Дифференцированный зачёт по биологии для обучающихся 2 курса по профессии Продавец, кассир Парикмахер


Дифференцированный зачёт по предмету: «Биология» 2 курс.
1 вариант.
№ п/п Контрольные вопросы и задания. Варианты ответов. Количество баллов.
1. Немецкие учёные М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных учёных, сформулировали: а) закон зародышевого сходства; б) хромосомную теорию наследственности; в) клеточную теорию; г) закон гомологических рядов. 1 б.
2. Мономерами белка являются: а) аминокислоты; б) моносахариды; в) жирные кислоты; г) нуклеотиды. 1 б.
3. Хлоропласты в растительной клетке: а) выполняют защитную функцию; б) осуществляют связь между частями клетки; в) обеспечивают накопление воды; г) осуществляют синтез органических веществ из неорганических. 1 б.
4. Рибонуклеиновые кислоты в клетке участвуют в: а) регуляции обмена веществ; б) образование углеводов; в) хранение наследственной информации; г) биосинтез белка. 1 б.
5. Фаза деления клетки, в которой хроматиды расходятся к полюсам: а) метафаза; б) профаза; в) анафаза; г) телофаза. 1 б.
6. Назовите две формы организмов, живущих на Земле по наличию у них клеток. 2 б.
7. Закончите фразу: «Организмы клетки, которых не содержат ядра, называются … или …». 2 б.
8. Покажите отличие овогенеза от сперматогенеза. 3 б.
9. Назовите вид размножения, характерные для позвоночных животных. 2 б.
10. Перечислите основные стадии эмбрионального развития. 2 б.
11. Составьте схему сперматогенеза. 3 б.
12. Обоснуйте биологическую роль полового размножения. 3 б.
13. Назовите два вида наследственности и вещество, которое определяет наследственность. 2 б.
14. Назовите три группы методов исследования, применяемых в генетике. 3 б.
15. Назовите два вида хромосом по характеру признаков, которые они несут. 2 б.
16. Назовите виды отбора по массовости особей, для этого используемых. 3 б.
ИТОГО:
32 б.

Результат: «3» 22 б. – 25 б.; «4» 25 б. – 28 б.; «5» 28 б. – 32 б.
Дифференцированный зачёт по предмету: «Биология» 2 курс.
2 вариант.
№ п/п Контрольные вопросы и задания. Варианты ответа. Количество баллов.
1. Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно: а) уменьшение веса; б) перемещение в пространстве; в) дыхание; г) растворение веществ в воде. 1 б.
2. Клетка единица роста и развития организма, так как: а) в ней хранится наследственная информация; б) из клеток состоят ткани; в) она способна к делению; г) она способна к мутациям. 1 б.
3. Мономером крахмала является: а) жирная кислота; б) глицерин; в) глюкоза; г) аминокислота. 1 б.
4. В процессе энергетического обмена в клетке идёт: а) образование органических веществ; б) расходование АТФ; в) синтез неорганических веществ; г) расщепление органических веществ. 1 б.
5. Органоид клетки, в котором накапливаются синтезированные в ней продукты, а также конечные продукты обмена для выделения их из клетки: а) рибосома; б) комплекс Гольджи; в) митохондрия; г) лизосома. 1 б.
6. Дополните фразу: «Бактерии являются …, так как их клетки … ядра». 2 б.
7. Приведите по одному примеру названий вирусов, вызывающих заболевания у человека и растений. 2 б.
8. Назовите основные различия растительной клетки и животной клетки. 3 б.
9. Назовите виды размножения, характерные для растений и грибов. 2 б.
10. Назовите два типа развития организмов. 2 б.
11.
Приведите два примера организмов, относящихся к царству Предклеточные, и приведите другое название этого царства. 3 б.
12. Охарактеризуйте биологическую роль мейоза. 3 б.
13. Назовите два вида изменчивости, различающихся друг от друга по характеру изменения ядерного вещества. 2 б.
14. Приведите по одному примеру организмов, к которым можно применить: гибридологический метод; близнецовый метод; генеалогический метод. 3 б.
15. Назовите наборы хромосом, соответствующие мужскому и женскому полу у человека. 2 б.
