Методическая разработка на тему Экологические основы природопользования. Методические указания к практическим работам для студентов СПО

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ




Попова Раиса Викторовна

экологические основы природопользования


методические указания
к практическим занятиям



Для студентов (курсантов) специальностей:

26.02.02 Судостроение
26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

профиля: технического
очной формы обучения













Керчь, 2016 г.

Cоставитель: Попова Р.В., преподаватель высшей категории ФГБОУ ВО «КГМТУ» СМТ _________


Рецензент: Абакумова А.И., преподаватель высшей категории ФГБОУ ВО «КГМТУ» СМТ _________




Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»
протокол № ___ от ___________2016 г.
Зав. цикловой комиссии ____________ Р.В. Попова



Методические рекомендации утверждены на заседании методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ»
протокол № ___ от ___________2016 г.






















ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
4

1 ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

5

2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие №1
Влияние транспорта на загрязнение окружающей природной среды

7
7

Практическое занятие №2
Характеристика взаимодействия общества с природой

8

Практическое занятие №3
Экологические последствия антропогенного влияния на атмосферу
10



Практическое занятие №4
Изучение морских международных документов по предотвращению загрязнения мирового океана.

12



Практическое занятие №5
Изучение природоохранного экологического законодательства
14



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
19



ВЕДЕНИЕ


Настоящие методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экологические основы природопользования» составлены в соответствии с Рабочей программой дисциплины «Экологические основы природопользования» для студентов (курсантов) специальностей 26.02.02 Судостроение, 26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
Методические указания предназначены в помощь курсантам при подготовке и выполнении практических работ по темам курса учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».
Рабочей программой по дисциплине «Экологические основы природопользования» предусмотрено 10 часов практических занятий.
Обучающиеся выполняют 5 практических работ в соответствие с рабочей программой на практических занятиях.
Практические работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» имеют своей целью закрепить и расширить знания учебно-теоретического материала, развить практические умения оценки экологических ситуаций, систематизировать и обобщать информацию, привить и закрепить навыки самостоятельной работы.
Целью изучения дисциплины «Экологические основы природопользования» является:
- обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения,
- обеспечение понимания антропогенного воздействия на окружающую среду,
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирование в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу,
- изучение принципов рационального природопользования, методов снижения хозяйственного воздействия на биосферу,
- формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.


1 Общие организационные и методические рекомендации


При подготовке к практическим занятиям обучающиеся должны повторить теоретический материал, соответствующей темы. С целью проверки готовности к выполнению данной работы, преподаватель проводит опрос по теме, выявляет усвоение студентами теоретического материала.
Практические работы рекомендуется проводить в следующем порядке:
выдача заданий, методических указаний;
опрос студентов, в процессе которого (10-15 минут) выясняется знание теоретического материала, доводятся цели работы, требования по оформлению отчета;
практическое выполнение студентами задания под руководством преподавателя, оформление отчета;
проводить промежуточный контроль через индивидуальный опрос студентов, выявляя ошибки, сложности, активизируя способности студентов;
анализ работы студентов по выполнению практической работы.

Отчеты практических работ оформляются в тетрадях, которые сдаются и хранятся по группам у преподавателя.
Содержание отчета.
В отчете должны быть отображены:
- название и цель работы;
- краткие теоретические сведения;
- построены графики, заполнены таблицы;
- решены задачи;
- даны ответы на вопросы.

Критерии оценивания практических работ

Отметка «5» ставится, если обучающийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

2.1 Практическое занятие № 1

Тема. Влияние транспорта на загрязнение окружающей природной среды

Цель: - приобрести практические навыки определения транспортной нагрузки в
населенных пунктах;
- сделать расчет транспортной загруженности населенного пункта;
- сделать вывод о влиянии транспорта на загрязнение окружающей среды

Оборудование: карандаш, блокнот

Методические указания

Интенсивность движения транспорта проводится методом прямого подсчета количества транспортных единиц в течение определенного периода времени. Для более точной оценки транспортной загруженности определенного участка, необходимо проводить подсчет в одной и той же точке три раза, охватывая «часы пик» - период максимальной загруженности и период относительного спокойствия. При оценке транспортной загруженности особое внимание следует обратить на характеристику участка, где проводится подсчет (количество зеленых насаждений, влажность воздуха, температуру, скорость ветра, тип движения транспорта).

