Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по математике для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида


Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г.Ангарска»
Рабочая программа
по математике для 5 класса
Автор: Бурова Лариса Викторовна
2016
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
4. Личностные и предметные результаты.
5.Содержание учебного предмета.
6. Тематическое планирование.
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
8. Планируемые результаты.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа по математике создана на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации», ст.28.
Приказа Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска.
Положения о «Разработке адаптированной образовательной программы» № 4 от 29.08.2016г.
Учебного плана ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
2. Общая характеристика учебного предмета
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Целью овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
Основными задачами курса являются:
Образовательные:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Коррекционно-развивающие:
развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
развивать пространственные представления учащихся;
развивать память, воображение, мышление;
развивать устойчивый интерес к знаниям.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Технологии:
игровые,
здоровье сберегающие,
личностно – ориентированное обучение,
проблемное обучение,
развивающее обучение,
дифференцированное обучение,
информационно – коммуникативные технологии.
Методы
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие
Формы обучения:1. По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)2. По месту организации (школьные)3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Виды деятельности
устное и письменное решение примеров и задач;
практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
самостоятельная работа с учебником.
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на три группы
Группы учащихся по уровням обучаемости:
1 группа учащихся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Усвоение базового стандарта.
2 группа, для этой группы учащихся характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется. Усвоение достаточного уровня.
3 группа, эти учащиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Эти ученики
3. Место учебного предмета в учебном плане
Курс математики относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту. Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). На изучение учебного предмета в 5 классе выделено 5 часов в неделю, 170 часов в год. В 5классе из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные темы включены в содержание с постепенным наращиванием сведений.
 
Количество часов Класс В неделю I
 четверть II
 четверть III четверть IV четверть Год
5 5ч 42ч 38ч 48ч 41ч 170ч
4. Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
десятичный состав чисел в пределах 1 000;
класс единиц, разряды в классе единиц;
единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;
римские цифры;
дроби, их виды;
виды линий: прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, ломаная;
виды углов: прямой, острый, тупой, развернутый;
виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 100;
выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (с последующей проверкой);
выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000;
умножать и делить на однозначное число;
пользоваться чертежными инструментами;
выполнять построение линий и геометрических фигур;
строить треугольник по трем заданным сторонам;
различать радиус и диаметр.
Критерии оценки по результатам
индивидуального и фронтального опроса по математике
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности школьников, содержание и характер работы на уроке.
Учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому оценка результативности ведется по уровням:
Отметка «5» ставится ученику, если он:
даёт правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы,  положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертёжного инструментов, умеет объяснять последовательность работы.
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных  случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочёты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученики на существенных особенностях задания, приёмах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Отметка «3» ставится ученику, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса даёт правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счётного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов её выполнения.
Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Критерии оценки письменных работ по математике
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.), либо комбинированными; это зависит от цели работы, класса и объёма проверяемого материала.
Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение учащимся требовалось: в 5 классе 35-40 минут. Причём за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1 простая задача, или 1 составная, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий,), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
Только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала способствует успешному усвоению программного материала.
5. Содержание учебного предмета
№ раздела Содержание Знания Умения
1.
Повторение. Сотня. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100 Получение единиц, круглых десятков, сотен пределах 100. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100.Счёт в прямом и обратном порядке, присчитывание и отсчитывание по единице и группами. Место каждого числа в натуральном ряду. Понимать десятичный состав чисел. Разложить числа на разрядные слагаемые. Сравнивать числа. Записывать и читать числа.
2.
Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания Правила нахождения компонентов сложения и вычитания. Решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов. Составлять примеры и выполнять арифметические действия. Применять их при решении заданий.
3
Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд Правила сложения и вычитания чисел с переходом через разряд Решать примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд Выполнять арифметические действия. Применять их при решении заданий.
4.
Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1000. Округление чисел до десятков сотен.
Меры стоимости, длины и массы Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000.Счёт в прямом и обратном порядке, Место каждого числа в натуральном ряду
Единицы измерения: масса, длина, стоимости, времени. Соотношение единиц измерения Разложить числа на разрядные слагаемые. Сравнивать числа. Записывать и читать числа
5.
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд Правила сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд Учиться выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через разряд Выполнять арифметические действия в пределах 1000 с переходом через разряд
6.
Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби.
Обыкновенные дроби, правильные и неправильные, их сравнение. обыкновенных дробей и их преобразование. Сложение и вычитание дробей, смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Обыкновенные дроби. Образование дробей. Правила сравнения. Преобразование дробей. Читать, записывать, сравнивать обыкновенные дроби.
Записывать и читать Применять знания преобразовании дробей.
7.
Умножение и деление чисел на 10, 100. Умножение и деление двузначных, трехзначных чисел на однозначное число без и с переходом через разряд Устное и письменное умножение и деление чисел на 10, 100. Письменное умножение и деление двузначных, трехзначных чисел на однозначное число без и с переходом через разряд Учиться применять правило умножения и деления чисел на 10, 100. Учиться выполнять умножение и деление двузначных, трехзначных чисел на однозначное число в столбик Выполнять умножение и деление двузначных, трехзначных чисел на однозначное число в столбик
8.
Все действия в пределах 1000. Простые арифметические действия, задачи, преобразования в пределах 1000 Решать и составлять простые и составные задачи
Выполнять арифметические действия в пределах 1000
.Оформлять задачу и определять количество действий, решать примеры на порядок действий
9.
Линия, отрезок, луч. Углы. Треугольники, различие треугольников.
Построение треугольников.
Круг. Окружность. Линии в круге.
Куб, брус, шар.
Линии: прямые, отрезок, луч, ломаная.
Геометрические фигур: треугольник, круг, окружность
Построение на нелинованной бумаге. Геометрические
Тела: куб, брус, шар. Называть линии на плоскости.
Учиться строить треугольники по их углам и длинам сторон. Тела (куб, брус, шар).
различать тела и делать простейшие измерения
выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.
Строить прямые линии в разных положениях. Строить треугольники по углам и длинам сторон. Различать тела и делать простейшие измерения
выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.
6.Тематическое планирование
I четверть 42 часа

п/пТемы уроков Виды учебной деятельности Кол-во часов Сроки
I. Сотня. Нумерация чисел в пределах 100. Работа по таблице кл./разр.; работа на счётах; раб.с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.
1гр.- доп/зад., постр. табл., сам/раб;
2гр.- работа в табл., работа под контр.,
3гр.- работа по образцу, карт. 16ч. 1. Нумерация чисел в пределах 100. 1 ч. 2. Сравнение чисел. 1 ч. 3. Числа, полученные при измерении величин. 1 ч. 4. Решение примеров на порядок действий. 1 ч. 5. Табличные случаи умножения и деления. 1ч. 6. Г.М. Виды линий (линия, отрезок, луч). 1ч. 7. Решение примеров по образцу. 1ч. 8. Решение примеров на сложение с проверкой вычитанием. 1ч. 9. Решение примеров на сложение и вычитание без перехода через разряд. 1ч. 10. Решение примеров на умножение с проверкой. 1ч. 11. Г.М. Ломаная линия. Измерение, построение ломаной линии. 1ч. 12. Решение примеров на порядок действий. 1ч. 13. Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении. 1ч. 14. Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. 1ч. 15. Самостоятельная работа на тему «Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд» 1ч. 16. Г.М. Углы. Виды углов, обозначение. 1ч. II Нахождение неизвестного слагаемого. Фронт. работа; работа на счётах; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах;
1 гр.-доп/ зад. повыш/сложн., взаимопров., сам/раб., доп/зад.,
2 гр- работа у доски, раб. с пом. табл., опорн. табл. и карт., ум. об.
3 гр.- карт., работа под контр., раб.по обводке 7ч. 1. Нахождение неизвестного слагаемого. 1 ч. 2. Решение задач. 1 ч. 3. Составление задач по краткой записи и решение. 1 ч. 4. Решение примеров на нахождение неизвестного слагаемого. 1 ч. 5. Г.М. Многоугольники: квадрат, прямоугольник. 1 ч. 6. Нахождение неизвестного уменьшаемого. 1 ч. 7. Решение задач. 1 ч. III Нахождение неизвестного вычитаемого. Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 6 ч. 1. Нахождение неизвестного вычитаемого. 1 ч. 2. Составление задач на нахождение неизвестного вычитаемого. 1 ч. 3. Г.М. Сравнение прямоугольника и квадрата. 1 ч. 4. Составление примеров, решение, проверка. 1 ч. 5. Решение примеров и задач. 1ч. 6. Самостоятельная работа на тему «Нахождение неизвестных компонентов». 1 ч. IV. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер., раб. по схеме
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур., 13 ч. 1. Сложение двузначных чисел с однозначным числом с переходом через разряд 1 ч. 2. Г.М. Взаимное положение геометрических фигур на плоскости. 1 ч. 3. Вычитание из двузначного числа однозначное с переходом через разряд .
