Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Казурова И. В.
Взаимодействие детского сада и семьи
в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме - духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сохранению культурных традиций в семье. Содержит описание форм работы с родителями по развитию духовно-нравственных ценностей.
В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.
Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
Семья является "первичным лоном человеческой культуры", в семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
В нашем детском саду № 337 г. Волгограда мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
 Общие дела, реализуемые совместно с родителями, строятся по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.
Заметное место отводится организации и проведению православных общенародных праздников. Целью таких праздников является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств», созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек. На масленицу родители не только зрители, но и участники конкурса на лучшее семейное выступление.
Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение русских народных сказок, на театрализованных представлениях, при активном использовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной.
Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют народные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное значение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.
В духовном воспитании ре одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции, связанные с поездкой в Дом ветеранов. Активное участие в организации и проведении акций принимают не только педагоги, но и родители. Общее дело объединяет.
С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вызывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы. На глазах человека, умудрённого богатым жизненным опытом, часто мы видим слёзы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.
Проводится конкурс «Пасха музыкальная» - сочинение   родителей   и   детей   на  лучшую   сказку.  Анализ   сочинений   родителей   и   детей   показал, что   язык  сказки   позволяет   независимо  от  возраста  говорить   на   одном   языке   с   ребёнком.   Сочинение     всей   семьёй  завораживает   - ожидание    чудес,  обновления    и  прекрасных   свершений  настигает   детей   и    взрослых,   особенно  в   преддверии   Великого   праздника.
        Одной  из   эффективных  форм   воздействия  при  формировании   нравственных  личностных   качеств  дошкольников является   организация  и   проведение   кукольных   спектаклей. 
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Список использованной литературы:
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -
С-Пт., 2005
Выскребенцева Е.В. Праздники для дошколят. – М.: АСТ Артель,2007.
Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. – М.:Айрис – пресс,2006
Детский православный календарь. – М.,2011.
Полтавская О.М. Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса,2009.
Задушевные беседы, №2 2010
Праздники в воскресной школе. Выпуск 4. – М.: «Восхождение»,2006.
А. И. Буренина Ритмическая мозаика. Пособие по ритмической пластике для детей. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
11.Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008