Контрольные вопросы

1. Какое влияние оказывает автотранспорт на загрязнение окружающей среды в городах?
2. Какие методы уменьшения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду?
3. Какие пути уменьшения уровня транспортной загруженности?

Ход работы

1. Перед началом подсчета провести описание участка подсчета, детально характеризуя при этом тип улицы (городская улица с односторонней застройкой, жилые дома с одно-, двух-и более высотной застройкой с двух сторон, дорога в выемках, транспортные туннели) и зеленые насаждения (возрастной и видовой состав, тип покрытия).

2. Подсчет автотранспорта провести визуально, фиксируя при этом три типа автомобилей – грузовой, автобусы, легковой.
Подсчет проводится три раза (утром, днем и вечером) в 8, 13 и 18 часов по 20 минут каждый.

3. Полученные результаты занести в таблицу 2.1. На каждый подсчет заполняется отдельная таблица.
Таблица 2.1 – Количество автотранспорта

Время
Тип автотранспорта
Число единиц


Легковые автомобили



Грузовые автомобили



Автобусы



4. Сделайте вывод о загруженности той или иной магистрали населенного пункта.
Итогом работы является суммарная оценка загруженности улиц автотранспортом.
Низкая интенсивность движения – 2,7 – 3,6 тыс. автомобилей в день,
средняя интенсивность движения - 8 – 17 тыс. автомобилей в день,
высокая интенсивность движения – 18 – 27 тыс. автомобилей в день.

5. Вывод. Почему транспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха?

Рекомендуемая литература

1. Хван Т.А., Шинкина М.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319 с.



2.2 Практическое занятие №2

Тема. Характеристика взаимодействия общества с природой

Цель: - изучить этапы взаимодействия человека с природой;
- рассмотреть влияние человеческой деятельности на природу,

Оборудование: учебник

Методические указания

Для подготовки к практическому занятию № 2 необходимо ознакомиться
с содержанием учебного материала.
В ходе выполнения работы необходимо изучить этапы взаимодействия человека с природой, составить таблицу.

Контрольные вопросы

1. Назовите этапы взаимодействия человека с природой.
2. Какое влияние оказывал человек на природу на ранней стадии своего развития и сейчас?
3. Назовите последствия влияния антропогенной деятельности на окружающую среду.

Ход работы

1. Заполните таблицу 2.2 «Характеристика взаимодействия общества с природой»

Таблица 2.2- «Характеристика взаимодействия общества с природой»
Название
периода
Продолжительность
периода
Масштабы влияния на природу
Изменения в природе






















2 Вывод. Как изменился характер воздействия человека на природу?


Рекомендуемая литература

1. Хван Т.А., Шинкина М.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319 с.

2.3 Практическое занятие №3

Тема. Экологические последствия антропогенного влияния на атмосферу

Цель: - изучить последствия антропогенного загрязнения атмосферы;
- рассмотреть причины, механизм и последствия «парникового эффекта»,
озоновых «дыр», кислых осадков

Оборудование: статистические данные

Методические указания

Для подготовки к практическому занятию № 3 необходимо ознакомиться
с содержанием учебного материала, повторить опорные понятия «парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислые осадки».
В ходе выполнения работы необходимо изучить последствия антропогенного загрязнения атмосферы, сделать вывод о влиянии антропогенного загрязнения атмосферы.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные причины загрязнения атмосферы
2. Что такое «парниковый эффект»?
3. Что такое озоновая «дыра»?
4. Как образуются кислые осадки?
5. Что такое смог?