16. Назовите известные вам виды гибридизации. 3 б.
ИТОГО: 32 б.
Результаты: «3» 22 б. – 25 б.; «4» 25 б. – 28 б.; «5» 28 б. – 32 б.

Дифференцированный зачёт по предмету: «Биология» 2 курс.
3 вариант.
№ п/п Контрольные вопросы и задания. Варианты ответов. Количество баллов.
1. В световой микроскоп можно увидеть: а) деление клетки; б) репликацию ДНК; в) транскрипцию; г) трансляцию. 1 б.
2. К двухмембранным органоидам клетки относят: а) рибосомы и клеточный центр; б) лизосомы и вакуоли; в) митохондрии и пластиды; г) ЭПС и комплекс Гольджи. 1 б.
3. Мономером ДНК являются: а) глюкоза; б) рибонуклеотид; в) аминокислота; г) дезоксирибонуклеотид. 1 б.
4. Чем отличается растительная клетка от животной клетки: а) комплексом Гольджи; б) вакуолями с клеточным соком; в) митохондриями; г) эндоплазматической сетью. 1 б.
5. Фаза митоза, в которой происходит спирализация хромосом: а) телофаза; б) метафаза; в) профаза; г) анафаза. 1 б.
6. Назовите два способа питания, наиболее характерных для бактерий. 2 б.
7. На двух примерах покажите роль общей биологии для понимания научной картины мира. 3 б.
8. Раскройте суть воздействия вирусов на организм хозяина. 2 б.
9. Назовите стадию мейоза, в которой клетка содержит диплоидный набор хромосом, но тетраплоидное количество ядерного вещества. 2 б.
10. Назовите два этапа развития в онтогенезе. 2 б.
11. Покажите общее и различия в размножении растений и высших животных. 3 б.
12. Кратко охарактеризуйте основные периоды интерфазы. 3 б.
13. Назовите два вида мутационной изменчивости по характеру структур, ответственных за эти виды изменчивости. 2 б.
14. Дополните фразу: «Аллельные гены содержатся в … данной пары, а неаллельные или в … хромосоме, или в хромосомах … пар». 3 б.
15. Объясните, почему в последующих поколениях отношение числа особей мужского и женского пола составляет примерно 1:1. 3 б.
16. Назовите виды искусственного отбора, применяемые в селекции растений. 2 б.
ИТОГО:
32 б.

Результаты: «3» 22 б. – 25 б.; «4» 25 б. – 28 б.; «5» 28 б. – 32 б.

Дифференцированный зачёт по предмету: «Биология» 2 курс.
4 вариант.
№ п/п Контрольные вопросы и задания. Варианты ответа. Количество баллов.
1. Укажите одно из положений клеточной теории: а) Соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом. б) Гаметы состоят из одной клетки. в) Клетка прокариот содержит кольцевую ДНК. г) Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. 1 б.
2. Мономером РНК является: а) глюкоза; б) рибонуклеотид; в) аминокислота; г) дезоксирибонуклеотид. 1 б.
3. К одномембранным органоидам клетки относят: а) митохондрии и рибосомы; б) клеточный центр и хлоропласты; в) ЭПС и лизосомы; г) рибосомы и вакуоли. 1 б.
4. Темновая стадия фотосинтеза протекает в: а) тилакоидах внутренней мембраны хлоропласта; б) цитоплазме; в) гранах хлоропласта; г) строме хлоропласта. 1 б.
5. Сборка первичной структуры белка на рибосоме происходит в ходе:
а) кроссинговера; б) репликации; в) трансляции; г) транскрипции.
1 б.
6. Перечислите виды пластид, раскройте их биолого-экологическую роль. 3 б.
7. Назовите два органоида клетки, которые есть в растительной клетки, и нет в животной клетке. 2 б.
8. Докажите, что клеточный уровень организации живого вещества на Земле в некоторых случаях являются и организменным. 2 б.
9. Приведите примеры организмов, для которых характерно прямое развитие. 2 б.
10. Назовите три типа постэмбрионального развития животных. 2 б.
11. Составьте схему овогенеза. 3 б.
12. Напишите в виде цепочки последовательность всех фаз мейоза до возникновения дочерних клеток. 3 б.
