Доклад на педагогический совет «Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»

«Проблема преемственности и адаптации обучения к среднему звену»


Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.

1. Сообщение «Проблема преемственности начального и среднего звена».
Формулировка проблемы: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю, у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Формулировка цели и способа её достижения: добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательного стандарта выпускниками начальных классов в средней школе за счет следующих функциональных действий:
- введение активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в основной школе;
- расширение образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5 классе основной школы учителями 4 класса и учителями-предметниками 5 класса.

С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера:
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
5. Наличие большей свободы и самостоятельности.

Модель выпускника 4 класса
1. учебно-организационные умения:
- работать по алгоритму
- самостоятельно составлять алгоритм
- владеть методами самоконтроля
- уметь оценить ответ одноклассника
2. учебно-информационные умения:
- владеть техникой чтения в соответствии с возрастом
- уметь работать с учебником
- уметь работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями.
3. учебно-коммуникативные умения:
- владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью
- вести диалог
-излагать логически мысли
- владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью:
- списывать текст
- записывать под диктовку
- писать изложения
- писать сочинения разных жанров
- писать рецензию
- писать статью
4. учебно-интеллектуальные умения:
- анализировать
- сравнивать
- классифицировать
- обобщать
- абстрагировать
- синтезировать
- выделять главную мысль
- отвечать на вопросы
- самостоятельно ставить вопросы
- выполнять творческие задания
- уметь переносить (использовать) приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации.
Существуют 2 аспекта оценки состояния учащихся:

С педагогической точки зрения характеризуется:
низкой организованностью;
учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников.

с психологической:
снижением самооценки;
высоким уровнем ситуативной тревожности.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов.
Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, учебными навыками.
Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Причины происхождения кризиса
Переход из одной социальной ситуации в другую:
успеваемость у многих падает,
интерес к учёбе снижается,
отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами – тревожными.

Переход учащихся из начальной школы
в основную, предусматривает три этапа:
Подготовительный
1) Изучение личных дел учащихся;
2) Мониторинг развития личности учащихся, качества их обучения и воспитания, а также диагностика готовности к переходу в среднее звено;
3) Подбор учителей предметников.

Адаптационный
Начинается с первой четверти 5 класса
- посещение уроков учителями начальных классов;
- анкетирование учащихся на выявление динамики психологического состояния;
- работа завучей, руководителей методических объединений;
- помощь психолога классному руководителю 5 класса.

Стабилизационный
разработка единых методических приемов;
работа с родителями;
работа психолога с учащимися, учителями-предметниками, родителями;
- устранение причин психологического дискомфорта учащихся.

Преемственность между начальной и основной школой
можно продемонстрировать схемой:
Вход в начальную школу


Основной процесс – обучение в начальной школе


Выход из начальной школы. Вход в основную школу


Основной процесс – обучение в основной школе
(5 класс,1-я четверть)


Выход - результаты обучения в 1-ой четверти5 класса.

Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является - неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей - предметников.

Причины дезадаптации школьников 1 и 5 классов
и их следствие.

Неполнота данных
о выпускниках
начальной школы. Недостаточное изучение
данных о выпускниках несоответствие
Немотивированность начальной школы, их оценок реальным
учителей на изучение возможностях и реальных результатам
данных о выпускниках учебных результатах обучения.
начальной школы

Неподготовленность Неадаптивность методики преподавания к возможностям
учителей к работе детей данного возраста.
с детьми младшего Скачкообразный переход к новым по сравнению с начальной
школьного возраста школой методам обучения.

Рассогласованность
в содержании учебных Непонимание учащимися учебного материала
курсов начальной вследствие его вступления в противоречие
и основной школы с ранее изученным в начальной школе.

Рассогласованность
в нормах выставления
оценок с начальной Демотивированность учебной
или их отсутствие деятельности учащихся
в основной школе.

Рассогласованность
в сложности содержания Неподготовленность к восприятию
образовательных усложненного содержания учебных
программ курсов в 5 классе.


