Разработка урока русского языка Правописание безударных личных окончаний глаголов


Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Обучающие: закреплять навыки правильного написания окончаний глаголов; упражнять в определении спряжения глагола; формировать умения распознавать лицо и число глагола; развивать умения ставить вопрос к глаголу неопределенной формы;
Развивающие: развивать мышление, память, речь, внимание; мотивацию к усвоению учебного материала, развивать общие учебные практические умения взаимодействия с компьютером.
Воспитательные: воспитывать любовь к учению, развивать чувство сострадания к птицам зимой, формировать стремление к получению новых знаний, развивать умение способности работать в коллективе.
1.Организационный момент.
-я буду внимательным.
-я буду думать
-буду сосредоточенно размышлять
-буду старателен и догадлив
1.Учитель читает стихотворение.
Поет зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака ( С.Есенин )
Как понимаете выражение стозвоном? Что можете сказать об этом слове?
2.Сообщение темы и цели урока.
1 слайд
Прочитайте тему урока. «ЗЕМЛЯ ГЛАГОЛОВ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ»
Запишите число в тетради. Назовите орфограммы.
2 слайд
3.Повторение и закрепление изученного.
Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
3 слайд.
Поет зима, аука.тМохнатый лес баюка.тСтозвоном с.снякаКругом с тоской глубок.юПлывут в страну далекую
С.дые обл.ка.
В 1 предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения, объясните постановку запятой. Составьте схему предложения.
Назовите глаголы. Перечислите морфологические признаки глаголов.
Обобщить наши знания о глаголе нам поможет презентация , которую подготовили  Илья и Лиза.
Мультимедийная презентация ( см. в приложении)
- какие вопросы у вас есть к ребятам?
Определите спряжение глаголов в нашем стихотворении. Какой глагол нам подсказывает о своем спряжении? ( плывут )
Индивидуальная работа.
Цель: проверка знаний о глаголе как части речи. Для этого выполните морфологический разбор глагола
1 вариант – глагола аукает
2 вариант – глагола баюкает
Проверка: устно с места.
4.Физминутка для предупреждения зрительного утомления « Бабочка».
Прилетела бабочка, села на указку,
Постарайтесь вслед за ней пробежаться глазками.( движение маятника).
5.Работа над пройденным материалом. 
Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание глагола?
Игра «Поиграй с глаголом»
Слайд 4. Как- то раз собрались несколько глаголов и стали играть
 на зеленой травке. Они так весело кувыркались  и прыгали, что потеряли свои окончания в травке. Скажу вам по секрету, что все глаголы были в одной и той же форме – 2 лица, ед. числа., но одни глаголы принадлежали первому спряжению, а другие второму. Только они так играли, что совсем позабыли, кто из них какого спряжения.Помогите глаголам найти свое окончание. Спишите глаголы, выделите окончания, подпишите спряжение
Что можете сказать о правописании личных окончаний глаголов 2 лица ед. числа?
Проверка выполнения задания ( на слайде из презентации учителя)
Вывод: Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание глагола?
6. ФИЗМИНУТКА. Упражнения , способствующие снятию общего утомления.
Как же долго мы сидели, наши руки онемели,
Наши ноги затекли, ими топнем: раз, два, три.
Руки в стороны, дружок, раз, два, три, потом – прыжок.
А теперь присядь скорее, не держись за батарею,
Со здоровьем все в порядке, если делаешь зарядку.
Встаньте дружно из-за парт и скорее стройтесь в ряд.
Повернитесь влево, вправо: поработаем ногами, поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший и похлопаем в ладоши!
А теперь мы все ребятки будем быстрые лошадки.
На арене выступаем, бег галопом исполняем.
Выше,выше, выше, выше
А теперь все тише, тише.
Переходим на ходьбу, прекращаем мы игру
Сядем тихо, будто мышки, все девчонки и мальчишки.
Присмирела детвора, и работать нам пора.
7. Работа с компьютером.
Пересаживаемся за компьютеры.
Слайд 5.
Задание 1. Игра «Путешествуем с глаголом»
Вам предстоит поиграть в парах. Цель работы: развивать умение определять вид глагола.
Внимательно прочитайте задания. Чья пара быстрее найдет дорогу.
Проверка по слайду 6.
Одна пара читает, другие проверяют.
Задание 2.
Цель: развивать речь, упражняться в написании личных окончаний глаголов.
Вставьте противоположные по смыслу глаголы, определите спряжение, объясните правописание окончаний глагола.
Проверка слайд 7.
Ласточка день начина.., а соловей ……()
Смелый наступа.., а трус…..()
Дождик вымо.., а солнце ….()
Задание 3. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.
Вставьте пропущенные буквы, проверьте по образцу, оцените работу друг друга.
Смотр.тСпряч.тВид.тДыш.тПил.тПосад.мКол.т_____________________________________________________________________
Стро.тЗаплач.тМокн.тВерт.тУтон.тПиш.шьСохн.тВыполните взаимопроверку и поставьте оценку в окошечко в компьютере.
Вывод: Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание глагола?
8.Повторение изученного.Запись предложений под диктовку с творческим заданием.
Мы вспомнили и потренировались в написании безударных окончаний глаголов. Сейчас проверочная работа. Отключите компьютеры и сядьте на свои места.
Беседа о птицах зимой.
- Ребята, когда вы шли сегодня в школу, вы уютно себя чувствовали на улице? А почему? Но вы были в теплых шапках и куртках. Закройте глаза,,, Где может быть под крышей дома или в какой- нибудь щели, сжавшись в комочек сидит воробей или синичка.На улице холодно и голодно. И нет надежды птицам согреться. Вот бы найти корочку хлеба! Но кругом снег все засыпал. Кто поможет птицам?
Ответы.
Запишите под диктовку предложения.
Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь тихий стук в стекло. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Птица просит помощи.
- Продолжите рассказ 1 – 2 предложениями.
Рочитайте рассказ, который у вас получился.
Назовите глаголы, определите спряжение.
9. Рефлексия. Итог урока.
Подведение итога урока.
Что для вас было трудным, что легким?
Чему учились на уроке?
Отобразите на полях тетради своё настроение в конце урока.