Урок изучения нового материала по математике на тему Нахождение части целого и целого по его части

Урок № 130 (01.04)План – конспект урока «Отыскание части от целого и целого по его части»
Цели урока:
- образовательная: закрепить знания об обыкновенных дробях, познакомить с понятиями: целое, часть от целого, учить определять вид задачи, вывести правила нахождения части от целого и целого по его части, учить применять этих правила при решении задач
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Планируемые результаты:
- предметные: использовать знания об обыкновенных дробях для решения типовых задач на части, решать задач с использованием правил, составлять схемы к задачам и наоборот.
- метапредметные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы); понимать информацию, представленную с помощью схем, рисунков; представлять информацию в сжатом виде создавать схемы для решения задач
-личностные: проявлять интерес к изучению предмета на примерах задач из реальной жизни, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, познакомиться со значимыми событиями из истории своего края, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Тип урока урок открытия нового знания
Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах.
Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, учебник, интерактивная доска, электронная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, информационный буклет, карточки красного, желтого, зеленого цвета).
I Организационный момент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Создание эмоционального настроя (слайд 1)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час!

II Актуализация знаний

Устная работа:
Задание1. Продолжите предложение: (Слайд 2)

1. Обыкновенная дробь – это(частное от деления натуральных чисел);
13 EMBED Equation.3 1415 m - это числитель дроби, делимое
n - это знаменатель дроби, делитель
2. Знаменатель дроби показывает(на сколько равных частей разделили единицу(целое) Числитель дроби показывает(сколько таких частей взяли)
Задание 2. Устная работа «Флаги» (Слайд 2)
Задание 2. РаРРРабота в группах (со взаимопроверкой) : (Слайд 3)
– Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения. Определите, какая часть фигуры закрашена и запишите в таблицу дробь несколькими способами: (Приложение 1)
III Локализация затруднений (создание проблемной ситуации)
-Рассмотрим две задачи и постараемся ответить на вопросы. (Слайд 5)
Задача1: В куске 12м ткани. ј часть ткани отрезали. Сколько метров ткани отрезали?
Задача 2: Отрезали 12м ткани, что составляет ј часть всего куска. Сколько метров ткани в куске?
IV Построение проекта выхода из затруднения
Вопросы:
-Чем похожи задачи? (в задачах одинаковые числовые данные)
-какая величина принята за целое в каждой задаче? (метры ткани в куске)
-в какой из задач эта величина известна, а в какой нет? (в первой известна, во второй – нет)
- что в каждой задаче требуется найти? (в первой - часть отрезанной ткани, т.е часть от целого, во второй- целое по его части)
-можно ли утверждать, что это взаимно обратные задачи? (можно. То, что в первой задаче дано, во второй - надо найти).
-как вы думаете, чем мы свами сегодня будем заниматься? (решать задачи двух видов).
V Самоопределение деятельности. Целеполагание. Формулировка
темы урока
Тема нашего урока: «Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части». 
– Какие цели мы поставим перед собой на урок? 
Научиться определять вид задачи.
Уметь решать задачи каждого вида
– Запишите тему урока в тетрадь. (слайд 6, 7). Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова древнеримского политика и философа Цицерона: «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику»

VI. Усвоение новых знаний и способов усвоения
Задача (слайд 8,9) с подробным комментарием (вопросы к задачам пробуют задавать дети). Записываем в тетрадь решение задач.
ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-Проанализируйте решение задач и сделайте вывод: как найти часть от целого и как найти целое по его части (учащиеся самостоятельно формулируют правила, которые затем проверяем).(слайд 10)
VII Физкульминутка (слайд 11)
VIII Включение в систему знаний и закрепление
- Обратите внимание, у вас на столах лежит информационный буклет, который поможет вам при решении задач.
Задание 1: Работа в парах (раздаточный материал. Приложение 2)
Распределите задачи из списка по видам. (слайд 12) – Проверьте себя! (слайд 13) -Решите по одной задаче каждого вида (если на уроке достаточно времени, можно предложить решить все задачи с самопроверкой (слайд 14)). Ребята оценивают друг друга. Двое учащихся решают задачи у доски. Их работа оценивается.
Задание 2: Проверь себя. Игра: «найти пару» (слайд 15)
ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работаем с интерактивной доской. Ребята поочерёдно выходят и соединяют условие упражнения с его ответом.
Задание 3:
Работаем с презентацией-мимио.
Раздаточный материал (приложение3).
-Рассмотрите схему, прокомментируйте.(слайд 1)
- Составьте схему к задаче (работа по вариантам) (слайд 2)
Проверяем и выбираем верное решение, предложенное на слайде

Составьте, исходя из этой схемы, задачи друг другу.
 1–ый вариант задачу на нахождение части от целого, 2–ой – целое по его части
(Если нет достаточно времени на уроке – задать на дом познакомиться со схемой (приложение 3).
IX Рефлексия (слайд18)
Я научился
Мне понравилось
Я затруднялся..
Моё настроение
А теперь, оцените свою работу на уроке и поднимите карточку соответствующего цвета.(слайд 19)


X Домашнее задание (слайд 20)
Б: п. 9.6 №№884б),886Б)889Б),890б)
П: Составьте взаимно обратные задачи экологического содержания или связанные с историей своего края, своей страны.
В: Составьте взаимно обратные задачи экологического содержания или связанные с историей своего края, своей страны. Составьте схемы к задачам.


Раздаточный материал.
Приложение 1
закрашено голубым цветом


закрашено желтым цветом


закрашено розовым цветом







Приложение 2:

1. Город Астрахань был основан 450лет назад. Строительство каменного кремля в городе продолжалось 7/450 части времени его существования. Сколько лет строился Астраханский Кремль?
2.Найдите протяженность Московского Кремля, если протяженность стен Астраханского кремля равно 1544 метра, что составляет от длины стен Московского Кремля 1/4 часть? 3. Ель живет в городских условиях 160 лет. Это составляет 1/3 жизни ели в лесу. Сколько лет живет ель в лесу? 4. Из 72 пятиклассников 3/ 8 занимаются легкой атлетикой. Сколько учащихся занимаются этим видом спорта? 5. Для выставки отобрали 30 картин. Это составило 2/3 имеющихся в музее картин. Сколько картин взято на выставку? 6. От веревки, длиной 18 м отрезали 3/4 ее длины. Сколько метров веревки осталось?
найти часть от целого
найти целое по его части














Приложение 3:







Приложение 4: (карточка для успевающих учеников)
Самое крупное животное на земле – синий кит, длина которого достигает 30м. Длина кашалота составляет лишь половину, а длина горбатого кита – 8/15 длины синего кита. Какой длины бывает кит – кашалот и горбатый кит?
Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:
1 \ 6 часть суток – чтение умных книг;
3 \ 8 часть суток - совершение добрых дел;
1 \ 12 часть суток - на прием пищи (завтрак, обед, ужин);
2 \ 8 часть суток с – занятия спортом;
8 часов на сон.
Сможете ли вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли его план?
















































Задача 1: Площадь поля 50 га. 3/10 поля засеяно кукурузой. Сколько гектаров засеяно кукурузой?
Задача 2: За день пути лыжники прошли 34 км, что составляет 2/5 длины намеченного маршрута. Какова длина маршрута?