Рабочая программа по обществознанию для учащихся коррекционных школ VIII вида (9 класс)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Находки»
Приморский край, город Находка, ул. Горького, 8
Тел. 8 (4236) 620 – 428
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ 9 КЛАССА
на 2016– 2017 уч.г.


Составитель: учитель обществознания
Ласкина Е. Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой – М. Издательство «Владос», 2011 год, под редакцией В.В. Воронковой. Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования  РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанная ИКП РАО, 2009 г.
Курс «Обществознание» представляет собой один из рекомендованных вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Курс призван способствовать, возможно, большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) классах VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения.
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления знаний
Методы применения знаний
Методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, срезовые, самостоятельные работы. В курс вошло 2 (два) урока проверки знаний, на тестовые, срезовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
Настоящая программа рассчитана на воспитанников 9 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Курс рассчитан на 34 учебных часа, из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух третей материала должно быть предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и практические занятия. Примерная схема распределения учебного времени по темам:
класс (1 час в неделю) — 34 часа
Повторение — 2 часа.
Тема 3. – 3 часа.
Тема 4. — 28 часов.
Заключение - 1 часа.
Тема 1. О том, как человек становился человеком. (7 часов)
Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.
Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Тема 2. Человек среди людей. (14 часа)
Тема 3. Государство и гражданин(10+3 часов)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Тема 4. Что такое права и обязанности взрослых и детей. Конституция РФ(26 часа)
Посвящена основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.
Курс обществознания относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту
Задача курса:
помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность;
осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли;
учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности.
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли,
различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях:
семье, в классе, в кругу друзей.
Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях,
проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
Цели обучения.
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности:
становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений;
формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе.
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук:
воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
класс (34 часа)
№ п/п Тема Количество часов Дата
1. Введение.
Повторение пройденного за 8 кл. 1 Государство и гражданин (3 часа)
2. Новое слово – «гражданство» 1 3. Иностранцы в России. 1 4. Итоговый урок по теме «Государство и граждание» 1 Что такое права и обязанности взрослых и детей. Конституция РФ (26 часа)
5. Права человека.
Права человека и гражданина. 1 6. Личные права человека. 1 7. Другие основные права и свободы. 1 8. Права несовершеннолетних. 1 9. Что такое гарантии. Кто представляет и защищает права подростков 1 10. Правоохранительные органы 1 11. Проступок и преступление 2 12. Уголовная ответственность за преступления. 1 13. Уголовная ответственность несовершеннолетних 2 14. Экскурсия в исправительную колонию №22 1 15. Итоговый урок «Права человека» 1 16. Обязанность человека.
Что такое обязанность? 1 17. Защита Отечества 1 18. Сохранение природы и исторических памятников 1 19. Почему важно платить налоги 1 20. Об ответственности за несоблюдение законов 1 21. Итоговый урок «Обязанности гражданина» 1 22. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. 1 23. Право на труд. Дисциплина труда. 1 24. Трудовой договор. Практикум. Заполнение трудового договора. 1 25. Трудовые права несовершеннолетних. 1 26. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? 1 27. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. 1 28. Итоговый урок по теме «Права и обязанности гражданина РФ» 1 Повторение.
29. Что такое мораль и культура. 1 30. Семейные отношения и обязанности родителей. 1 31. Я- гражданин РФ 1 32. Итоговый урок по курсу «Обществознание» 1 Календарно – тематическое планирование по обществознанию 9 кл.
( 2 года обучения)
№ Тема урока ЗУН Дата Словарь Домашнеее задание Оборудование
1. Введение.
Повторение пройденного за 8 кл Обществознание
Права, законы Государство и гражданин (3 часа)
2. Новое слово – «гражданство» Объяснить, что такое гражданство, чем оно отличается от подданства. Как получить статус гражданина РФ. Рассказать уч-ся, почему быть гражданином РФ не только почетно, но и ответственно. Гражданство, подданство уч. 7кл.
стр. 58-64
3. Иностранцы в России. Объяснить, какими правами обладает иностранец в России Иностранный гражданин, беженец, вынужденные переселенцы, нелегалы уч. 7кл.
стр.65-70
4. Итоговый урок по теме «Государство и граждание» Что такое права и обязанности взрослых и детей. Конституция РФ (26 часа)
5. Права человека.
