Родительское собрание на тему: Преемственность при переходе к среднему звену.


Родительское собрание для родителей будущих пятиклассников
Тема: Преемственность при переходе к среднему звену
Цель: ознакомление родителей с психофизиологическими особенностями будущих пятиклассников.
Задачи:
1. Познакомить с возрастными психологическими особенностями пятиклассников.
2. Обсуждение трудностей, с которыми столкнутся родители в 5 классе.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Оборудование: правила, мяч, тест, теоретические задания, рисунок школьника, бумага А-4 , ручки, маркеры.Этапы проведения родительского собрания:
1. Вступительное слово педагога-психолога
Уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашей встрече. Сегодня познакомлю вас с возрастными психологическими особенностями будущих пятиклассников.
2. Ознакомление с целью и задачами
3. Обсуждение правил работы на занятии
4. Упражнение «Знакомство»
Необходимо назвать своё имя и на первую букву имени черту характера.
5. Упражнение «Ваши ожидания»
По кругу передаётся мяч и каждый из участников говорит о своих ожиданиях от занятия.
6. Тест «Я – родитель пятиклассника»
Слева от номера вопроса поставьте «+», если Вы согласны с утверждением, «-», если не согласны.
1. Я помогаю ребёнку собирать портфель.
2. Я знаю все успехи и трудности своего ребёнка по всем предметам.
3.Я подошёл к каждому учителю и узнал требования к домашним заданиям, оформлению тетради, самостоятельным работам ребёнка.
4. Каждый день я интересуюсь самочувствием своего ребенка.
5. Я помогаю своему ребёнку в подготовке домашних заданий.
6. Я не считаю, что отметки у моего ребёнка должны быть только отличными.
7. Для меня важнее, какие взаимоотношения складываются у ребёнка с учителями, нежели его отметки.
Подсчитайте количество «+». Если у Вас их 5 и более, значит Вы супер –родитель. Вы умело способствуете хорошей адаптации своего ребёнка.
7. Информационный блок. Упражнение – проект «Психофизиологические особенности пятиклассника»
Родители объединяются в 5 групп по цветам. Каждой группе выдаётся лист с теоретическим заданием и им необходимо представить в виде проекта.
Согласно Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации, т.е. школа должна быть школой для всех, в ней должны найти своё место, чувствовать себя как дома все учащиеся, независимо от их индивидуальных способностей и особенностей. Школа должна быть адаптивной».
Сегодня мы опять будем говорить о проблеме адаптации пятиклассников. О том, какие пути решения этой проблемы можно применить  в образовательном процессе  нашей школы.
          Начну с краткой характеристики данного возрастного периода развития детей 11 – 12 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
          Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.
         На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами:
- неустойчивость  эмоциональной  сферы;
- особенностями высшей  нервной  деятельности;
- высоким уровнем ситуативной тревожности.
      Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.
      Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания  внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.
         Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике.
          Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими, поэтому они чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками.
        Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и со сверстниками.
         Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.
  Все эти особенности развития пятиклассников уже наблюдаются в полной мере. И наша задача  с вами — создать такую атмосферу в школе, чтобы дети как можно меньше ощущали на себе  трудности переходного периода.
8. Упражнение «Ситуации»
Каждая группа предлагает ситуацию для обсуждения:
«Я - родитель, ты – ребёнок»
«Я – учитель, ты – ребёнок»
«Школа и учёба»
9. Упражнение «Портрет пятиклассника»
Группами составляется портрет будущего пятиклассника.
10. Притча о мудреце
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: “Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит”. Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: “Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?” Мудрец подумал и сказал: “Все в твоих руках”.
То же можно сказать и вам: “Все в ваших руках” Желаем удачи!
11. Рекомендации для родителей ( раздача буклетов)
12. Рефлексия (ожидания)
Педагог – психолог
МБОУ «Красногвардейская школа № 1»Газейкина Н.А.