РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины цикла ЕН.00 ЕН. 03 Экологические основы природопользования по специальности среднего профессионального образования: 23.02.06 (190623) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог по программе углубле


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
____________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
г о р о д а М о с к в ы
КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины цикла ЕН.00
ЕН. 03 Экологические основы природопользования
по специальности среднего профессионального образования: 23.02.06 (190623) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
по программе углубленной подготовки

Москва 2016

ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией Естественно- научного цикла____________
(наименование комиссии)
Протокол № 1 от « ___» _________ 2016 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
______________ / Е.В. Бахтина
подпись Ф.И.О. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.06 (190623)
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и с учетом требований работодателей в части общих компетенций и профессиональных компетенций по специальности среднего профессионального образования 23.02.06(190623) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог


Заместитель директора по учебной работе
_____________/ П.А. Феоктистов
подпись Ф.И.О.
Преподаватедь: Ламанова – Л.П. преподаватель биологии высшей
квалификационной категории ГБ ПОУ КГЖТ
Рецензенты: ____________________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ………………10
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………….………………11

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.06 (190623) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, входящей в состав укрупненной группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина математического и естественнонаучного цикла направлена на формирование общих компетенций:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , потребителями.
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональных компетенций:
ПК 2.2 Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда
ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ
ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию
ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией

1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Характеризовать проблемы экологии;
Различать понятия экологии как науки и этического движения;
Давать оценку состоянию окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на нее деятельностью человека;
Характеризовать состояние биосферы с учетом ее освоения человеком;
Объяснять значение охраны животных и растений;
Давать оценку действиям человека, нарушающего благоприятное состояние окружающей среды;
Называть цели и задачи международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
классификацию факторов окружающей среды;
черты приспособленности организмов к окружающей среде;
закономерности взаимодействия человека с окружающей среды;
основные статьи Конституции РФ в области охраны природы и основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы и современным состоянием окружающей среды;
формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды;
о воздействии негативных экологических факторов на человека, в том числе токсичных и радиоактивных веществ, их прогнозирование и предотвращение;
о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологическом равновесии окружающей среды;
об основных источниках загрязнения окружающей среды;
о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;
о влиянии на окружающую природную среду строительства и эксплуатации железных дорог и о путях снижения их воздействия;
экологические проблемы железнодорожного транспорта, порядок установления и использования охранных зон.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 50 часов, в том числе: обязательная аудиторная нагрузка обучающегося – 34 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 16 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 50
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34
в том числе: практические занятия 8
контрольные работы 2
зачет 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе:
- выполнение творческого задания ;
- работа с дополнительной литературой, ресурсами интернета по подготовке презентаций согласно методических рекомендаций преподавателя.

16
Итоговая аттестация в форме:
7 семестр – контрольная работа;
8 семестр – зачет




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала
Введение. Основные понятия, задачи экологии, структура. Природопользование,
его виды, значение
2 1
Раздел 1. Состояние окружающей среды 20 Тема 1.1.
Взаимодействие человека и природы Содержание учебного материала
Природа и общество. Развитие производства. Ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот. Источники экологической опасности.
Охрана биосферы от загрязняющего воздействия хозяйственной деятельности человека. Влияние урбанизации на биосферу.
Научно – технический прогресс и природа в современную эпоху. Основные направления в решении экологических проблем 6
1


Тема 1.2.
Глобальные экологические проблемы и состояние окружающей природной среды Содержание учебного материала
Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии, пути их решения 2 1
Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка презентаций по теме: «Глобальные экологические проблемы и состояние окружающей природной среды» 4 2
Тема 1.3
Природные ресурсы и рациональное природопользование Содержание учебного материала
Проблемы использования и воспроизводства ресурсов. Сохранение человеческих ресурсов (пищевые ресурсы, проблемы питания) 2 1
Практическая работа №1
Природные ресурсы и их классификация 2 2
Тема 1.4.
Загрязнение окружающей среды токсическими и радиоактивными веществами. Экологический мониторинг Содержание учебного материала
Антропогенное и естественное загрязнение.
Основные задачи мониторинга окружающей среды 2 1
Практическое занятие № 2
Основные загрязнители биосферы их классификация и влияние на экосистему 2 2
Раздел 2 Правовые вопросы экологической безопасности 4 Тема 2.1
Экологическое право и международное сотрудничество по охране окружающей природной среды Содержание учебного материала
Конституционные основы экологического права. Объекты экологического права.
Правовые гарантии гражданам на безопасную окружающую среду.
Практическая работа № 3
Природоохранные Постановления. Международные экологические программы. 2 2
Тема 2.2
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду Содержание учебного материала
Правовая и юридическая ответственность предприятий за экологические право- нарушения. Экологическая паспортизация предприятий, международное сотрудничество по охране природы 2 1
Раздел 3 Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте 20 Тема 3.1. Влияние на окружающую среду строительства и эксплуатации железных дорог Содержание учебного материала
Влияние на окружающую среду строительства и эксплуатации железных дорог. Охранные и санитарно-защитные зоны на железнодорожном транспорте. Перевозка, погрузка, выгрузка, хранение опасных грузов
Экологические службы на ж/д. Экологическая стратегия развития железнодорожного транспорта по охране окружающей среды. 6
1
Практическая работа № 4
Факторы вредного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду 2 2
Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка презентаций по теме «Экологическая стратегия развития железнодорожного транспорта по охране окружающей среды». 12 2
Контрольная работа 2 Зачет 2 Всего 50 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный ( узнавание раннее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный ( выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный ( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет.

