Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по ОПД Экологические основы природопользования

Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский техникум агротехнологий»














МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по общепрофессиональной дисциплине
«Экологические основы природопользования»







Составитель: Черскова Наталья Николаевна,
преподаватель









г. Зерноград
2015
Методические указания по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
«Экологические основы природопользования»
– ГБПОУ РО «Зерноградский техникум агротехнологий»
г. Зерноград, 2015. стр. - 44.

Рассмотрено на заседании
Методической комиссии «Естественно-научного цикла»


Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной
работы для обучающихся разработаны в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.




















СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
4

1.Общие сведения
5

2. Тематический план изучения дисциплины
7

3. Технологическая карта самостоятельной работы
10

4.Перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы
14

5.Виды самостоятельной работы, алгоритм выполнения и инструктаж к заданиям
18

6. Порядок оформления видов и форм отчетности
по самостоятельной работе
32

7.Ведомость учета выполнения самостоятельной работы
40

8.График выполнения самостоятельной работы
42

9.Критерии оценивания самостоятельной работы
43

10.Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов
44













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающимися независимо от форм обучения. Указания содержат набор тем, которые соответствуют темам рабочей программы по дисциплине в рамках ФГОС – 3.
Методические указания включают:
- общие сведения;
- тематический план изучения дисциплины;
- технологическую карту самостоятельной работы;
- перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы;
-виды самостоятельной работы, алгоритм выполнения и инструктаж к заданиям;
- порядок оформления видов и форм отчётности по самостоятельной работе обучающихся:
рекомендации по подготовке презентации
рекомендации по написанию и проработке конспекта
рекомендации по написанию реферата
рекомендации по написанию доклада
-ведомость учета выполнения самостоятельной работы;
- график выполнения самостоятельной работы;
- критерии оценивания самостоятельной работы;
- перечень рекомендуемых учебных изданий.

Форма отчетности предусматривает изучение источников информации по вопросам плана изучаемых тем, ответов на вопросы самоконтроля, проработке конспекта, подготовке презентаций, мини-проектов, написании рефератов, разработке интерактивного плаката, составлении в соответствии с рекомендациями многоуровневого теста.






ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Учебное пособие по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» разработано в соответствии с рабочей программой общепрофессиональной дисциплины.
Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования нового поколения.
По учебному плану рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины следующее:
максимальная учебная нагрузка - 54 часа, в том числе:
- обязательное аудиторная учебная нагрузка - 36 часов;
- самостоятельная работа - 18 часов.
Целью методического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся, определение ее содержания, установление требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Целью самостоятельной работы является приобретение новых знаний, умений и навыков с использованием имеющихся базовых знаний и умений.
Задачами методического пособия по самостоятельной работе являются:
- развитие комплексного подхода к изучению дисциплины на основе освоения ее методологических основ применения ранее полученных знаний и умений с использованием междисциплинарных связей;
- активизация самостоятельной работы обучающихся;
- содействие развитию творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и нормативными документами;
- управление познавательной деятельностью обучающихся.

Функциями методического пособия по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология», «География», «Химия».
Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» является необходимой основой для последующего освоения программ профессиональных модулей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
-анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
- выбирать методы, технологии и аппараты, утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
-определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;
-правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»





Номера и наименование разделов и тем
Распределение учебной нагрузки

Распределение учебной нагрузки



Максимальная
Учебная нагрузка по учебному плану - 48 часов


Максимальная
Всего аудиторных занятий
Самостоятельная внеаудиторная
в т.ч. по видам занятий





Уроки
Лекции
Семинары
Практические занятия
Тип урока, виды и формы организации урока


Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы
30
20
10



6


Тема 1.1 Природоохранный потенциал
10
8
2



2


1.Природа и общество, общие и специфические черты
2
2

2/2



вводная лекция

2.Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Признаки экологического кризиса.
4
4

2/4



проблемная лекция

3.Практическое занятие №1 «Определение экологической пригодности выпускаемой продукции».
2
2




2/2
практическое занятие

Самостоятельная работа№1
Выполнение теста по теме: «Природоохранный потенциал»
2

2/2






Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование
12
8
4



2


4.Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация ресурсов
2
2

2/6



проблемная лекция

5.Пути предотвращения истощения ресурсов
2
2

2/8



мультимедийная лекция

6.Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете. Охрана и рациональное использование ресурсов Мирового океана.
2
2

2/10



лекция-консультация

7.Практическое занятие №2: «Выбор методов технологий и аппаратов по утилизации выбросов, стоков и твердых отходов»
2
2




