотно
уч-с-18 7 Списывание слов с печатного текста по слогам
Самостоятельная работа. 1 обобщения и систематизации знаний самостоятельная работа предметные картинки, учебник 8 Письмо слов с печатного и рукописного текста
Практическая работа.
1
комб
практическая работа
упражнение наборное полотно
учебник 9 Составление предложений из двух- трёх слов
Прописная буква в начале предложения и точка в конце 1
обобщения и систематизации знаний самостоятельная работа карточки со слогами, [12] 10 Контрольный диктант №1 по теме: « Звуки и буквы» 1 проверки и оценки знаний проверочная работа [4] 11 Работа над ошибками.Заканчивание
начатого предложения. 1 закрепления знаний упражнение карточки с предложениями
учебник 07.10
Звуки и буквы-22ч.
12 Ударный слог. Ударные и безударные гласные 1 и.н материала
комб объяснение, упражнение учебник, карточки со словами
с-28 13 Деление слов на слоги.Перенос слов.
Постановка ударения 1 изучения нового материала путешествие Учебник с 32-38 14 Слова с буквами И и Й, их различение.Чтение по слоговой таблице. 1 комб упражнение таблица гласных и согласных, учебник с 39 15 Согласные звонкие и глухие. Артикуляторно сходные звуки Р-Л 1 комб объяснение, упражнение таблица согласных, учебник
с40 16 Звонкие и глухие согласные Б-П.Устнаая и
письменная речь. 1 комб объяснение, упражнение предметные картинки, учебник таблица согласных 17 Звонкие и глухие согласные Д-Т Устнаая и
письменная речь. 1 изучения нового материала объяснение, упражнение предметные картинки, учебник таблица согласных 18 Звонкие и глухие согласные Г-К 1 комб объяснение, упражнение предметные картинки, учебник таблица согласных 19 Звонкие и глухие согласные В-Ф 1 комб объяснение, упражнение предметные картинки, учебник таблица согласных 20 Звонкие и глухие согласные З-С 1 комб объяснение, упражнение предметные картинки, учебник таблица согласных 21 Звонкие и глухие согласные Ж-Ш 1 комб объяснение, упражнение предметные картинки, учебник таблица согласных 22
23 Согласные звонкие и глухие
Шипящие и свистящие согласные
Аффрикаты (ч-ть-щ),различение на слух и в произношении, написание слов с этими согласными.
Аффрикаты (щ- ть-с) различение на слух и в произношении, написание слов с этими согласными.
2
комб
изучения нового материала
объяснение, упражнение
практическая работа
учебник таблица согласных
предметные картинки, учебник 2425 Контрольная работа по теме: «Свистящие и шипящие согласные» Работа над ошибками.
Аффрикаты(щ-ть-с). 2 проверки и оценки знаний проверочная работа [4] 29.11
26 Гласные буквы Е,Ё,Ю.Я. вначале слова или слога. 1 изучения нового материала упражнение учебник, таблица согласных и гласных с 62 27 Твердые и мягкие согласные, их различение на слух и в произношении. 1 изучения нового материала упражнение учебник, таблица согласных и гласных с 72 28 Гласные О-Ё, У-Ю,А-Я после твёрдых и мягких согласных 1 комб упражнение учебник, таблица согласных и гласных с74-80 29 Обозначение мягкости согласных буквами и,е
,ё,ю,яТвердые и мягкие согласные. 1 комб упражнение учебник, таблица согласных и гласных 30 Твердые и мягкие согласные. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова 1 изучения нового материала упражнение Учебник с84-91 31 Составление подписей к серии из двух сюжетных картинок. 1 комб упражнение учебник, серия сюжетных картинок 32 Контрольная работа по теме: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова» 1 обобщения и систематизации знаний контрольная работа 27.12
33 Работа над ошибками по теме: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.Буквы –
Ю.ю 1 обобщения и систематизации знаний упражнение учебник Слово-16ч.
