Рабочая программа для 3 кл. коррекционных школ (VIII вида) Окружающий мир


Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса (VIII вида)
Пояснительная запискаДанный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида , так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.В 3-м классе появляется возможность развития механизмов связной речи путем формирования ассоциативных связей между мыслями говорящего, предметностью ее содержания и адекватностью речевого оформления. Продолжается работа над интонацией, которая имеет большое значение в организации связанного высказывания. Отрабатывается навык составления описательного, повествовательного рассказа; формируется умение моделировать текст – рассуждение. В основе системы работы по развитию речи лежит комплексный подход, направленный на решение на одном уроке разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития и развития высших психических функций школьников с интеллектуальным недоразвитием.Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса (VIII вида) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. Воронковой В.В.; – М.: Просвещение, 2013.- учебного плана ГБС(К)ОУ школы № 487 на 2014 – 2015 учебный год.Срок реализации программы 1 учебный год.Цель и задачи программыЦель: расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.Задачи:-формировать у учащихся знания об окружающем мире, умение вести диалог, обогащать словарный запас; - развивать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;-воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.Условия реализации программыВиды и формы организации учебного процессаДля реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщению изученного материала) нетрадиционные уроки (экскурсии, урок-викторина, урок-игра и т.д.)Формы работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.Методы обучения: словесные, наглядные, практические.Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.Виды и формы контроляПри реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный, текущий и итоговый.Методы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тест, и т.д.Результаты проведенного контроля заносятся в бланки отчетов, Карту развития учащихся.
Учебно – тематический план
№ Блок Количество часов1. Сезонные изменения. Лето. 72. Сезонные изменения. Осень. 113. Животные. 64. Неживая природа. 85. Сезонные изменения. Зима. 76. Растения. 57. Птицы. 58. Сезонные изменения. Весна. 69. Человек. 7ИТОГО 62Содержание тем учебного курсаСезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.• Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.• Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».• Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).• Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).• Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).• Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).• Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.• Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.• Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.• Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.• Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.• Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).• Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.• Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.• Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.• Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.• Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.• Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.• Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.• Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.• Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами. Примерные требования к уровню подготовки обучающихся по данной программы:Умения:• называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства; • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;• связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;• ухаживать за одеждой и обувью;• поддерживать порядок в классе, интернате, дома;• соблюдать правила личной гигиены;• соблюдать правила уличного движения.Знания:• названия и свойства изученных предметов и их частей;• обобщающие названия изученных групп предметов• выученные правила дорожного движения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методическая литература:1. Основная:1. Айдарбекова А. А., Белов В. М., Воронкова В. В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. Воронковой В.В.; – М.: Просвещение, 2013.2. Матвеева Н.Б. Живой мир. 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.2. Дополнительная:1. Батяева С.В. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013.2. Володина В.В. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014 .3. Демонстрационный материал. В мире мудрых пословиц. – (Серия «Беседы по картинкам»). - М.: «Сфера». – 2014.4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2010. – 320 с. + 8 с. ил. – («Популярная логопедия»). Дидактический материал: - карточки и плакаты с заданиями по темам курса.Демонстрационный материал: иллюстрации по темам: «Овощи», «Фрукты», «Растения», «Вода», «Дикие животные», «Домашние животные»; «Времена года»; «Птицы», «Рыбы»; «Продукты питания»; «Человек» и др.; сюжетные рисунки по темам курса.Технические средства: - Компьютер. Магнитофон.DVD-проигрыватель.
