Конспект урока по математике Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.


Тема: Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Планируемые результаты: 
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать навыки решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме через уравнивание
 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
 метапредметные:  уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи: 
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение способа при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач
 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы работы учащихся:  фронтальная, парная, индивидуальная
Цель:
- повторить необходимые теоретические сведения по теме; закрепить умение решать задачи; уметь использовать полученные знания на уровне обязательных требований;
-развивать логическое мышление и сообразительность, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, вычислительные навыки и умения, умение самостоятельно работать, умение говорить и слушать;
-воспитывать внимательность, аккуратность, отзывчивость и трудолюбие.
Ход урока:
. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
У каждого из вас на столах лежат листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу по 5 бальной системе
«5» - справился самостоятельно с задачей без затруднений,
«4»- справился с задачей, с помощью наводящих вопросов,
«3»- решил задачу с ошибкой, но исправил ее
"2" - не справился с задачей.
(на слайдах)
. Устный счет (на слайдах).
- цепочка,
- обратная связь,
- найди верную схему.
. Актуализация знаний.
Ребята, какую тему мы изучали на последних урока?
Давайте вспомним алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности:
1) По условию задачи составить схему.
2) Вычесть из общей суммы «лишнее» (уравнять количество).
3) Разделить количество поровну.
4) Ответить на вопрос задачи.
V. Решение задач.
Учащиеся делятся на группы и решают задачи.
Задача № 1
Сумма двух чисел 832, а разность 142. Найдите эти числа.
РЕШЕНИЕ.
839-142=690 – поровну
690:2=345- меньшее число
345+142=487- большее число
Ответ: 485 и 345 (Т).
Задача № 2
Даны три числа, сумма которых равна 453. Первое число больше второго на 7, а третье число меньше второго на 7. Найдите большее из этих трех чисел.
РЕШЕНИЕ:
453-14= 432 - поровну
432:3=144 – третье число
144+14=158 – большее число
Ответ: 158 (И).
Задача № 3
Сумма двух билетов, купленных мамой с сыном 240 рублей, а разность 120 рублей. Найти стоимость этих билетов.
РЕШЕНИЕ:
240-120=120 – поровну
120:2=60 – меньшее число, цена билета сына
60+120=180 – большее число, цена билета мамы
Ответ: 60 рублей и 180 рублей (Р).
Ученики решают в группах, записывают решения задач в тетрадях, затем записывают ответ – ТИР. Последнюю задачу (открытую) решают на альбомном листе, затем перед классом защищают. В конце урока тетради и листы самооценивания сдают. Учитель показывает правильное решение, записанное за доской, и вместе с учениками разбирает задачи.
V. Домашняя работа Составить задачу на нахождение двух чисел по их сумме и разности, оформить на альбомном листе.
V. Подведение итогов. Выставление оценок, складываемых из всех видов работ, обратить внимание на те виды работ, которые вызвали трудности у ребят.
Приложения
Лист самооценивания.
Ф.И._________________________________________Класс 5 Б
№ Вид задания Отметка
1 Устный счет- цепочка 2 Устный счет- обратная связь 3 Устный счет- найди верную схему 4 Задача № 1 5 Задача № 2 6 Задача № 3 Итог «5» - справился самостоятельно с задачей без затруднений,
«4»- справился с задачей, с помощью наводящих вопросов,
«3»- решил задачу с ошибкой, но исправил ее
"2" - не справился с задачей.