34 Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос что это? 1 изучения нового материала объяснение, упражнение учебник, предметные картинки с 92 35 Название частей предмета 1 комб упражнение предметные картинки с96 36 Различай сходные предметы и их названия.
Обобщающее слово для группы однородных предметов. 1 комб упражнение учебник, предметные картинки с98-101 37 Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос кто это? 1 комб объяснение, упражнение учебник, предметные картинки с 102 38 Называние предметов по вопросу: «Кто ?» 1 комб упражнение предметные картинки 39 Называние предметов и различение их по вопросам: Кто? Что? 1 комб упражнение учебник, предметные картинки с108 40 Называние предметов и различение их по вопросам: Кто? Что? 1 комб упражнение учебник, предметные картинки 41 Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов. 1 комб практическая работа учебник, предметные картинки с 110 42 Контрольная работа по теме: «Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопрос что это? или кто это?» 1 контрольная работа 14.02
43 Умение различать слова по их отношениям к родовым категориям 1 комбинированный упражнение учебник, предметные картинки 44 Большая буква в именах и фамилиях 1 комбинированный упражнение Учебник с112 45 Работа с деформированным текстом 1 закрепление упражнение учебник 46 Большая буква в кличках животных
Дополнение предложений кличками животных 1 комб упражнение учебник, иллюстрации животных
47 Слова, обозначающие действия.Называние
действия по вопросу: «Что делает?» «Что делают?» 1 комб объяснение, упражнение учебник, предметные картинки с 120 48 Группировка действий по признаку и их одно
родности.Различение предметов по их
действиям 1 комб объяснение, упражнение учебник, предметные картинки с126 49 Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими пред
мет. 1 изучения нового материала
комб объяснение, упражнение
практическая работа учебник, предметные картинки с128-132 Предлог-4ч
50 Знакомство с предлогом, как с отдельным словом. Раздельное написание предлога со
словом. 1
комб объяснение, упражнение
практическая работа учебник, предметные картинки
перфокарты, с134 51 Выделение предлогов в предложении.Состав
ление предложений и его схем, используя предлоги. 1 комб Практическая работа учебник 52 Слова с непроверяемыми гласными 1 комб упражнение С 138 21.03
53 Написание гласных в словах-родственниках. 1 комб объяснение, упражнение
практическая работа С 140 Предложение-7ч
54 Выделение предложений из текста. 1 изучения нового материала упражнение учебник, предметные картинки с.142 55 Постановка точки в конце предложения Правила записи предложения. 1 комб
упражнение учебник 56 Большая буква в начале предложения 1 комб упражнение учебник 57
Предложение и его схема.
Порядок слов в предложении. 1 комб объяснение,
практическая работа учебник, предметные картинки с. 146 58-59 Составление предложений по предметной , сюжетной картинке 2 комб объяснение, упражнение
практическая работа учебник с. 154 60 Контрольный диктант по теме: Предложение» 1 проверки и оценки знаний проверочная работа Повторение пройденного-9ч.
61 Гласные и согласные звуки в словах
Большая буква в именах и фамилиях 1 обобщения и систематизации знаний упражнение таблица согласных и гласных учебник
карточки, 62 Мягкость согласных 1 упражнение карточки, учебник 63 Слова, обозначающие действие и предмет
Составление предложений. 1 упражнение карточки, учебник 64 Большая буква в начале предложения 1 обобщения и систематизации знаний
закрепление упражнение карточки, учебник 65 Правописание слов с непроверяемым написанием гласных в корне слова 1 упражнение карточки, учебник,
словарь 66 Контрольный диктант по теме: «Повторение пройденного за год» 1 проверки и оценки знаний проверочная работа [4] 67 Работа над ошибками по теме: «Повторение пройденного за год». 1 закрепление
обобщения и систематизации знаний
упражнение карточки, учебник.
Словарик для нач.кл,
предметные картинки,
загадки,пословицы. ребусы 68 «Повторение пройденногово 2 классе.
.Предложение и его схема 1 69 Загадки, пословицы,скороговорки.Весёлый русский язык. 1 70 Резерв 1