Ход работы

1. Охарактеризуйте влияние на атмосферу отдельных отраслей народного хозяйства, используя таблицу 2.3. Сделайте вывод.

Таблица 2.3 - Вклад различных отраслей промышленности в загрязнение атмосферы

Отрасль промышленности
Вклад в загрязнение, %

Тепловая энергетика
25,7

Черная металлургия
23,4

Нефтедобывающая и нефтехимическая
13,7

Транспорт
11,6

Цветная металлургия
11,1

Горнодобывающая
7,4

Стройиндустрия
3,4

Машиностроение
2,8

Другие отрасли
1,2


2. Проанализируйте данные таблиц 2.4 и 2.5. Какие вещества поступают в атмосферный воздух при сжигании топлива? Какие виды топлива считаются экологически чистыми?

Таблица 2.4 - Показатели загрязнения атмосферы ТЭС г/кВт год

Вредные вещества
Каменный уголь
Бурый уголь
Мазут
Природный газ

Оксид серы (SO2)
6,0
7,7
7,4
0,002

Твердые частицы
1,4
2,7
0,7
-

Оксиды азота (NO, NO2)
1,0
3,45
2,45
1,9

Соединения фтора
0,05
0,11
0,004
-


Таблица 2.5 - Выброс вредных веществ, при сжигании топлива транспортными средствами, мг/м3

Вредные вещества
Дизельное топливо
Бензин

Оксид азота (NO)
0,1
0,6

Оксид азота (NO2)
0,04
0,04

Углеводороды
0,03
0,1

Оксид серы (SO2)
0,2
0,02

Сажа
0,0155
0,00058

Соединения свинца
-
0,0003

Бензапирен
0,31*10-6
0,23*10-6


3. Назовите последствия антропогенного загрязнения атмосферы.

4. Укажите причины возникновения «парникового эффекта», озоновых «дыр» и выпадения кислых осадков?

5. Сделайте вывод о влиянии антропогенного загрязнения атмосферы.

Рекомендуемая литература

1. Хван Т.А., Шинкина М.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319 с.

2.4 Практическое занятие № 4


Тема. Изучение морских международных документов по предотвращению загрязнения мирового океана

Цель: - ознакомиться с международными морскими документами по
предотвращению загрязнения мирового океана;
- изучить Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с
судов (МАРПОЛ-73/78)

Оборудование: Международная конвенция по предотвращению загрязнения с
судов (МАРПОЛ-73/78)

Методические указания

Для подготовки к практическому занятию № 4 необходимо ознакомиться
с содержанием учебного материала и изучить морские международные документы по предотвращению загрязнения мирового океана. Изучить Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ-73/78).
В ходе выполнения работы необходимо ответить на вопросы.


Контрольные вопросы

1. Назовите основные международные морские документы по предотвращению загрязнения мирового океана.
2. Когда была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ-73/78)?
3. Назовите Приложения Конвенции МАРПОЛ 73/78 и даты их вступления в силу.

Ход работы

1. Изучите Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78).
2. Когда вступила в силу МК МАРПОЛ-73/78?
3. Выпишите Правила охватывающие различные источники загрязнения с судов, содержащиеся в шести Приложениях к МАРПОЛ -73/78.
4. Что означает термин «особый район»?
5. Какие районы моря относятся к «особым районам» по Приложениям МК МАРПОЛ-73/78?
6. На какие категории веществ, образуемых на судне, распространяются требования Приложения 1 МАРПОЛ-73/78?
7. Дайте определения «чистый балласт», «грязный балласт», «Изолированный балласт».
8. Где и при каких условиях разрешен сброс с судов нефтесодержащих льяльных вод машинных отделений нефтяных танкеров?
9. При каких условиях разрешен сброс нефтесодержащей смеси с нефтяного танкера грязного балласта?
10. Какое природоохранное оборудование, устройства и системы должны быть установлены на судне для выполнения требований Приложения 1 МАРПОЛ-73/78?

