Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников


Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Вот уже более 20 лет Россия живет в условиях бесконечных реформ. Растет число брошенных и беспризорных детей, и при живых то родителях!? По телевидению все чаще показывают фильмы и передачи о насилии, жестокости, и очень мало о добрых человеческих отношениях между членами семьи и духовно-нравственном воспитании наших детей.
Но даже исторический опыт нашей страны, да и всего человечества, неоспоримо свидетельствует: благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного состояния. Это ясно понимали мыслители прошлого.
Более близкий к нам по времени священнослужитель, богослов и педагог Иоанн Маслов (1932- 1991г.) писал: «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает».
Можно сказать, что история России 20 века бесспорное тому свидетельство. Забвение нравственных принципов, складывавшихся веками, привело к моральной деградации российского общества.
В 2009 г. был создан проект концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, в котором говорится, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
личностная культура;
социальная культура;
семейная культура.
Остановлюсь на семейной культуре. Семейная культура – это понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого, а также бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Конечно, основы воспитания с малых лет и даже с первых дней жизни ребенка закладываются, прежде всего, в семье. С родителей главный спрос за нравственные качества молодого поколения. Но и в частности наша школа, через которую проходят в детстве и юности тысячи жителей нашего поселка, не может уклониться от ответственности за формирование душ будущих граждан России.
Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.
В 2010 – 2011 г. набрала первый класс, большинство учащихся – домашние дети. В начале учебного года была проведена диагностика по методике Капустиной, определяющая уровень воспитанности учащихся. Были получены следующие результаты: у 50% учащихся низкий уровень воспитанности, у 40% учащихся – средний уровень воспитанности, только у 10% высокий уровень воспитанности. О чем стоило задуматься!
Исходя из полученных результатов диагностики и немалой значимости семьи в воспитании ребенка, были поставлены следующие задачи:
создание условий для развития нравственных качеств личности через привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком
воспитание души, создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через участие в школьных конкурсах и классных мероприятиях.
Уже к концу учебного года были заметны результаты.

На графике видно что, по сравнению с началом учебного года к концу учебного года у учащихся повысился высокий уровень развития на 9%, средний остался на прежнем уровне, понизилось количество учащихся с низким уровнем воспитанности на 41% и появилось 32% учащихся с хорошим уровнем воспитанности. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что целенаправленная работа по воспитанию учащихся с привлечением семьи благоприятно влияет на уровень воспитанности.
Свою работу по духовно-нравственному воспитанию я строила по трем
направлениям: работа с учащимися, работа с родителями (семьей), совместная работа родителей и детей.
Общаясь с детьми, с первых дней устанавливала дружеские доверительные отношения и одновременно подводила детей к пониманию необходимости их общего участия в самостоятельных трудовых делах. Каждый ученик, побывав ответственным дежурным в своей группе, учился оценивать действия своих товарищей.
В работе с учащимися по духовно-нравственному воспитанию использовала метод воспитательного диалога. Использовала для чтения детям православную литературу – книгу «Рассказы юной христианке», «Небесный щит». Проблемные вопросы призваны будить интеллект ребенка, ведь ему приходится разбираться в нравственном затруднении. Здесь на лицо активное творчество, а педагог ведет, направляет общий разговор, нередко импровизируя, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети. Очень много говорили с детьми о семье, о проведении выходных дней и праздников в семье, об правильных отношениях в семье, об уважении, взаимопонимании и заботе о каждом члене семьи, в меру своих возможностей.
Работа с родителями заключалась в том, чтобы они остались неравнодушны и принимали близко к сердцу неудачи и удачи маленького ученика, помогали, заботились, любили его. С родителями кроме родительских собраний использовались следующие формы работ: анкетирование, индивидуальные и коллективные тематические консультации, день открытых дверей для родителей, посещение семей, привлечение родителей к организации праздников, экскурсий, походов, совместных праздников.
Совместная работа родителей и детей заключалась в совместных мероприятиях или привлечение родителей к этим мероприятиям. Сначала родители приглашались на экскурсии в музей, на «Веселые старты» в качестве болельщиков, затем участвовали в детских праздниках таких как «Посвящение в первоклассники», «Прощание с «Русской азбукой»», «Прощание с 1 классом» в качестве сказочных героев (в роли Бабы-Яги, пирата).
Самым большим совместным мероприятием родителей, детей и педагогов стала организация и проведение семейного праздника «Наша дружная семья».