2/4
практическое занятие

Самостоятельная работа№2
1.Решение кроссворда «Природные ресурсы и рациональное природопользование»
2. Создание мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой).
4

4/6






Тема 1.3
Загрязнение окружающей среды
8
4
4



2


8.Основные загрязнители; их классификация. Основные задачи мониторинга окружающей среды
2
2

2/12



лекция с применением мозговой атаки

9.Практическое занятие№3 «Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном объекте»
2
2




2/6
практическое занятие

Самостоятельная работа №3
1. Выполнение теста (1уровень)
2.Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката «Загрязнение окружающей среды» (2 уровень)
4

4/10






Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
24
18
6



2


Тема 2.1.
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.
12
8
4






10.Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России
2
2

2/14



обзорная лекция-информация

11.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
2
2

2/16



лекция-поиск

12.Участие России в деятельности международных природоохранных организаций
2
2

2/18



обзорная лекция-информация

13.Экологическое образование и экологическая культура населения
2
2

2/20



лекция-консультация

Самостоятельная работа№4
1.Дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля.
2.Подготовка рефератов по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»
4

4/14






Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.
10
6
2



2


14.Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия
2
2

2/22



обзорная лекция-информация

15.Практическое занятие №4 «Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности»
4
4




2/8
практическое занятие

Самостоятельная работа №5:
Подготовка презентационных докладов по темам:
1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.
4

4/16






16.Дифференцированный зачет
2
2

2/24





Итого по дисциплине
54
36
18
24


8



3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Методическое пособие по выполнению и оформлению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Экологические основы природопользования» включают в себя технологическую карту самостоятельной работы, отражающую в себе изучаемые разделы и темы дисциплины, тематику самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы, ее информационное обеспечение и форму контроля.
Технологическая карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты обучающиеся узнают наименования тем и тематику самостоятельной работы; ее виды как обязательные, так и по выбору обучающихся. Информационное обеспечение, обозначенное в карте, содержит в себе источники информации для самостоятельной работы. Предусмотренная форма контроля определяет функции преподавателя по проверке результатов самостоятельной работы и указывает на ее оформление. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику освоения содержания учебной дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, включает единицы содержания, выделенные преподавателем для самостоятельного изучения.


Наименование и номер раздела
Наименование темы
Тематика самостоятельной работы
Кол-во часов
Виды самостоятельной работы
Информационное обеспечение
Форма контроля





Обязательная
По выбору



1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
Тема 1.1.
Природоохранный потенциал
Особенности взаимодействия общества и природы
2
Выполнение теста
по теме «Природоохранный потенциал»

Арустамов Э.В.,«Экологические основы природопользования»: М.:,2010г
Проверка выполнения теста


Тема 1.2.
Природные ресурсы и рациональное природопользование

Понятие о природных ресурсах и рациональном природопользовании

4
Решение кроссворда «Природные ресурсы и рациональное природопользование»
Создание мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой).
Арустамов Э.В., Экологические основы природопользования:М.: 2010г
Проверка решения кроссворда и создания мини-проектов


Тема1. 3
Загрязнение окружающей среды

Проблемы загрязнение окружающей природной среды

4
1. Выполнение теста
(1 уровень)



Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката
(2 уровень)
Константинов В.М. Экологические основы природопользования, М.; 2010г.
1.Проверка выполнения теста
2.Проверка заполнения таблицы и разработки интерактивного плаката

Раздел 2.
Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1.
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу
4
Дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля.
Подготовка рефератов по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, Ростов на Дону: 2010г
1.Проверка ответов на вопросы для самоконтроля.
2.Проверка написания рефератов


Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
2
Подготовка презентационных докладов по темам:
1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.
Составление многоуровневого теста
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.- М.:Феникс,2010г.

1.Проверка презентационных докладов и их коллективное обсуждение
2. Проверка составления многоуровневого теста



4.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по общепрофессиональной дисциплине «Экологические основы природопользования»
Для успешного и эффективного выполнения предусмотренной тематики самостоятельной работы с целью формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся предлагается перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы. В нем более подробно обозначены виды самостоятельной работы, примерный план изучения темы и форма отчетности.
№ темы
Кол-во часов
Виды самостоятельной работы, примерный план изучения или выполнения, форма отчетности
Информационное обеспечение

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

Тема 1.1. Природоохранный потенциал
2
Примерный план изучения темы:
1.Преобразующее влияние человека на природу.
2. Видоизменение процесса эволюции.
3.Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;
4. Преднамеренные воздействия человека на условия существования.
Виды самостоятельной работы:
1.Выполнить тест по теме «Природоохранный потенциал»;
2. Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1.В чем заключается преобразующее влияние человека на природу?
2.В связи с чем происходит видоизменение процесса эволюции?
3. Охарактеризовать последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности;
4. Привести примеры нарушения природных биогеохимических циклов.
Арустамов Э.В.,«Экологические основы природопользования»: М.:,2010г.