Права человека и гражданина. Цели: 1) познакомиться с понятием "Конституции", рассмотреть её структуру;
Задачи:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;
Формировать представления учащихся о группах прав.
2.Развивающие:
Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала; Развивать навыки монологической речи, внимание, память.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к общественным наукам; Воспитывать гражданина РФ;
Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих обязанностей; Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека. право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.
уч. 7кл.
стр. 75-76
6. Личные права человека. Объяснить, какие права человека личные, познакомить с ними. уч. 7кл.
стр. 77-78
7. Другие основные права и свободы. уч. 7кл.
стр. 78-80
8. Права несовершеннолетних. Объяснить, какими общими правами и свободами обладают взрослые и дети. Какие права детей особенно часто нарушаются.
уч. 7кл.
стр. 84-90
9. Что такое гарантии. Кто представляет и защищает права подростков Рассказать, как человек может защитить свои права. Уполномоченный по правам человека. Опека, попечительств, усыновление уч. 7кл.
стр.90-97, 105-108
10. Правоохранительные органы Кто относится к правоохранительным органам, что они охраняют. Что такое суд, кто может обратиться в суд. уч. 7кл.
стр.98-100
11.
12. Проступок и преступление Объяснить, что такое «можно» и «нельзя» как нравственные понятия. Чем отличаются преступления от проступков (административное правонарушение), какие за это бывают наказания. Правонарушение, преступление, проступок, юридическая ответственность, административные взыскания уч. 7кл.
стр. 121-125, 134
уч. 9 кл.
стр. 119-127
13. Уголовная ответственность за преступления. уч. 9 кл.
стр.130 -137
14.
15. Уголовная ответственность несовершеннолетних уч. 9 кл.
стр.138-148
16. Экскурсия в исправительную колонию № 22 17. Итоговый урок «Права человека» 18. Обязанность человека.
Что такое обязанность? Рассказать, что права и обязанности тесно связаны между собой. Пять прямых обязанностей гражданина РФ. и другие.
формировать умения работы с документом;
развивать умение выделять главное при составлении схем;
содействовать воспитанию уважения учеников к социальным нормам и ценностям, отражённым в Конституции.
воспитание гражданственности. уч. 7кл.
стр. 137-141
19. Защита Отечества 20. Сохранение природы и исторических памятников 21. Почему важно платить налоги 22. Об ответственности за несоблюдение законов 23. Итоговый урок «Обязанности гражданина» 24. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека;
Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;
Продолжить работу по формированию коммуникативной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций учащихся;
Содействовать воспитанию уважения к труду, к социальным и правовым нормам;
Развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение. 25. Право на труд. Дисциплина труда. 26. Трудовой договор. Практикум. Заполнение трудового договора. познакомить учащихся с основными положениями Трудового кодекса РФ 2001 года;
продолжить развитие умения учащихся работать с правовым документом, анализировать его, формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения;
продолжить формирование правовой культуры, готовности применит полученные знания на практике. 27. Трудовые права несовершеннолетних. познакомить и научить применять на практике обучающихся с нормативно-правовыми документами, регламентирующие трудоустройство несовершеннолетних.
Задачи урока:
Развивающие – формировать и развивать навыки работы с интернет ресурсами, с первоисточниками, с документами; навыки построения диалога и убеждения; формировать коммуникативные навыки.
Воспитывающие - формировать ценностное отношение к труду, к правам человека как основам демократического правового общества.
Личностные - умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация на ценность – труд и самоопределение, установление связи между целью обучения и его результатом. 28. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? 29. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. 30. Итоговый урок по теме «Права и обязанности гражданина РФ» Повторение.
31. Что такое мораль и культура. 32. Семейные отношения и обязанности родителей. 33. Я - гражданин РФ 34. Итоговый урок по курсу «Обществознание» Учебно – методическое и материально технические обеспечение учебного процесса
Обязательная литература:
Используются адаптированные тексты: учебник «Обществознание» 6,7,8,9 класс 2008 года, учебного пособия для 10-11 классов. М. Просвещение, 2001 Боголюбов Л.Н. Человек и общество. «Ведение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— Москва «Просвещение», 2013.
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 7 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2010 год.
Дополнительная литература:
Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение, 1996
Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2004
Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001
Конституция РФ. М. Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1994
Интернет-ресурсы:
- http:// fcior.edu.ru- http:// shool-collection.edu.ru
- http:// Wikipedia.org/wiki/