Рекомендуемая литература

1. Хван Т.А., Шинкина М.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319 с.
4. Конвенция МАРПОЛ 73/78, 6 Приложение, ЗАО ЦНИИМФ. - Санкт-Петербург, 1998. - 292 с.
7. Нунупаров С.М. Предотвращение загрязнения моря с судов. - М.: Транспорт, 1985. - 284 с.

2.5 Практическое занятие № 5


Тема. Изучение природоохранного экологического законодательства

Цель: - рассмотреть основные этапы формирования экологического
законодательства, международные правовые акты, права и обязанности
граждан Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды;
- изучить статьи закона Российской Федерации «Об охране окружающей
среды», Декларацию об окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро)

Оборудование: закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», Декларация об окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро).

Методические указания

Для подготовки к практическому занятию № 5 необходимо ознакомиться
с содержанием учебного материала и изучить природоохранное экологическое законодательство Российской Федерации и международные правовые акты.
В ходе выполнения работы необходимо ответить на вопросы.

Контрольные вопросы

1). Что такое экологическое право?
2). Что является объектами правовой охраны окружающей природной среды?
3). Назовите основные принципы охраны окружающей природной среды?
4). Кем осуществляется управление в области охраны окружающей природной среды?
5). Когда был принят закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»?
6). Какое участие принимает Россия в международной регуляции взаимодействия общества и природы?

Ход работы

1. Изучите основные статьи закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
2. Назовите основные права и обязанности граждан Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды?
3. Изучите систему экологического законодательства Российской Федерации, Запишите основные документы экологического законодательства Российской Федерации.
4. Назовите основные принципы охраны окружающей природной среды?
5. Какие виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства вам известны?
6. Изучите Декларацию об окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро1992 год). Сделайте вывод о ее значении в решении вопроса глобального экологического кризиса.

Декларация об окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро)