1 ч. 4. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд.
1 ч. 5. Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через разряд.
1 ч. 6. Г.М. Круг. Окружность.
1 ч. 7. Решение примеров и задач. 1 ч. 8. Решение примеров на нахождение неизвестных компонентов. 1 ч. 9. Решение примеров на порядок действий. 1 ч. 10. Решение примеров и задач. 1 ч. 11. Контрольная работа. 1 ч. 12. Работа над ошибками. 1ч. 13. Г.М. Построение окружности по заданной величине радиуса. 1ч. II четверть, 38 часов
№ Тема урока Виды учебной деятельности Кол-во
часов Сроки
ТЫСЯЧА. 38 ч. I Нумерация чисел в пределах 1000. 4 ч. 1. Нумерация чисел в пределах 1000. Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 1 ч. 2. Таблица классов и разрядов. 1 ч. 3. Разложение чисел на разрядные слагаемые. 1 ч. 4. Г.М. Периметр многоугольника. Обозначение периметра. 1 ч. II. Округление чисел до десятков и сотен. Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
3 ч. 1. Округление чисел до десятков. 1 ч. 2. Округление чисел до сотен. 1 ч. 3. Римская нумерация. 1 ч. III. Меры стоимости, длины и массы. 4 ч. 1. Меры длины. Единицы длины, обозначение. Соотношение между единицами длины. 1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур 1 ч. 2. Г.М. Вычисление периметра многоугольника. 1 ч. 3. Меры массы. Единицы массы, обозначение. Соотношение между единицами массы. 2 ч. IV. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. 5 ч. 1. Сложение и вычитание простых и составных чисел, полученных при измерении 4 ч.
2. Г.М. Различие треугольников по видам углов. 1 ч. V. Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. 10 ч. 1. Сложение и вычитание круглых десятков и сотен. Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 1 ч. 2. Составление задач по краткой записи и решение. 1 ч. 3. Решение примеров на порядок действий. 1 ч. 4. Сложение и вычитание круглых сотен и десятков (типа 50+100,
120-20) 1 ч. 5. Г.М. Различие треугольников по видам углов. 1 ч. 6. Решение примеров и задач. Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 ч. 7. Сложение чисел (типа 240+30). 1 ч. 8. Вычитание чисел (типа 750 – 30) 1 ч. 9. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков». 1 ч. 10. Г.М. Различие треугольников по длинам сторон. 1 ч. VI. Сложение и вычитание без перехода через разряд. 7 ч. 1. Сложение и вычитание чисел (типа 200+8, 505-5) 1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 1 ч. 2. Решение примеров на порядок действий. 1 ч. 3. Сложение и вычитание чисел (типа 200+35, 187-87) 1 ч. 4. Сложение и вычитание чисел (типа 420+3, 423-3) 1 ч. 5. Г.М. Различие треугольников по длинам сторон. 1 ч. 6. Сложение и вычитание чисел (типа 423+20,456-30) 1 ч. 7. Сложение и вычитание чисел (типа 105+30, 215-10) 1 ч. VI. Проверка пройденного материала. 5 ч. 1. Решение примеров и задач. 1 ч. 2. Контрольная работа. 1 ч. 3. Работа над ошибками 1 ч. 4. Г.М. Самостоятельная работа по теме «Построение треугольников». 1 ч. 5. Решение примеров на порядок действий. 1 ч.. III четверть, 48 часов
№ Тема урока Виды учебной деятельности Кол-во
часов Сроки
I. Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд 19 ч. 1. Разностное сравнение чисел. Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 1 ч. 2. Кратное сравнение чисел. 1 ч. 3. Сложение чисел с переходом через разряд в одном разряде (234+9, 6+254) 1 ч. 4. Г.М. Построение треугольников по заданным длинам сторон с помощью циркуля. 1 ч. 5. Сложение чисел с переходом через разряд в одном разряде (518+32, 53+239) 1 ч. 6. Сложение 3-значных чисел с переходом через разряд в одном разряде 1 ч. 7. Сложение чисел с переходом через разряд в двухразрядные (52+249, 343+278) 1 ч. 8. Вычитание чисел с переходом через разряд в одном разряде (344-216,