13. Назовите два вида мутаций по характеру клеток тела, которые они затрагивают, и укажите, какие из них наследуются организмом. 2 б.
14. Сформулируйте понятия «альтернативные признаки», «гомозиготные организмы», «гетерозиготные организмы». 3 б.
15. Охарактеризуйте значение знаний генетики пола в практической деятельности человека. 3 б.
16. Назовите два вида искусственного отбора по характеру постановки цели отбора. 2 б.
ИТОГО: 32 б.
Результаты: «3» 22 б. – 25 б.; «4» 25 б. – 28 б.; «5» 28 б. – 32 б.
Ответы дифференцированного зачёта по предмету: «Биология» 2 курс. 1 вариант.
№ п/п Ответы на контрольные вопросы и задания. Количество баллов.
1. Вариант «в» - Клеточная теория. 1 б
2. Вариант «а» - аминокислоты. 1 б.
3. Вариант «г» - осуществляют синтез органических веществ из неорганических. 1 б.
4. Вариант «г» - биосинтез белка. 1 б.
5. Вариант «в» - анафаза. 1 б.
6. Клеточные организмы – 1б.; неклеточные организмы – 1б. 2 б.
7. Организмы, клетки, которых не содержат ядра, называются безъядерные (1б.) или прокариоты (1б.). 2 б.
8. Овогенез – образование женских гамет (яйцеклетка) – (0,5 б.), происходит в женских половых железах (яичники), из одной исходной клетки образуется одна женская гамета (1б). Сперматогенез – образование мужских половых клеток (сперматозоиды) – (0,5 б.), происходит в мужских половых железах (семенниках), из одной исходной клетки образуются четыре равноценные гаметы (1б.). 3 б.
9. Размножение у позвоночных животных относится к половому (1б.), может происходить внешнее и внутреннее оплодотворение (1б.). 2 б.
10. Стадии эмбрионального развития: 1) дробление (0,5 б.); 2) гаструляция (0,5 б.); 3) стадия дифференциации клеток и образование трёх зародышевых листков (0,5 б.); 4) органогенез (0,5 б.). 2 б.
11. Схема сперматогенеза: 3 б.
12. Биологическая роль полового размножения заключается в следующем: 1) у потомков обновляется наследственный материал (1б.); 2) лучше приспосабливаются к среде обитания (1б.); 3) потомки отличаются по наследственным признакам (1б.). 3 б.
13. Различают несколько видов наследственности: а) цитоплазматическая наследственность, определяемая геномом, находящемся в цитоплазме. (1б.); б) ядерная наследственность, которая определяется геномом, находящемся в ядре (1б.). 2 б.
14. В генетике широко применяются следующие методы исследования: а) гибридологический метод; (1б.) б) генеалогический метод; (1б.) в) близнецовый метод. (1б.) 3 б.
15. По характеру половых хромосом различают гомогаметный (ХХ) и гетерогаметный (ХY) пол. (1б.). У человека и ряда животных гетерогаметным является мужской пол (ХY), а женский – гомогаметным (ХХ). (1б.). 2 б.
16. Сознательный и целевой отбор может быть единичным (1б.), индивидуальным (1б.), массовым и методическим (систематическим) (1б.) 3 б.
ИТОГО: 32 б.
Результаты: «3» 22 б. – 25 б.; «4» 25 б. – 28 б.; «5» 28 б. – 32 б.

Ответы дифференцированного зачёта по предмету: «Биология» 2 курс. 3 вариант.
№ п/п Ответы на контрольные вопросы и задания. Количество баллов.
1. Вариант «а» - деление клетки. 1 б.
2. Вариант «в» - митохондрии и пластиды. 1 б.
3. Вариант «г» - дезоксирибонуклеотид. 1 б.
4. Вариант «б» - вакуолями с клеточным соком. 1 б.
5. Вариант «в» - профаза. 1 б.
6. Способы питания, характерные для бактерий: 1) гетеротрофы – питаются органическими веществами (1б.); 2) автотрофы – питаются неорганическими веществами (1б). 2 б.
