Методические рекомендации по самостоятельным работам Экологические основы природопользования


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чайковский техникум промышленных технологий и управления»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине ЕН.03 «Экологические основы природопользования»
для специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
2013
РАССМОТРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин
____________/Т.Б. Светлакова/
«____»_____________2013г.
Протокол № _____
СОГЛАСОВАНО
Методист
___________/Г.П. Худякова/
«___»_______________2013г.
Составлено:
В соответствии с рабочей программой на основе ФГОС СПО
УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УМР
__________/И.А. Санникова/
«___»____________2013г.
Разработчик:
Фоминых Анастасия Петровна - преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Составление конспекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Рекомендации по написанию реферата……………………………………….10
Методические рекомендации по написанию доклада……………………….14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в воспитании сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы обучающиеся не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.
Значимость самостоятельной работы:
1. глубокое изучение сущности вопроса, возможность основательно в нем разобраться;
2. выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений;
3.фомирование ценных качеств: трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;
4. развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания.
Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
- мотивационность задания (для чего, чему способствует);
- четкая постановка задач;
- алгоритм, метод выполнения работы, знание обучающимися способов ее выполнения;
- четкое определение преподавателем форм отчетности, сроки выполнения;
- критерии оценки, отчетности;
- виды и формы контроля.
Самостоятельная работа выполняет как развивающие, так и воспитательные функции. Она позволяет формировать у обучающихся самостоятельность как черту личности.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной дисциплиной профессиональной подготовки по данной специальности. Самостоятельная работа по учебному плану по дисциплине рассчитана на 24 часов и включает в себя следующие виды работ:
Тема Наименование самостоятельной работы Форма контроля Количество часов
Глобальные экологические проблемы. Экологические катастрофы Подготовка рефератов по экологическим проблемам и катастрофам Защита работы 2
Влияние вредных веществ, поступивших в окружающую среду на здоровье человека.
Подготовка докладов, работа со справочниками вредных веществ, анализ влияния на здоровье человека Защита работы 2
Безотходное производство Составление конспекта Проверка и оценивание материалов 2
Схемы очистных сооружений и оборотных систем водоснабжения. Составление схем очистных сооружений (поиск в Интернете). Проверка и оценивание материалов 2
Меры по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха от автомобильного транспорта Составление плана и конспекта по мероприятиям защиты от загрязнений атмосферы. Проверка и оценивание материалов 2
Рекультивация и восстановление нарушенных земель Подготовка конспекта по видам рекультивации и восстановлению нарушенных земель Проверка преподавателем, индивидуальная беседа. 2
Мероприятия по сохранению лесных ресурсов Составление конспекта по проводимым мероприятиям для сохранения лесных ресурсов Проверка и оценивание материалов 2
Особо охраняемые территории мира и России Составление доклада Защита работы 2
Участие России в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды Составление конспекта Проверка и оценивание материалов 2
Правовые гарантии экологических прав человека Составление конспекта, анализ ФЗ «Об охране окружающей среды» Проверка и оценивание материалов 2
Экологическая экспертиза Составление доклада Защита работы 2
Структура государственных органов РФ по охране окружающей среды Описание структуры государственных органов Проверка и оценивание материалов 2
Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» является необходимой основой для последующего освоения программ профессиональных модулей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
- выбирать методы, технологии и аппараты, утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
-определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
-правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное, развернутое. Вводный инструктаж включает объяснение задания (что делать?) и порядок его выполнения (как делать?). Роль инструктажа в данном случае отводится представляемым методическим рекомендациям.
В данных методических рекомендациях представлены рекомендации по выполнению основных видов самостоятельных работ.
СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА
Методические рекомендации по написанию и проработке конспекта
Внимательно прочти текст.
Выдели главную идею и озаглавь текст.
Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
Запиши названия смысловых частей в форме плана в левом рабочем поле конспекта.
Прочти текст во второй раз.
Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.
Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.
Визуализируй конспект:
Напиши источник конспектирования (название, автор);
раздели страницу на три части в соотношении . Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.
главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;
каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);
в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.
Критерии оценки конспекта:

п/п Критерии оценивания «5» «4» «3» «2»
1 Объём выполненной работы Оптимален для конспектирования материала Оптимален для конспектирования материала Занижен завышен Занижен завышен
2 Логическая последовательность и связанность материала + Незначительно нарушена нарушена Отсутствует
3 Полнота изложения содержания + Не выдержана Не выдержана Не выдержана
4 Сохранение основной идеи через весь конспект + + нарушено Отсутствует
5 Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи) + + Не достаточно Не используется
6 Оформление + + Наличие отклонений Наличие отклонений
Рекомендации по написанию реферата
Реферат – краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения. Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.  