Снижение успеваемости учащихся 5 класса по сравнению с начальной школой обусловлено следующими причинами:
- невладение методикой активизации обучения;
- недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы;
- направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся;
- преобладание вербальных методов обучения;
- недостаток самостоятельной работы на учебных занятиях в начальной школе;
- преобладание деятельности по образцу над творческой;
- неспособность справляться самостоятельно с учебным содержанием курсов 5 класса.


2. Комментарии психолога к рассмотрению вопроса
о возрастных и психологических особенностях
школьников 4-5 классов. Социальная адаптация учащихся.
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в основную. Этот период относится к подростковому возрасту (10-11 – 15 лет), иногда его называют переходным, так как в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к более взрослому состоянию и связан с перестройкой психических процессов. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший возраст. Характерным для подросткового возраста новообразованием является чувство взрослости, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.
В это время наступает пубертатный кризис, то есть биологическое и физиологическое изменение, связанное с развитием соматических и половых функций.
Меняется его социальная значимость, характерным для этого возраста является имитация чьего- либо поведения. В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. Но часто встречаются неуверенные в себе, замкнутые и излишне агрессивные, заносчивые дети, требующие к себе особого внимания. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности.
В данный период изменяются условия учения. В отношении детей предъявляются более высокие требования к их интеллектуальному и социальному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний и действий, к уровню развития и саморегуляции.
Меняется развитие познавательных процессов.
Память в подростковом возрасте перестраивается, переходя от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованность, логический характер, становиться более доступным запоминание абстрактного материала.
Внимание подростка превращается в хорошо управляемый, контролируемый процесс. Если у младших школьников преобладает произвольное внимание, то внимание подростка становится сосредоточенным, устойчивым, формируется непроизвольное внимание. Происходит изменение внимания от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.
Воображение подростка может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Реальность воображаемого мира – это его реальность. Подросток уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. В данный период формируется воссоздающее воображение. Развитие творческого воображения связано с интеллектуальным развитием. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Таким образом, воображение подростков может оказать влияние на познавательную деятельность, эмоционально – волевую сферу и личность ребенка.
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений ребенка.

3. Практические советы
«Преемственность в обучении математики
между школой и 5 классом».
При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время и на прочном фундаменте можно возвести хлипкое сооружение. Поэтому пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние»: с одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д, одновременно постепенно избавляясь от «пережитков прошлого» в соответствии с повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого материала, применением у детей знаний и умений уже на новом уровне.
Очевидно, что подготовка к работе в 5 классе с учителями математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроке в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников. Привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5-6 классах.
Наблюдение за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе.
При знакомстве с учащимися будущего 5 класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4 классе, так и в системе дальнейшей работы с классом.

Урок – главная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой, подобно любому произведению искусства.
Как построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?


Первое с чего надо начинать подготовку к уроку:
Четко определить и сформулировать для себя его тему;
Определить место темы в курсе;
Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок. Иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
И, наоборот обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет реализована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли энциклопедические издания, монография, научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в знакомой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
- подводящие ученика к воспроизведению материала;
- способствующие осмыслению материала учеником;
- способствующие закреплению материала учеником.
Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, - одним словом, то, что они будут помнить , когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и прочее.
Сгруппировать отобранный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с выбранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает. Продумать оформление классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Основные звенья (этапы)
современного урока.
организационный момент.
проверка знаний и умений учащихся для подготовки к уроку.
постановка цели знания перед учащимися.
организация восприятия и осмысления новой информации, то есть условие исходных знаний.
первичная проверка понимания.
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнения в её применении по образцу.
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний.
домашнее задание к следующему уроку.
подведение итогов урока.