142-9). Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 1 ч. 9. Г.М. Построение треугольников по заданным длинам сторон . 1 ч. 10. Вычитание чисел с переходом во втором разряде (427-173, 324-83). 1 ч. 11. Особые случаи вычитания. 1 ч. 12. Вычитание чисел с переходом в двух разрядах. 1 ч. 13. Вычитание из круглых сотен. 1 ч. 14. Г.М. Построение треугольников по заданным длинам сторон 1 ч. 15. Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд». 1 ч. 16. Решение примеров на порядок действий. 1 ч. 17. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. 1 ч. 18. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. 1 ч. 19. Г.М. Практическая работа по построению. 1 ч. II. Обыкновенные дроби. 29 ч. 1. Образование обыкновенных дробей 1 ч. 2. Чтение и запись обыкновенных дробей Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 1 ч. 3. Сравнение обыкновенных дробей 1 ч. 4. Правильные и неправильные дроби 1 ч. Г.М. Круг. Окружность. Линия в круге. 1 ч. 5. Самостоятельная работа по теме «Обыкновенные дроби» 1 ч. 6. Умножение чисел 10,100. Умножение и деление на 10, 100 1 ч. 7. Деление на 10,100 с остатком 1 ч.. 8. Замена крупных мер мелкими мерами и мелких мер крупными 1 ч. 9. Меры времени. Год. Проверочная работа. 1 ч. 10. Г.М. Круг. Окружность. Линия в круге. 1 ч. 11. Умножение круглых десятков на однозначное число 1 ч. 12. Деление круглых десятков и сотен на однозначное число 1 ч. 13. Умножение двузначных чисел на однозначное число 1 ч. 14. Деление двузначных чисел на однозначное число 1 ч. 15. Г.М. Построение окружности по заданным величинам радиус и диаметр 1 ч. 16. Решение примеров и задач 1 ч. 17. Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число 1 ч. 18. Решение примеров на порядок действий 1 ч. 19. Решение примеров и задач 1 ч. 20. Г.М. Построение хорды 1 ч. 21. Умножение и деление чисел на однозначное число (70х3, 210х3) 1 ч. 22. Решение примеров на порядок действий 1 ч. 23. Решение примеров и задач. Проверочная работа. 1 ч. 24. Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число 1 ч. 25. Г.М. Масштаб 1 ч. 26. Контрольная работа. 1 ч. 27. Работа над ошибками. 1 ч. 28. Письменное умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд 1 ч. 29. Письменное умножение двузначного числа на однозначное число 1 ч. IV четверть 41 часа
№ Тема урока Виды учебной деятельности Кол-во часов Сроки
Все действия в пределах 1000 41 ч. 1. Решение примеров и задач Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 1 ч. 2. Особые случаи деления (306:3, 525: 5) 1 ч. 3. Решение примеров на порядок действий 1 ч. 4. Многоугольники и их периметр. вычисление периметра. 1 ч. 5. Составление задач по краткой записи и решение 1 ч. 6. Решение составленных задач 1 ч. 7. Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление с переходом через разряд» 1 ч. 8. Повторение. Нумерация чисел в пределах 1000 1 ч. 9. Треугольники и их виды 1 ч. 10. Устные приемы сложения и вычитания 1 ч. 11. Решение примеров на порядок действий 1 ч. 12. Решение примеров с числами, полученными при измерении 1 ч. 13. Составление задач по краткой записи и решение 1 ч. 14. Прямоугольник (квадрат). Свойство смежных сторон. 1 ч. 15. Решение задач на нахождение части от числа 1 ч. 16. Решение задач на разностное и кратное сравнение чисел 1 ч. 17. Решение примеров на нахождение чисел в несколько раз и на несколько единиц (больше, меньше) 1 ч. 18. Решение примеров и задач с числами, полученных при измерении 1 ч. 19. Свойство диагоналей прямоугольника 1 ч. 20. Решение примеров и задач с числами, полученных при измерении 1 ч. 21. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания 1 ч. 22. Нахождение неизвестного уменьшаемого 1 ч. 23. Нахождение неизвестного вычитаемого 1 ч. 24. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника. 1 ч. 25. Самостоятельная работа по теме «Действия в пределах 1000» Фронт. работа; раб. с дем. мат-ом; тестир.; сам/раб.; устная работа; практич. работа по построению, измер.; работа в группах; раб.с разд. мат-ом,
1 гр-доп/зад., сам/раб., вз/пров.