Реферат состоит из нескольких частей:
титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;
введение;
основная часть, состоящая из глав;
заключение;
список использованной литературы.
Во введении объясняется:
почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);
какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”)
из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”)
Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)
Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер.
Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”)
В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.
Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам.
Описание книг
Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.
Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К»,2008г.-32с.
Описание сборников
Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.
Химия и экология: Справ. шк. - М.: Просвещение, 2009. - 600с.
Описание статей
Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи.
Уфимцева К.Е.Экологическое природопользование // - 2009. - N° 1. - С. 5-8.
Этапы (план) работы над рефератом
Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.
Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.
Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.
Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
Составить план основной части реферата.
Написать черновой вариант каждой главы.
Показать черновик педагогу.
Написать реферат.
Составить сообщение на 5-7 минут, не более.
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии Показатели
1.Новизна реферированного текста
Макс. - 20 баллов - актуальность проблемы и темы;- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемыМакс. - 30 баллов - соответствие плана теме реферата;- соответствие содержания теме и плану реферата;- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- обоснованность способов и методов работы с материалом;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источниковМакс. - 20 баллов - круг, полнота использования литературных источников по проблеме;- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 15 баллов - правильное оформление ссылок на используемую литературу;- грамотность и культура изложения;- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;- соблюдение требований к объему реферата;- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
Макс. - 15 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;- литературный стиль.
Оценивание реферата
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;
• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• менее 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала
Методические рекомендации по написанию доклада
1. Основные требования к докладу
Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.Научный текст – это:1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.В качестве тезиса могут выступать:а) новые неизвестные факты;б) новые объяснения известных фактов;в) новые оценки известных фактов.Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:а) аргументы должны быть истинными утверждениями;б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.2. Специфика доклада как устного сообщения.
Поскольку доклад – это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов, курсовых и дипломных работ). Для этого нужно соблюдать определенные правила.
Во-первых, необходимо четко соблюдать регламент.
Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;б) исключить все повторы;в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.
Во-вторых, доклад должен хорошо восприниматься на слух.
Это предполагает:а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.И, наконец, главное: слушателю должна быть понятна логика изложения. С этой целью перед тем, как закончить доклад, желательно очень кратко повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам.
В третьих, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией.
Для того, чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, используются разнообразные ораторские приемы. Основными из них являются следующие:а) риторические вопросы;б) паузы;в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);г) жестикуляция;д) прямое требование внимания.Для активизации внимания можно использовать пословицы, поговорки и даже анекдоты. Однако следует иметь в виду, что при слишком частом употреблении средства акцентирования перестают выполнять свои функции и превращаются в информационно-избыточные элементы, мешающие следить за логикой изложения.3. Оформление иллюстративного материала.
В качестве иллюстративного материала в экономических науках обычно используют графики, диаграммы, таблицы и схемы. График – это условное обозначение в виде линий, позволяющее показать функциональную взаимосвязь между зависимой и независимой переменной.График включает в себя заголовок, оси координат, шкалу с масштабами и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей, а также словесные пояснения условных знаков.Диаграмма – это условное изображение зависимости между несколькими величинами.Диаграммы делятся на столбиковые, ленточные и секторные. На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Эти прямоугольники располагаются вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольника пропорциональна изображаемым ими величинам.При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальной – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.4. Основные критерии оценки доклада.
В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могу выступать:а) соответствие содержания заявленной теме;б) актуальность, новизна и значимость темы;в) четкая постановка цели и задач исследования;г) аргументированность и логичность изложения;д) научная новизна и достоверность полученных результатов;е) свободное владение материалом;ж) состав и количество используемых источников и литературы;з) культура речи, ораторское мастерство;и) выдержанность регламента.ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Лесной кодекс Российской Федерации
Земельный кодекс Российской Федерации
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2009
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник.-М.: Издательство «Феникс», 2010.- 220 с.
Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010
Дополнительные источники:
Журналы «Экология и жизнь»
Журналы «Использование и охрана природных ресурсов в России»
Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология./ под ред. М.Аксенова. – М.: Аванта+, 2007 г.
Интернет-ресурс. Экология. Курс лекций. Форма доступа: ispu.ru
Интернет-ресурс. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия). Форма доступа: msuee.ru
Интернет-ресурс. Основы экологии. Форма доступа: gymn415.spb.ru
Интернет-ресурс. Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. Форма доступа: biodat.ru - BioDat