Конференция ООН по вопросам окружающей среды и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 г., подтверждая Декларацию Конференции ООН по вопросам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 г., и стремясь ее расширить, с целью установления нового и равноправного глобального партнерства через выход на новый уровень кооперации государств, базовых общественных секторов и людей, действуя в направлении выполнения международных соглашений, которые учитывают интересы всех и защищают целостность глобальной системы экологии и развития, признавая целостность и взаимосвязь природы на Земле - нашего жилища, провозглашает:
Принцип 1. Человек стоит в центре внимания устойчивого развития. Он имеет право на здоровье и производительную жизнь в гармонии с природой.
Принцип 2. В соответствии с Уставом ООН и принципами международного права, государства имеют суверенное право на эксплуатацию собственных ресурсов согласно с собственной политикой относительно окружающей среды и развития, и несут ответственность за обеспечение того, что деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не наносит вреда окружающей среде других государств или территорий вне границ государственной юрисдикции.
Принцип 3. Право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы справедливо удовлетворять потребности теперешних и будущих поколений относительно окружающей среды.
Принцип 4. Для того, чтобы достичь устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться изолировано от него.
Принцип 5. Все государства и люди должны объединять свои усилия в решении чрезвычайно важной проблемы искоренения бедности, с целью уменьшения разницы в уровнях жизни и лучшего удовлетворения потребностей большинства людей мира, что является бесспорным требованием устойчивого развития.
Принцип 6. Странам, которые развиваются, в частности менее всего развитых и наиболее экологически неблагоприятным, должен предоставляться особый приоритет. Международные мероприятия в сфере окружающей среды и развития должны также учитывать интересы и потребности всех стран.
Принцип 7. Государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства для сохранения, охраны и возобновления здорового и целостного состояния экосистемы Земли. Государства имеют общие, но при этом дифференцированные обязанности учитывая разные частицы участия в глобальной экологической деградации. Развитые страны осознают ответственность, которая возлагается на них в условиях международного стремления к устойчивому развитию, ввиду влияния, которое они делают на глобальную окружающую среду, а также учитывая технологии и финансовые ресурсы, которыми они владеют.
Принцип 8. Для того, чтобы достичь устойчивого развития и высшего качества жизни для всех людей, государства должны уменьшать количество нестабильных моделей производства и потребления и отказываться от них, способствуя надлежащей демографической политике.
Принцип 9. Государства должны объединять свои усилия в укреплении процесса наращивания внутренних возможностей для устойчивого развития путем улучшения научного понимания процессов, которые происходят, обмена научными и техническими знаниями, а также путем ускорения разработки, заимствования, распространения и передачи технологий, в том числе новых и инновационных технологий.
Принцип 10. Экологические проблемы лучше решаются при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый индивидуум должен иметь надлежащий доступ к информации, касательно, окружающей среды, которой владеют органы государственной власти, в том числе, к информации об опасных веществах, материалах и видах деятельности, а также, должен иметь возможность принимать участие в процессах принятия решений. Государства должны способствовать осведомленности и участию общественности и облегчать эти процессы, делая информацию широкодоступной. Должна быть обеспечена реальная возможность рассмотрения дел в административном или судебном порядке, в том числе дел, относительно возмещения убытков и защиты прав.
Принцип 11. Государства должны принять эффективное законодательство относительно охраны окружающей среды. Экологические стандарты, цели и приоритеты управления должны быть адекватные экологической ситуации и условиям развития, к которым они применяются. Стандарты, что приняты в одних странах, могут быть непринятыми и неоправданными с экономической и социальной точки зрения в других, в частности, в странах, которые развиваются.
Принцип 12. Государства должны объединять свои усилия для применения открытой международной системы экономической поддержки, что будет способствовать экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах, а также для лучшего решения проблем, связанных с экологической деградацией. Предусмотренные торговой политикой экологические мероприятия не должны быть средством своевольной и необоснованной дискриминации или скрытого ограничения относительно международной торговли. Следует избегать односторонних действий, относительно защиты от экологической опасности, вне границ юрисдикции страны-импортера. Экологические мероприятия направлены на решение межгосударственных или глобальных экологических проблем, должны, по возможности, основываться на международном консенсусе.
Принцип 13. Государства должны разрабатывать внутренние законодательные акты относительно юридической ответственности за загрязнение и другой вред, нанесенные окружающей среде, а также относительно компенсаций пострадавшим. Государства должны также безотлагательно и решительно объединить свои усилия для последующей разработки международных законодательных актов относительно юридической ответственности и компенсаций за неблагоприятные последствия, которые возникли в результате деятельности в пределах их юрисдикции или контроля, или наносят экологический вред территориям вне их юрисдикции.
Принцип 14. Государства должны эффективно сотрудничать, чтобы препятствовать или предотвращать перенесение, перемещение или передачу к другим государствам любых видов деятельности, веществ или материалов, которые вызывают серьезную экологическую деградацию или приносят вред здоровью человека.
Принцип 15. С целью охраны окружающей среды государства, в соответствии с их возможностями, должны широко применять меры пресечения. Там, где существует угроза серьезного или непоправимого вреда, нехватка или отсутствие бесспорных научных фактов не должны служить причиной откладывания внедрения обоснованных мероприятий для предотвращения экологической деградации.
Принцип 16. Органы государственной власти должны прилагать все усилия для содействия интернационализации расходов на охрану окружающей среды и использования экономических инструментов, основываясь на принципе, за которым субъект, виновный в загрязнении, должен, как правило, компенсировать расходы на ликвидацию загрязнения с надлежащим учетом общественного интереса и без нарушения условий международной торговли и инвестирования.
Принцип 17. Одним из инструментов государственной политики должно быть оценивание влияния на окружающую среду, осуществляемую относительно предлагаемых видов деятельности, которые, как предусматривается, могут иметь значительное вредное влияние на окружающую среду и поэтому подлежат рассмотрению компетентным органом государственной власти.
Принцип 18. Государства должны немедленно информировать другие страны об экологических катастрофах и других чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь внезапное вредное влияние на окружающую среду этих стран. Мировое содружество должно прилагать все усилия для предоставления помощи странам, которые пострадали от этого.
Принцип 19. Государства должны заблаговременно и своевременно сообщать и предоставлять соответствующую информацию государствам, которым угрожает опасность, о деятельности, что может иметь на окружающую среду значительное вредное влияние, которое выходит за пределы отдельных стран, а также должны консультироваться с этими государствами на ранней стадии и с полной откровенностью.
Принцип 20. Женщины играют жизненно важную роль в управлении окружающей средой и развитием. Поэтому их полноценное участие является необходимым для достижения устойчивого развития.
Принцип 21. Творческое воодушевление, идеалы и мужество молодежи всего мира должны быть мобилизованы на перестройку глобального партнерства с целью достижения устойчивого развития и обеспечения лучшего будущего для всех.
Принцип 22. Человечество и его сообщества, а также другие локальные содружества играют жизненно важную роль в управлении окружающей средой и развитием благодаря их знаниям и традициям. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их неповторимость, культуру и интересы, а также создавать возможность их эффективного участия в достижении устойчивого развития.
Принцип 23. Окружающая среда, природные ресурсы и населения территории, что будет перебывать под гнетом, господством и оккупацией, должны защищаться.
Принцип 24. Войны по своей сути имеют деструктивное влияние на устойчивое развитие. Поэтому государства, во время вооруженных конфликтов, должны придерживаться международного права, относительно охраны окружающей среды, и объединять, при необходимости, свои усилия относительно его последующего развития.
Принцип 25. Мир, развитие и охрана окружающей среды являются взаимозависимыми и нераздельными.
Принцип 26. Государства должны решать все свои экологические противоречия мирным путем и соответствующими средствами согласно с Уставом ООН.
Принцип 27. Государства и люди должны добросовестно и в духе партнерства сотрудничать в реализации принципов, заложенных в этой Декларации, а также в последующем совершенствовании международного права для содействия устойчивому развитию.