Приложение
Календарно - тематическое планирование№ Дата Кол. часов Тема Стр. Результаты обученияI четвертьСезонные изменения. Лето. (7ч)Знать:- признаки лета;- названия летних месяцев;- знать 3-4 названия лесных ягод.Уметь:- определять погоду;- определять и различать овощи, бахчевые культуры, ягоды;- описывать изученные предметы и составлять связный рассказ о них;- наблюдать за изменениями в природе.1. 01.09.14 1 Лето. Признаки лета. 38-392. 05.09.14 1 Месяцы лета. С.Я. Маршак о летних месяцах. 40-41 3. 08.09.14 1 Растения летом. 42-43 4. 12.09.14 1 Лесные ягоды. 74-75 5. 15.09.14 1 Входная контрольная работа. 6. 19.09.14 1 Животные летом. 44-45 7. 22.09.14 1 Занятия людей летом. 46-47 Сезонные изменения. Осень. (11ч)Знать:- признаки осени;- названия осенних месяцев;- названия и свойства изученных предметов;- названия 5-6 грибов.- названия 3 перелётных птиц;- растения сада, леса.Уметь:- определять погоду и записывать в дневник наблюдений;- определять и различать овощи, ягоды;- узнавать и различать деревья, кустарники, травы, цветы;- описывать изученные предметы и составлять связный рассказ о них;- наблюдать за изменениями в природе на экскурсии.8. 26.09.14 1 Осень. Признаки осени. 5-69. 29.09.14 1 Месяцы осени. 7-8 10. 03.10.14 1 Растения осенью. 9-10 11. 06.10.14 1 Грибы. 76-77 12. 10.10.14 1 Животные осенью. 11-13 13. 13.10.14 1 Перелётные птицы. 94 14. 17.10.14 1 Занятия людей осенью. 14-15 15. 20.10.14 1 Тестовая работа за I четверть. 16. 24.10.14 1 Растения сада. 68-70 17. 27.10.14 1 Лес. 71-72 18. 31.10.14 1 Экология воздуха и охрана окружающей среды. II четверть Растения летом. Животные летом.Животные. (6ч) Знать:- названия диких животных;- названия домашних животных;- виды животных. Уметь:- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;- определять вид животного;- сравнивать и различать животных;- составить рассказ о животном. 19. 10.11.14 1 Животные. Составление рассказа о животном. 81 20. 14.11.14 1 Дикие животные. Лось. 82 21. 17.11.14 1 Дикие животные. Кабан. Заяц. 83-84 22. 21.11.14 1 Домашние животные. Корова. 85 23. 24.11.14 1 Домашние животные. Свинья и кабан. 86,88 24. 28.11.14 1 Домашние животные. Кролик и заяц. 87, 89-90 Неживая природа. (8ч) Знать:- значение воздуха;- названия дней недели;- виды календарей;- стороны света.Уметь:- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;- определять температуру воздуха;- определять направление ветра.25. 01.12.14 1 Понятие «Неживая природа». Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина.26. 05.12.14 1 Солнце в разные времена года. 48-49 27. 08.12.14 1 Восход и закат солнца. 50 28. 12.12.14 1 Воздух. Значение воздуха. 52-53 29. 15.12.14 1 Термометр. 54 30. 19.12.14 1 Ветер. Направление ветра. 55-57 31. 22.12.14 1 Тестовая работа за II четверть. 32. 26.12.14 1 Календарь. 51III четвертьСезонные изменения. Зима. (7ч)Знать:- признаки зимы;- названия зимних месяцев;- названия 3 зимующих и домашних птиц;- названия 3-4 домашних и диких животных.Уметь:- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;- помогать зимующим птицам;- различать животных по внешнему виду;- вести наблюдения за изменениями в природе.33. 12.01.15 1 Зима. Признаки зимы. 16-1734. 16.01.15 1 Месяцы зимы. 18-19 35. 19.01.15 1 Растения зимой. 20 36. 23.01.15 1 Животные зимой. Следы зайца, лисы, сороки. 21-22 37. 26.01.15 1 А. Яшин «Покормите птиц зимой». 23 38. 30.01.15 1 Зимующие птицы. 95 39. 02.02.15 1 Занятия людей зимой. 24-25Растения. (5ч)Знать:- названия цветов, трав, плодов;- части растений;- назначение Красной Книги, заповедников и зоопарков. Уметь:- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;- сравнивать растения.40. 06.02.15 1 Растения. Сравнение растений. 60-6141. 09.02.15 1 Части растений. 62-64 42. 16.02.15 1 Части растений. 65-67 43. 13.02.15 1 Плоды и семена. 73 44. 27.02.15 1 Травы. 78-80Птицы. (5ч)Знать:- названия птиц;- строение птиц;- птиц, занесённых в Красную книгу и их значение.Уметь:- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;- отличать птиц.45. 02.03.15 1 Птицы. Строение птиц. 91-92 46. 06.03.15 1 Хищные птицы. 96 47. 13.03.15 1 Певчие птицы. 97 48. 16.03.15 1 Тестовая работа по итогам III четверти. 49. 20.03.15 1 Птицы. Изготовление аппликации.IV четвертьСезонные изменения. Весна. (6ч)Знать:- признаки весны;- названия весенних месяцев.Уметь:- обобщать понятие животные: звери, рыбы, птицы, насекомые;- вести наблюдения за изменениями в природе.50. 03.04.15 1 Весна. Признаки весны. 26-2751. 06.04.15 1 Месяцы весны. 28-29 52. 10.04.15 1 Растения весной. 30-31 53. 13.04.15 1 Животные весной. 32-34 54. 17.04.15 1 Занятия людей весной. 35-37 55. 20.04.15 1 Тестовая работа за год. Человек. (7ч)Знать:- названия органов человека;- части тела организма чело-века;- расположение органов на теле человека;- причины простудных заболеваний;- полезные свойства продуктов.Уметь:- определять части лица: лоб, нос, щёки, подбородок, щёки, зубы, язык;- различать молочные, мясные и сухие продукты;- связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.56. 