Праздник начинался с сочиненного стихотворения, в котором говорится что наш класс – это наша дружная семья.
В нашем классе есть Алена,
Оля, Надя и Стефан.
И ещё Сергей, Никита
И Ирина , и Марина
Слава, Вера и Иван - Это просто дружный клан.
В классе есть у нас две Юли,
Лена есть и Лизы две,
Димы два,
И три Кирилла.Это вся – наша дружная семья!
Класс был красиво оформлен, на доске сделан букет из цветов, в серединке которых приклеены фотографии учеников и учителя.
Родители совместно с детьми готовили номера к празднику, вместе рисовали плакаты к празднику. На празднике было выбрано жюри и подведены итоги конкурса плакатов на тему: «Моя семья». Праздник записывался на видеокамеру.
И родители, и дети были в восторге от совместной работы. Просмотр видеозаписи и обсуждение праздника было проведено с детьми на внеурочной деятельности и с родителями на родительском собрании. Более активные родители показали пример другим родителям.
В ходе подготовки и проведения семейного праздника произошло раскрытие творческих способностей учащихся: к изобразительной деятельности, трудовой деятельности, к музыке, поэзии.
Готовясь к семейному празднику, две семьи сочинили стихи о семье.
Мы живем своей семьей,
Все у нас в порядке.
Дочка есть и сын растет,
Все как по порядку.
Я сижу с дочуркой дома,
Лизой звать её у нас;
А Димон у нас, большой,
Ходит уже в школу, чтобы
Знанья получать и быть самим собою.
Ну, а папочка у нас,
Звать его Евгений,
Он работает у нас в Гос.учреждении.
(семья Печеркиных)
Моя семья!
У меня семья такая!
Небольшая, но родная:
Папа мой, милиционер.
Он бандитов ловит.
Ну, а мамочка моя,
Мастерица у меня!
Шить, готовить, вышивать
И цветы выращивать.
Все она умеет.
Ну, а Я - уже большая.
В первый класс уже хожу.
Хоть, и что-то не умею…
Но стараюсь и учу!
А ещё сестренка есть
Я её читать учу.
У меня семья такая,
Небольшая, но родная!
(Николаева Лиза, 1-г класс)
Семья Валугиных сочинила и исполнила частушки о семейной традиции – ходить на рыбалку:
Я папулечку люблю
И об этом я пою.
Папа миленький ты мой,
Очень ты рыбак крутой!
***
Накопаем мы червей
С папой в огороде.
И наловим окуней
На речном болоте.
***
Дима ловко ловит рыбу
Может плотик смастерить.
И потом из этой рыбы
Будем мы уху варить.
***
Мы рыбачили зимой
С папой на болоте.
Наловили ротонов –
Накормили всех котов.
***
Возвращаются с рыбалки
Папа с сыном неспеша.
Наловили много рыбы
Снова чистить до утра.
***
С папой рыбы наловили,
Еле-еле принесли.
И теперь нам мама Таня
Будет стряпать пироги.
***
Мама с папой чистят рыбу.
В доме тишь и благодать –
Дима быстро научился
Маме с папой помогать.
Семья Печеркиных сделала фильм о своей семье, 4 семьи участвовало в сценках, семья Кирьяновых приготовила рассказ о семье со слайдами и два музыкальных номера, остальные семьи участвовали в конкурсе плакатов. В заключение, семейного праздника, педагог, родители и дети исполняли песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
В ходе праздника было приятно смотреть на лица довольных и улыбающихся детей и взрослых. Участие родителей в совместной деятельности с детьми приносит много радости, положительных эмоций, раскрытие творческого потенциала детей и родителей.
Воспитание духовно-нравственных качеств, норм поведения, сплочения родителей для единой цели – длительный процесс, и решить эту задачу за четыре года не представляется возможным: впереди еще долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя» детей «в нравственном чувстве» посредством чтения и анализа ситуаций, работе с семьей, вовлечение родителей к совместной деятельности с ребенком.
В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, педагогами, на создание между ними атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья и школа станут для ребенка не только источником и основой духовно-нравственного благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем и достойного отношения к школе и педагогам. Об этом говорится в новом государственном федеральном стандарте второго поколения и концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. И все-таки будущее наших детей в наших руках!
Муромяга Юлия Андреевна, учитель начальных классов МОУ Пышминская СОШ, 1 квалификационная категория