7. Без знаний общебиологических понятий и закономерностей невозможно: 1) понять проблемы обмена веществ, лежащих в основе экологии (1б.); 2) понять основные проблемы экологии, как выжить в сложной экологической обстановке на нашей планете (1б.); 3) понять вопросов цитологии (1б.). 3 б.
8. Вирусы воздействуют на организм хозяина через влияние на обмен веществ, нарушая его (1б.), усиливают действия других процессов в организме хозяина для своей жизнедеятельности (1б.). 2 б.
9. Стадия мейоза – профаза (1б.), где исходные родительские клетки имеют диплоидный набор хромосом, но тетраплоидное количество ядерного вещества. Длится от нескольких часов до нескольких недель (1б.). 2 б.
10. Этапы онтогенеза: 1) эмбриональное (1б.); 2) постэмбриональное (1б.). 2 б.
11. Общее в размножении растений и высших животных: фрагментация (регенерация) – у нитчатых водорослей исходный родительский орган делится на части (1б.), а у ящерицы восстановление хвоста при его потери (1б.). Отличие в размножении растений и высших животных: вегетативное размножение, которое характерно только для растений – размножение при помощи стеблей, листьев, клубней и др. (1б.). 3 б.
12. Основные периоды интерфазы: 1) пресинтетический( G1) – синтез РНК, синтез АТФ, синтез белка (1б.); 2) синтетический (S) – синтез ДНК; 3) постсинтетический (G2) – дополнительный синтез АТФ и белка. 3 б.
13. Мутационная изменчивость неоднородна и имеет ряд разновидностей: а) хромосомная изменчивость (1б.); б) генная изменчивость (1б.). 2 б.
14. Дополните фразу: «Аллельные гены содержатся в гомологичных хромосомах (1б.) данной пары, а неаллельные или в одной (1б.) хромосоме, или в хромосомах негомологичных (1б.) пар». 3 б.
15. Статистически количественное соотношение возникающих мужских и женских особей одинаково и соответствуют отношению 1:1, но из-за некоторых биологических особенностей число организмов мужского пола закладывается несколько больше, чем организмов женского пола. К концу онтогенеза число особей женского пола становится больше, чем мужского, что объясняется большей выносливостью женского организма связанной с его биологической ролью – заботой о выживаемости потомства. 3 б.
16. По наличию (отсутствию) цели различают сознательный (целевой) (1б.) и бессознательный отбор (1б.). 2 б.
ИТОГО: 32 б.
Результаты: «3» 22 б. – 25 б.; «4» 25 б. – 28 б.; «5» 28 б. – 32 б.

Ответы дифференцированного зачёта по предмету: «Биология» 2 курс. 2 вариант.
№ п/п Ответы на контрольные вопросы и задания. Количество баллов.
1. Вариант «в» - дыхание. 1 б.
2. Вариант «а» - в ней хранится наследственная информация. 1 б.
3. Вариант «в» - глюкоза. 1 б.
4. Вариант «б» - расходование АТФ. 1 б.
5. Вариант «г» - лизосомы. 1 б.
6. «Бактерии являются прокариотами (1б.) так как их клетки не содержат ядра».(1б.). 2 б.
7. Вирусы, вызывающие заболевания у человека – вирус гриппа(1б.), у растений – вирус табачной мозайки табака (1б.). 2 б.
8. Отличия растительной клетки от животной: а) у растительной клетки есть пластиды, а у животной нет. (1б.); б) у растительной клетки упрочнённая клеточная оболочка, т.к. она содержит целлюлозу, а животная оболочка состоит из мембран, кроме клеток покровных тканей и не содержит целлюлозу (1б.); в) у растительной клетки есть вакуоли, а у животной они практически отсутствуют (1б.). 3 б.
9. Виды размножения, характерные для растений и грибов: 1) почкование – грибы (1б.); 2) вегетативное размножение (1б.). 2 б.
10. Типы развития организмов: 1) прямое развитие (1б.); 2) непрямое развитие ( с метаморфозами или превращением) (1б.). 2 б.
11. Царство Предклеточных называют вирусами (1б.). 1) вирус гепатита, иммунодефецита(1б.); 2) вирус огурцов (1б.). 3 б.
12. Биологическая роль мейоза: 1) предпосылки для реализации полового процесса (1б.); 2) обновление наследственного материала потомства (1б.); 3) лучше приспособленность к условиям существования в среде обитания (1б.). 3 б.