Тема 1.2.Природные ресурсы и рациональное природопользование

4
Примерный план изучения темы:
1.Природные ресурсы и их классификация;
2.Экологическая классификация природных ресурсов по принципу исчерпаемости и возобновимости;
3. Принципы и задачи рационального природопользования.
Виды самостоятельной работы:
1. Решить кроссворд по теме «Природные ресурсы и рациональное природопользование»;
2. Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1.Дать понятие природных ресурсов и привести их классификацию по основным компонентам окружающей среды;
2.Дать экологическую классификацию природных ресурсов по принципу исчерпаемости и возобновимости;
3. Каковы принципы и задачи рационального природопользования?
Арустамов Э.В., Экологические основы природопользования: М.: 2010г.

Тема 1. 3 Загрязнение окружающей среды

4
Примерный план изучения темы:
1.Основные загрязнители, их классификация;
2. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ;
3.«Зелёная» революция и ее последствия;
4.Антропогенные и естественные загрязнения;
5.Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.
Виды самостоятельной работы:
1.Выполнить тест по теме «Загрязнение окружающей среды»;
2.Заполнить таблицу и разработать интерактивный плакат «Загрязнение окружающей среды» (2 уровень);
3. Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислить основные загрязнители, их принципы их классификации;
2.Перечислить основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ;
3.Что такое «Зелёная» революция и каковы ее последствия?
4. Перечислить антропогенные и естесственные загрязнения;
5.Каковы способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды?
Константинов В.М. Экологические основы природопользования, М.; 2010г.

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу


4
Примерный план изучения темы:
1.Государственные и общественные мероприятия по прекращению разрушающих воздействий на природу;
2. Природоохранный надзор.
Виды самостоятельной работы:
1.Подготовить обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля.
2.Написать реферат по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»
Вопросы для самоконтроля (дать обоснованные ответы):
1. Какие разделы в законе об «Охране окружающей природной среды» необходимо знать в Вашей профессиональной деятельности?
2. Почему создаются Международные объединения по охране окружающей природной среды?
3. Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования.
4. По поводу участия общественности в обсуждении и решении проблем охраны окружающей среды (ООС) есть разные мнения. С каким из них и почему Вы согласны?
5. Что вы можете сказать о проблемах, которые поднимают «зеленые»?
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, Ростов на Дону: 2010г

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду


2
Примерный план изучения темы:
1.Виды ответственности за экологические правонарушения;
2.Оценка и анализ состояния окружающей среды и природоохранной деятельности;
3.Экономический анализ использования природных ресурсов.
Виды самостоятельной работы:
Подготовить презентационные доклады по темам (по выбору):
1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.
3. Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие существуют виды ответственности за экологические правонарушения?
2.В чем состоит оценка и анализ состояния окружающей среды и природоохранной деятельности?
3. Привести экономический анализ использования природных ресурсов.
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.- М.:Феникс,
2010г.


Итого: 16 часов


5.ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ, АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ И ИНСТРУКТАЖ К ЗАДАНИЯМ

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
Тема 1.1.Природоохранный потенциал

1. Тест по теме «Природоохранный потенциал»
1.Термин «экология» был предложен:
А) Ю. Либихом
Б) Э. Геккелем
В) К. Хенке
Г) В. И. Вернадским
Д) Г.Ф. Морозовым

2. Группу особей одного вида, занимающую определённый участок, называют:
А) популяцией
Б) сообществом
В) биомом
Г) экосистемой
Д) биосферой

3.Экология - теоретическая основа:
А) охраны окружающей среды
Б) прикладной математики
В) химии
Г) физики
Д) общей химической технологии

4. Как выглядят основные уровни жизни?
А) биосфера, ноосфера
Б) энергия и вещества
В) морфология, систематика
Г) гидросфера, атмосфера, литосфера
Д) ген, клетка, орган, организм, популяция, сообщество

5. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и
процессами,происходящими в экосистемах и биосфере, называют:
А) мониторингом
Б) модификацией
В) моделированием
Г) менеджментом
Д) прогнозированием

6. Как называется малая область или искусственно-созданный климат?
А) ветер
Б) атмосфера
В) микроклимат
Г) температура
Д) рельеф

7. Воздушная оболочка Земли, осуществляющая защитные функции это:
А) литосфера
Б) гидросфера
В) атмосфера
Г) биосфера
Д) стратосфера

