Адаптация младших школьников к среднему звену,роль воспитателя в этом процессе


Доклад на школьном методическом объединении
«Адаптация младших школьников к среднему звену, роль воспитателя в этом процессе»
Принципы государственной политики в области образования – гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на становление, развитие, реализацию личностного потенциала субъектов образования – всё больше привлекают внимание учёных и практиков к проблеме адаптации ребёнка к школе и шире – к жизни.
Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста в школе-интернате значима и актуальна, поскольку школа переживает период реорганизации и условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации происходит непрерывно.
Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, педагоги и психологи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Предлагаем рассмотреть школьную адаптацию в трёх сферах:
1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;
2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.;
3. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.
Несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.
Переход из начальной школы в среднюю – особый период в жизни ребят. В это время им требуется особая забота, внимание поддержка взрослых (родителей и педагогов). Это период адаптации, т.е. привыкания. Это привыкание к новым учителям, форме обучения.
Во время адаптации при переходе из начального в среднее звено проблемы возникают у всех детей. Меняется система школьных правил – дети переходят из класса в класс, привыкли к первому учителю, теперь учителей много и все они тоже разные.
  Детей трудно организовать, они становятся рассеянными, невнимательными, нарушают дисциплину. Это именно реакция на новые условия. Кроме того, дети вступают в период полового созревания, интересуются противоположным полом, влюбляются. Естественно, интерес к учёбе снижается. В итоге получается, что процесс адаптации всегда очень сложен, и в первую очередь для самих детей. Трудно учителям, воспитателям, трудно родителям, но больше всего трудно детям. Это нужно учитывать.
C одной стороны, подросток стремится оторваться от детства, стать взрослым и самостоятельным, а с другой, – мир детства является для него привлекательным, потому как в нем меньше ответственности и обязанностей.
Надо быть особенно внимательным  к ребёнку во время перехода из начального звена в среднее. На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его, капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не надо поддерживать эти разговоры ребенка, надо помочь ему приспособиться к новым условиям, вселять в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Родителям важно показывать уважение к педагогам, даже если они в чём - то не согласны со школьными учителями иногда . Важно быть твёрдым,  устанавливать строгие правила. Сейчас они нуждаются в строгости и чётких требованиях со стороны взрослых. Очень важно не упустить детей сейчас, не позволять им всё, что они пожелают.
В этой возрастной группе воспитатель сталкивается с проблемами поведенческих расстройств, которые усложняют его работу. На этом этапе важно сделать акцент на развитии возможностей самостоятельного выбора, принятия решений ребенком при определении своего поведения.
Речь идет о дальнейшем формировании механизмов продуктивного общения, но уже на материале освоенных моделей коммуникативного поведения. Иными словами, в начальном звене воспитатель показывал и объяснял, как надо себя вести, а в среднем - он будет создавать проблемные ситуации, побуждающие детей отбирать нужные модели поведения из своих «запасов», дополняя и видоизменяя их в зависимости от меняющихся условий среды.
Важным фактором эффективности деятельности воспитателя становится его работа по развитию общей психологической компетентности у ребенка с ОВЗ.
Под этим понимается включение в каждое занятие отработку умений:
-адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт, уметь его понять;
-принимать помощь, поддержку другого ребенка, даже младшего по возрасту;
-адекватно реагировать на успех и неудачу.
Важный момент в работе воспитателя – создание основ для последующего профессионального самоопределения: уметь представлять будущее , воображать картины жизни, уметь связывать различные жизненные факты в логическую цепочку, устанавливать причину и следствие и т.п. Это также должен учитывать воспитатель, т.к. в ходе каждого занятия надо не повторять, закреплять, изучать, а развивать эти умения на материале конкретных тем: «Режимные моменты», «Мое настроение», «Охрана здоровья» и т.п.