13. Различают несколько видов изменчивости: а) модификационная (определённая, групповая) изменчивость (1б.); б) мутационная (наследственная, неопределённая, индивидуальная) изменчивость (1б.). 2 б.
14. Гибридологический метод – растения с разным окрасом цветка, животные с разным цветом шерсти (1б.). Генеалогический метод – крупный рогатый скот (корова) (1б.). Близнецовый метод – человек (1б.). 3 б.
15. У человека гетерогаметным является мужской пол (ХY), а женский – гомогаметным (ХХ) (1б.). Пол будущего организма закладывается уже в момент оплодотворения (1б.). 2 б.
16. Известные виды гибридизации: а) близкородственная гибридизация (инбридинг) (1б.); б) неродственная гибридизация (1б.); в) отдалённая гибридизация (полиплоидия) (1б.). 3 б.
ИТОГО: 32 б.
Результаты: «3» 22 б. – 25 б.; «4» 25 б. – 28 б.; «5» 28 б. – 32 б.

Ответы дифференцированного зачёта по предмету: «Биология» 2 курс. 4 вариант.
№ п/п Ответы на контрольные вопросы и задания. Количество баллов.
1. Вариант «г» - Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. 1 б.
2. Вариант «б» - рибонуклеотид. 1 б.
3. Вариант «г» - рибосомы и вакуоли. 1 б.
4. Вариант «а» - тилакоидах внутренней мембраны хлоропласта. 1 б.
5. Вариант «в» - трансляция. 1 б.
6. Виды пластид: 1) хлоропласты – осуществляют фотосинтез, регулируют обмен веществ (1б.); 2) хромопласты – придают окраску органом растений (1б.); 3) лейкопласты – запасают питательные вещества (1б.). 3 б.
7. В растительной клетке есть вакуоли – резервуар для клеточного сока (1б.); лизосомы – выполняют процесс дифференциации клеток (1б.), а у животных этих органоидов нет. 2 б.
8. Некоторые организмы состоят из одной клетки (1б.) поэтому такие организмы при клеточном уровне соответствуют и новому уровню организации – организменному (1б.). 2 б.
9. Прямое развитие характерно для организмов – птицы, пресмыкающие, млекопитающие (1б.). Организм небольших размеров, в котором заложены все основные органы, свойственные взрослому организму (1б.). 2 б.
10. Типы постэмбрионального развития:1) прямое развитие животных (1б.); 2) непрямое развитие с полным метаморфозом (1б.); 3) непрямое развитие с неполным метаморфозом (1б.). 2 б.
11. Схема овогенеза: 3 б.
12. Фазы мейоза до возникновения дочерних клеток: профаза 1 – метафаза 1 (1б.) – анафаза1 – телофаза1 – профаза2 (1б.) – метафаза2 – анафаза2 (1б.). 3 б.
13. Виды мутации: а) полиплоидия; б) соматическая мутация (1б.). Наследуется организмом полиплоидия (1б.). 2 б.
14. «Альтернативные признаки» - действие рецессивных аллельных ген не проявляется в присутствии других парных им ген (1б.). «Гомозиготные организмы» - организмы, соматические клетки которых содержат одинаковые аллельные гены (1б.). «Гетерозиготные организмы» - организмы, соматические клетки которых содержат разные аллельные гены (1б.). 3 б.
15. Генетика пола имеет большое практическое значение, так как с половыми хромосомами связаны некоторые очень тяжёлые наследственные заболевания. Гены, ответственные за проявление некоторых признаков организма, находятся в половых хромосомах и наследуются иначе, чем признаки, за которые ответственны гены, находящиеся в неполовых хромосомах. Знания об особенностях проявления наследственных заболеваниях делает возможным осуществление профилактики таких заболеваний. 3 б.
16. По наличию цели различают сознательный (целевой) и бессознательный отбор (1б.). Целевой отбор может быть единичным, индивидуальным, массовым и методическим (систематическим) (1б.). 2 б.
ИТОГО: 32 б.
Результаты: «3» 22 б. – 25 б.; «4» 25 б. – 28 б.; «5»28 б. – 32 б.