Не следует также забывать, что урок математики отличается от всех остальных уроков содержательной стороной. То есть при проведении урока математики важным являются предметно-математические требования. При этом нельзя определить, какие из них: общедидактические или специфически - математические важнее. Например, если учитель неверно подобрал систему заданий, подводящих учеников к осознанию той или иной математической закономерности, никакие дидактические приемы, реализованные на уроке, не компенсируют эту методическую ошибку.
С другой стороны, сама по себе логика построения знакомства учеников с математическим понятием или способом действия определяет и цель, и уровень достижения цели. Если система заданий выстроена учителем таким образом, что она а) подводит школьника к осознанию и принятию учебной задачи; б) организует деятельность учеников по достижению учебной задачи, по ходу дела реализуя и самоконтроль, и сотрудничество школьников и учителя, и развивающий аспект, то в этом случае она реализует и воспитательный аспект, поскольку обеспечивает каждому ученику содержательную познавательную деятельность на уроке. Таким образом, проблемы урока определяются тем, что в повышении эффективности каждого урока методика видит пути повышения качества обучения и воспитания в целом.
Школьный курс математики занимает важное место в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационными технологиями. В этой связи на начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ориентированы на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к математике. Научными исследованиями доказано, что в таком случае наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который дает возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности.
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению математики, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала.
Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс белее плодотворным, интересным и полезным для дальнейшего обучения в старших классах.
Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. А так как большую часть времени на уроке дети работают самостоятельно, то необходимо обучать их методам приобретения знаний , а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному принципу позволяет выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития.
Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы.
Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению математики. Но их использование ни в какой мере не должно вести к расслоению детского общества уровню способностей.
Опыт показывает, что при дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определенные положительные успехи в работе. Особенность используемой формы дифференциации состоит в том, для самостоятельной работы учащимся предлагаются три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант.
Но возможны и другие варианты. Например, по мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно.
У всех учащихся появляется уверенность в своих силах, они не испытывают затруднений при решении новых задач, в которых встречаются незнакомые ситуации. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

Проект решения.
С целью решения вопросов преемственности необходимо:
1. Изучить психологические возможности детей младшего подросткового возраста.
2. Сравнить содержание изучаемых предметов и согласовать основные программные темы, обеспечить условия для повторения учебного материала. Отразить эти вопросы в рабочих программах.
3. Согласовать методы и приемы обучения в 4 и 5 классах, обеспечить условия для «мягкой» адаптации учащихся 5 класса к новым формам обучения.
4. Провести анализ адаптационного периода, выявить трудности, возникающие у пятиклассников, и разработать мероприятия для их преодоления. Рассмотреть эти вопросы на методическом совещании.
Литература.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. 1999г.
Гриценко Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика. 2001г.
Рекомендации Министерства образования РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на среднюю» 1999г.
«Завуч начальной школы» 2004г. № 6 с.10-14.

Образец тактического плана действий
по решению проблемы преемственности
Задачи
Мероприятия
Сроки
проведения
Ответственный
исполнитель

Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в основной школе
Контрольные работы, тесты.
сентябрь
Учителя-предметники

Изучить индивидуальные особенности и оценить обученность пятиклассников
Педагогический консилиум
2-я неделя сентября
Учителя-предметники

Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся
Заседание МО
1-я неделя сентября
Учителя-предметники. Руководители МО.

Скоординировать домашнюю работу учащихся 5 класса
Индивидуальная работа с учителями-предметниками.
Сентябрь - октябрь
Учителя-предметники.
Руководители МО.

Подвести итоги обучения учащихся 5 класса в 1 четверти
Контрольные работы, тесты
Ноябрь
Учителя-предметники

Теоретически и практически подводить учителей к решению проблемы «Активизация обучения младших школьников»
Открытые уроки
Октябрь
Учителя начальных классов, руководители МО

Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста»
Открытые уроки
Октябрь - апрель
Учителя начальных классов, руководители МО

Разработать диагностические задания для выявления предметных умений учащихся 4-5 классов
Заседания МО
Март - апрель
Учителя начальных классов, учителя-предметники

Изучение личности выпускника начальных классов
Тесты, беседы
апрель
Классный руководитель


15