2 гр- работа у доски, работа под контр., ум. об., использ. табл. мер.
3 гр- карт., раб. на счетах, постр. по обводке, прост. геом. фигур. 1 ч. 26. Решение примеров и задач 1 ч. 27. Составление задач и решение 1 ч. 28. Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд 1 ч. 29. Геометрические тела: куб, брус 1 ч. 30. Составление примеров и решение 1 ч. 31. Составление задач по решению 1 ч. 32. Умножение круглых десятков на однозначное число 1 ч. 33. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число без перехода через разряд 1 ч. 34. Геометрические тела: шар 1 ч. 35. Решение примеров на порядок действий 1 ч. 36. Составление задач по краткой записи и решение 1 ч. 37. Контрольная работа 1 ч. 38. Работа над ошибками 1 ч. 39. Повторение пройденного материала 1 ч. 40. Решение примеров и задач 1 ч. 41. Решение примеров на порядок действий 1 ч. 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Освоение учебного предмета «Математика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания материально-технической поддержки процесса обучения, развития и учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Дидактическое обеспечение
Пучки палочек.
Счетный материал.
Дидактический материал.
Магнитные числа.
Разрядные таблицы.
Таблица «Задача».
Таблица «Углы».
Таблица «Линии».
Таблица-опора «Меры длины»
Таблица-опора «Меры времени»
Таблица-опора «Меры массы»
Таблица-опора «Меры стоимости»
Образец выполнения письмен. сложения.
Образец выполнения письмен. вычитания.
Образец выполнения умножения столбиком.
Образец выполнения деления столбиком.
Геометрический материал.
Таблица умножения.
Литература
Воронкова В.В. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Просвещение, 2010.- 224с.
Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2010. - 223с.
Перова М.Н., Яковлева И.М. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2007
Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.
Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008.
Материально-техническое обеспечение
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
электронные пособия,
обучающие программы по предмету
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
8. Планируемые результаты
Воспитанники по окончании 9 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Они должны иметь начальные экономические знания о бюджете семьи, заработной плате, налогах, банковских вкладах. Уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения. Получая, таким образом, осмысливаемое образование, учащийся овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Формирование способности к осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями.
Среди личностных результатов важно сформировать следующие умения:
Ставить учебную задачу, понимание последовательность действий
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, оценивать свою деятельность
Оценивать деятельность одноклассников
Правильно оформлять работы и вести тетради
Работать с учебником, с дополнительной информацией
Слушать других, распределять работу при совместной деятельности
Программа по математике предусматривает формирование у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Математика» являются умения:
анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, определять причинно-следственные зависимости и другие логические умения;
выполнять вычисления по определённым алгоритмам;
правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления
пользоваться календарём, определять время по часам;
измерять различные величины с помощью приборов и инструментов;
строить линии, фигуры, тела, распознавать их.
Учащиеся 5 класса обязательно должны знать и уметь:
уметь решать сложения и вычитания в столбик. Уметь решать уравнения;
уметь составлять и решать задачи, преобразовывать величины;
уметь различать отрезок от линии. Уметь различать линии от луча. Знать виды углов;
уметь читать и записывать трехзначные числа. Знать округление чисел до десятков и сотен;
уметь обозначить периметра и решить примеров. Уметь различить треугольников по длинам сторон и по видам углов;
уметь читать и записывать многозначные числа. Уметь решать задачи;
уметь уменьшать и увеличивать числа в 10,100 раз;
уметь выполнять действий с дробями;
знать письменный прием сложения чисел с переходом через разряд;
знать письменный прием вычитания чисел с переходом через разряд;
знать нахождение одной и нескольких доли предмета числа. Уметь найти нескольких доли предмета числа;
знать выделять целую часть из неправильной дроби и наоборот;
уметь преобразовывать величины, решать выражения на деление с остатком;
уметь умножать двузначное число на однозначное число без перехода через разряд письменным способом;
уметь построить треугольник, круг, окружность.