24.04.15 1 Человек. Дыхание человека. Болезни органов дыхания. 98-9957. 27.04.15 1 Правила профилактики болезней дыхания. 100-102 58. 08.05.15 1 Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.103-105 59. 15.05.15 1 Кровь. Сердце. Пульс. 105-107 60. 18.05.15 1 Тестовая работа по итогам IV четверти. 61. 22.05.15 1 Окружающая среда и здоровье человека. 108-109 62. 25.05.15 1 Питание человека. Молочные, мясные и сухие продукты.Сроки хранения продуктов. 110-113 Итого 62 Итого: 62 часа за год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по « Трудовое обучение» разработана на основе примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по технологии для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
Целью данной программы является:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Общая характеристика учебного предмета.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
значение производства товаров для жизни людей;
сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Настоящая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Начальное общее образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёные, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, А.Р.Лурии, П.Н.Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М.Кольцова).
Ни один предмет не даёт возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения – точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе и дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С.Выготский) необходим людям многих профессий.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощрённая наблюдательность» (Л.С.Рубинштейн).
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
- представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
- интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения;
- знания о гигиене учебного труда и организации учебного места.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль своих действий по результату.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
- проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
- обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– основам смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять существенную информацию из познавательных текстов;
– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
- понимать важность коллективной работы;
- контролировать свои действия при совместной работе;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
- следить за действиями других участников совместной деятельности;
- принимать другое мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Предметные результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов
Учебно – тематический план
№ п/п.
Тема урока.
Кол-во уроков
Экскурсии
1 четверть(9 ч.)
1.
Работа с природными материалами
2
Экскурсия в природу. Сбор природного материала.
2.
Работа с бумагой и картоном
2
3.
Работа с проволокой
1
4.
Работа с древесиной
4
Экскурсия в столярную мастерскую
2 четверть(7 ч.)
5.
Работа с металлоконструктором
2
6.
Работа с бумагой и картоном
5
3 четверть(10 ч.)
7.
Работа с бумагой и картоном
2
8.
Работа с текстильными материалами
4
9.
Работа с древесиной
4
4 четверть(8 ч.)
10.
Работа с бумагой и картоном
Знакомство с объёмными изделиями из картона и бумаги.
2
11.
Знакомство с текстильными материалами.
3
12.
Работа с металлоконструктором
3
Итого: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Первая четверть
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Экскурсия в столярную мастерскую.
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
Вторая четверть
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
Разборка собранных изделий.
Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11(ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Третья четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило (у учителя), клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
Четвертая четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
Практические работы
Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Практические работы
Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
Контроль и оценка предметных результатов обучающихся:
Проект.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Самостоятельная ориентировка в задании
Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя
Подбор материалов и инструментов для работы
Анализ своего изделия и изделия товарища
Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов,
и слов, обозначающих пространственные отношения предметов
Материально- техническое обеспечение.
Учебники:
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд : 3 класс: Учебник для специального
( коррекционного) образовательного учреж.VIII вида/ СПб: филиал издательства Просвещение, 2012 / только для практической работы в классе/
Дополнительная литература:
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п.
Тема урока.