Рекомендуемая литература

1. Хван Т.А., Шинкина М.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319 с.
4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений сред. проф. образования /В.М. Константинов,
Ю.Б. Челидзе. – 14-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.-240с


Список использованной литературы


Основная литература

1. Хван Т.А. Экологические основы природопользования: учебник для СПО
/Т.А. Хван, М.В. Шинкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 319 с.

Дополнительная литература

2. Арустамов Э.А., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-320 с.
3. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов. -Ростов н/Д: "Феникс", 2008.-602с.
4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учебник для учреждений сред. проф. образования /В.М. Константинов,
Ю.Б. Челидзе. – 14-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.-240с .
5. Конвенция МАРПОЛ 73/78, 6 Приложение, ЗАО ЦНИИМФ. - Санкт-Петербург, 1998. - 292 с.
6. Наставления по предотвращению загрязнений водных объектов с судов внутреннего плавания
7. Нунупаров С.М. Предотвращение загрязнения моря с судов. - М.: Транспорт, 1985. - 284 с.
8. Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (часть 1) Ст. 5270.
9. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник для студентов образовательных учреждений сред.проф.образования -Ростов н/Д: "Феникс", 2010.-407с


















·Раиса Викторовна Попова


Методические указания
к практическим занятиям
для студентов (курсантов) специальностей:
26.02.02 Судостроение
26.02.04 Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

профиля: технического очной формы обучения




Судомеханический техникум ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»
298309 г. Керчь, Орджоникидзе, 123










13PAGE 15


13PAGE 142015




Заголовок 115