Психолого-педагогический консилиум в 5-х классах Адаптация учащихся 5-х классов к среднему звену образовательной организации


Тема: Адаптация учащихся 5-х классов к среднему звену образовательной организации
Цель:
1. Выявить актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом.
2. Согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем.
Для обсуждения предлагаются следующие проблемы:
- Условия, способствующие адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
- Условия, препятствующие адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
- Личностные особенности. Индивидуальные возможности пятиклассников, их способность к учебному труду;
- Формирование и поддерживание атмосферы интереса к учебной деятельности, создание в учебно-воспитательном процессе ситуации успеха.
Докладчики: Морозова С. А. Педагог-психолог;
Наумова Н. А. классный руководитель 5а класса, учитель русского языка и литературы;
Царапкина Е. И. Классный руководитель 5б класса, учитель иностранного языка;
Учителя предметники (по запросу);
Представитель администрации образовательной организации.
Регламент 45 минут.
Адаптация пятиклассников к среднему звену довольно сложный процесс. И он затрачивает много времени и сил как у учителей так и у пятиклассников.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера:
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
5. Наличие большей свободы и самостоятельности.
Каким же должен быть «Идеальный ученик»?
1. учебно-организационные умения:
- работать по алгоритму
- самостоятельно составлять алгоритм
- владеть методами самоконтроля
- уметь оценить ответ одноклассника
2. учебно-информационные умения:
- владеть техникой чтения в соответствии с возрастом
- уметь работать с учебником
- уметь работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями.
3. учебно-коммуникативные умения:
- владеть в соответствии с возрастом устной монологической речью
- вести диалог
-излагать логически мысли
- владеть в соответствии с возрастом письменной монологической речью:
- списывать текст
- записывать под диктовку
- писать изложения
- писать сочинения разных жанров
- писать рецензию
- писать статью
4. учебно-интеллектуальные умения:
- анализировать
- сравнивать
- классифицировать
- обобщать
- абстрагировать
- синтезировать
- выделять главную мысль
- отвечать на вопросы
- самостоятельно ставить вопросы
- выполнять творческие задания
- уметь переносить (использовать) приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации.
Существуют 2 аспекта оценки состояния учащихся:
С педагогической точки зрения характеризуется:
низкой организованностью;
учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников.
с психологической:
снижением самооценки;
высоким уровнем ситуативной тревожности.
Переход из одной социальной ситуации в другую ведет к тому что:
успеваемость у многих падает,
интерес к учёбе снижается,
отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами – тревожными
Признаки успешной адаптации: 
удовлетворенность ребенка процессом обучения; 
ребенок легко справляется с программой; 
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, 
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; 
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. 
Признаки дезадаптации: 
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 
нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 
жалобы, связанные со школой.
беспокойный сон. 
трудности утреннего пробуждения, вялость. 
постоянные жалобы на плохое самочувствие
Рекомендации:
Как адаптации к пятому классу пройти успешно?
Рекомендации классным руководителям и учителям  предметникам  5-х классов.
Для того, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно, нужно:
Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо грамотно осуществлять?
Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.
Ориентация на успех.
Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
Рекомендации классным руководителям 5-х классов.
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.
Классные руководители — уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.
к/р занятия 5а и 5б проводятся в четверг с 8:00-8:45