Кол-во уроков
Дата
Вид урока
Виды деятельности уч-ся
1 четверть(9 ч.)
Работа с природными материалами
2
Экскурсия в природу. Сбор природного материала.
1
Экскурсия
Беседа о природе. Сбор природного материала. ПТБ
Изготовление паука из природного материала.
1
Комбинированный
Беседа о животных. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ
Работа с бумагой и картоном
2
Изготовление подложек квадратной формы.
1
Комбинированный
Показ образца. Анализ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ
Окантовка картона полосками бумаги.
1
Комбинированный
Показ образца. Анализ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ
Работа с проволокой
1
Изготовление фигурок рыб из проволоки.
1
Комбинированный
Беседа о свойствах проволоки Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ
Работа с древесиной
4
Экскурсия в столярную мастерскую
1
Экскурсия
Экскурсия в столярную мастерскую. ПТБ
Изготовление подставок прямоугольной формы из фанеры.
1
Комбинированный
Беседа о свойствах бумаги .Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ
Изготовление флажков из бумаги и палочек.
1
Комбинированный
Беседа о свойствах бумаги. Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ
Изготовление колышков для комнатных цветов из палочек.
1
Комбинированный
Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ
2 четверть(7 ч.)
Комбинированный
Работа с металлоконструктором
2
Знакомство с металлоконструктором. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок
1
Изучение нового материала
Знакомство с металлоконструктором. Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ
Сборка по образцу квадрата
1
Комбинированный
Показ образца. Анализ образца.. Подбор деталей для работы. Самостоятельная работа. Выставка работ
Работа с картоном и бумагой.
5
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
1
Комбинированный
Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ
Изготовление ёлочных игрушек.
2
Комбинированный
Беседа о Новом годе. Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Коллективная работа.
Изготовление карнавальных масок.
1
Комбинированный
Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Коллективная работа.
Изготовление карнавальных головных уборов.
Отделка изделий аппликативными украшениями
1
Беседа о Новом годе. Показ образца. Составление плана работы. Коллективная работа.
3 четверть(10 ч.)
Работа с бумагой и картоном
2
Изготовление доски для игры в шашки.
1
Комбинированный
ПТБ Показ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ
Изготовление папки для тетрадей.
1
Комбинированный
Показ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ
Работа с текстильными материалами
4
Ознакомление с косым обмёточным стежком.
1
Комбинированный
Беседа о свойствах тканей. ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ
Упражнения на полосе картона по готовым проколам.
1
Комбинированный
ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.
Изготовление закладки из фотоплёнки.
1
Комбинированный
ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.
Оформление концов закладки кисточками.
1
Комбинированный
ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа.
Работа с древесиной.
4
Вбивание гвоздя в древесину.
1
Комбинированный
ПТБ Беседа о свойствах древесины. Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа.
Извлечение гвоздя из древесины.
1
Комбинированный
ПТБ Беседа о свойствах древесины. Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа.
Ввёртывание шурупа в древесину.
1
Комбинированный
ПТБ Беседа о свойствах древесины. Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа.
Знакомство с полуфабрикатами кукольной мебели.
1
Комбинированный
ПТБ Беседа о свойствах древесины. Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа.
4 четверть(8 ч.)
Работа с бумагой и картоном
Знакомство с объёмными изделиями из картона и бумаги.
2
Разметка развёртки коробки по шаблону.
1
Комбинированный
Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Коллективная работа.
Склеивание коробки по стыкам.
1
Комбинированный
Показ образца. Работа с шаблонами. Составление плана работы. Работа в парах.
Знакомство с текстильными материалами.
3
Составление рисунка по образцу на бумаге в клетку.
1
Комбинированный
ПТБ Показ образца. Анализ образца. Составление рисунка по образцу на бумаге в клетку Самостоятельная работа
Вышивание рисунка на льняном полотне.
1
Самостоятельная работа
ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа
Оформление вышивкой салфетки.
1
Комбинированный
ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа
Работа с металлоконструктором
3
Сборка тележки из металлоконструктора.
1
Комбинированный
ПТБ Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ
Изготовление по представлению вагончика.
1
Комбинированный
Показ образца. Анализ образца..Работа в парах. Выставка работ
Изготовление по представлению машины.
1
Комбинированный
Показ образца. Беседа о машинах. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