Оборудование учебного кабинета:
посадочные места-32;
рабочее место преподавателя- 1;
шкафы для методической литературы, выставочный стенд для литературы и творческих работ;
схемы, таблицы, наглядные пособия по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Технические средства обучения:
-телевизор «Philips»;
- DVD- плеер «BBK DV 31051»;
- СD- диски, презентации по темам учебного плана;
-кадаскоп «модель 524».
3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:
1.Экологические основы природопользования , Л. Н Блинов, И.Л., Перфилова,
Л.В. Юмашева Москва, ИЦ Дрофа Московские учебники, 2011г.
Дополнительная литература:
1 Экологические основы природопользования, В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе, Москва, ИЦ «Академия»., 2008 г.
2.Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности, Е.И Тупикин, Москва, ИЦ «Академия», 2009;
3. Экологическое право-конспект лекций, С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин, Д.О. Сиваков, 2010г, Москва;
4. Экологические основы природопользования, Т. П.Трушина, Москва, 2008;
5. Экология Москвы и устойчивое развитие, Г.А Ягодин, М.В Аргунова, Т.А. Плюснина Д.В Моргун, Москва,МИОО,2008г.;
6. Основы экологии и рационального природопользования, Т.Ф. Гурова, Москва, НМЦ СПО, 2007г;


Интернет-ресурсы
1.http://window.edu.ru/library/pdf2txt/175/19175/1531/page2
2. http://www.law.bsu.by/pub/11/balash_monogr.pdf
3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/sadoh/14.php
4. http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/251-ekologo-pravovoi-instrumentarii-racionalnogo
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тематического опроса, практических занятий, тестирования, рубежного контроля, а также выполнения обучающимися индивидуальных и творческих заданий, согласно рекомендациям преподавателя.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания:
- по важнейшим экологическим понятиям:
-классификацию факторов окружающей среды;
черты приспособленности организмов к окружающей среде;
-закономерности взаимодействия человека с окружающей средой;
-основные статьи Конституции РФ в области охраны природы и основные международные организации, занимающиеся вопросами охраны природы и современным состоянием окружающей среды;
-формы административной, материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушения состояния окружающей среды;
-о воздействии негативных экологических факторов на человека, в том числе токсичных и радиоактивных веществ, их прогнозирование и предотвращение;
- о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологическом равновесии окружающей среды;
- об основных источниках загрязнения окружающей среды, их классификации
и путях воздействия на человека;
- о влиянии на окружающую природную среду строительства и эксплуатации железных дорог и о путях снижения их воздействия;
-экологические проблемы железнодорожного транспорта, порядок установления и использования охранных зон.
Общие компетенции:
ОК -1, ОК -2, ОК – 3 ОК – 4, ОК – 5, ОК – 6, ОК – 7, ОК – 8, ОК-9
Профессиональные компетенции :
ПК 2.2. , ПК 2.3.
ПК 3.1, ПК 3. 2
Внеаудиторные -самостоятельные работы; --тестирование;
тематический опрос;
-практические работы;
-рубежный контроль;
зачёт.
.
Умения:
Характеризовать проблемы экологии ;
-различать понятия экологии как науки и этического движения;
-давать оценку состояния окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на нее деятельностью человека;
-характеризовать состояние биосферы с учетом ее освоения человеком;
-объяснять значение охраны животных и растений;
-давать оценку действиям человека. нарушающего благоприятного состояния окружающей среды;
-называть цели и задачи международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы. Общие компетенции:
ОК -1, ОК -2, ОК – 3 ОК – 4, ОК – 5, ОК – 6, ОК – 7, ОК – 8, ОК-9
Профессиональные компетенции:
ПК 2.2. , ПК 2.3.
ПК 3.1, ПК 3. 2
Внеаудиторные -самостоятельные работы; --тестирование;
тематический опрос;
-практические работы;
-рубежный контроль;
зачёт.
.