8. Кто ввёл термин "биосфера" в научную литературу?
А)  В. И. Вернадский
Б) Э. Зюсс
В) В. Н. Сукачёв
Г) Г.Ф. Морозов
Д) Э. Геккель

9. Что изучает синэкология?
А) популяции
Б) сообщества
В) особи
Г) фитоценоз
Д) зооценоз

10. К невозобновимым ресурсам относятся:
А) лесные ресурсы
Б) животный мир
В) полезные ископаемые
Г) энергия ветра
Д) солнечная энергия
11. К возобновимым природным ресурсам относятся:
А) лесные ресурсы, почва
Б) животный и растительный мир
В) полезные ископаемые
Г) энергия ветра
Д) солнечная энергия

12. Укажите относительно возобновимые ресурсы:
А) лесные ресурсы, почва
Б) животный и растительный мир
В) полезные ископаемые
Г) энергия ветра
Д) солнечная энергия

13. Когда окончательно оформилась экология как самостоятельная наука?
А) в начале XIX столетия
Б) в середине XIX столетия
В) в конце XIX столетия
Г) в начале XX столетия
Д) в конце XX столетия

14.   Изучением экологических проблем Земли как планеты занимается:
А) инженерная экология
Б) геоэкология
В) глобальная экология
Г) промышленная экология
Д) социальная экология

15.  Что изучает аутэкология?
А) популяции
Б) сообщества
В) особи
Г) фитоценоз
Д) зооценоз

16.  Увеличение концентрации какого газа приводит к усилению
парникового эффекта?
А) диоксида серы
Б) углекислого газа
В) аммиака
Г) хлора
Д) сероводорода

17. Нижний слой атмосферы:
А) озоновый слой
Б) тропосфера
В) ионосфера
Г) мезосфера
Д) стратосфера

18. Каменная твердая оболочка:
А) биосфера
Б) гидросфера
В) техносфера
Г) литосфера
Д) атмосфера

19. Территория сосредоточения жилых домов, административных
зданий называется:
А) рекреационной зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) лесопарковой зоной
Д) антропогенной зоной

20. Специально приспособленная зона для отдыха людей называется:
А) рекреационной зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) лесопарковой зоной
Д) антропогенной зоной

21. Территория сосредоточения заводов, фабрик называется:
А) рекреационной зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) лесопарковой зоной
Д) антропогенной зоной
22. Основная зона загрязнения окружающей среды в городе:
А) рекреационной зоной
Б) селитебной зоной
В) промышленной зоной
Г) лесопарковой зоной
Д) антропогенной зоной

23. Что означает процесс урбанизации?
А) рост и развитие сёл, населения сельской местности
Б) уменьшение числа сёл и населения сельской местности
В) рост и развитие городов, увеличение доли городского населения
Г) уменьшение населения городов
Д) снижение роли городов в развитии общества

24. Соотнесите понятия и их характерные признаки.
Признаки
Понятия

1) подчиняется только объективным законам развития;
А) общество;

2) является формой совместной жизнедеятельности людей;
Б) природа.

3) является естественной средой обитания людей;


4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.


25.Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:
А) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;
Б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;
В) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;
Г)природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;
Д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;
Е) общество и природа никак не связаны между собой

Алгоритм выполнения задания:
1.Внимательно прочесть конспект лекций по теме «Природоохранный
потенциал»;
2.Проработать дополнительную литературу по данному вопросу;
3.Внимательно прочесть вопрос теста и варианты ответов к нему;
4.Выбрать правильный вариант ответа и отметить его специальным знаком;
5.Проверить еще раз правильность данного ответа.

Тема 1.2.Природные ресурсы и рациональное природопользование
1.Кроссворд «Природные ресурсы и рациональное природопользование»


Вопросы:
1. Развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения этих благ будущих поколений.
2. Природопользование, когда происходит разумное, экономическое использование природных условий и ресурсов и их наиболее полное воспроизведение в интересах природы и людей. 3. Межправительственное учреждение организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
4. Экологическое движение, способствующее формированию у участников и у населения экологически чуткого отношения к природе.
5. Процесс исторического развития мира живых организмов.
6. Часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей человечества.
7. Природопользование, когда происходит замедленное использование ресурсов, в темпе, значительно меньшем, чем темп самовосстановления на данной территории.
8. Практическое движение, осуществляющее контроль за работой предприятий, восстановление и охрана природы, проведение различных мероприятий, акций по улучшению жизненных качеств среды.
9. Природопользование, когда происходит усиленная эксплуатация природных ресурсов, в темпе, близком их самовосстановлению на данной территории.
10. Хорошо продуманный, наилучший подход к решению той или иной проблемы.