«В труде — красота человека»


Внеурочная деятельность
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Конспект второго занятия
Тема «В труде - красота человека» (на первом занятии уч-ся знакомятся с теорией и дополнительным материалом, который дан в учебнике с.36-40)
Цель: Формирование отношения и уважения к труду собственному и труду других людей и чётких нравственных ориентиров.
Задачи:
Обучающая:
расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни
Развивающая:
развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;
развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда, формировать ответственность к трудолюбию и самовоспитанию.
Планируемые результаты:
Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку.
Метапредметные:
П: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы.
Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность.
К: уметь излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других.
Личностные: осознание ценности созидательного труда
Структура занятия
Этапы Содержание деятельности результаты
Деятельность педагога Деятельность уч-ся 1 этап Организационный этап Вступительное слово учителя:
Сегодня к нам на занятие пришли гости-учителя и родители.
И это очень хорошо, потому что мы сегодня продолжим разговор о труде и профессиях, которые необходимы на селе.
1 чтец: Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути. 2 этап Определение темы и цели занятия Учитель показывает картинки о труде
- Какая тема объединяет эти картины?
- О чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии?
Тема урока: В труде - красота человека
- Сформулируем цели урока:
-Мы будем говорить о красоте человека. О людях, занимающихся трудом.
-Учиться уважать собственный труд и труд других людей.
- расширим знания о сельскохозяйственных профессиях. 3 этап Мотивация Учитель предлагает:
Ответить на вопрос: Зачем любить труд? Какие сельскохозяйственные профессии вам знакомы? Выдвигают предположения на поставленный вопрос. К: сотрудничают с учителем
Р: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить
4 этап Приобретение знаний
Мини-лекция «Что труд дает человеку»
-Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это уважительное отношение к труду. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве именно так, устраивали свою жизнь и князья и крестьяне. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.
А скажите мне, пожалуйста, что такое труд…. Давайте обратимся к словарю: Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.
-Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Под лежачий камень…(и вода не течет)
Маленькое дело …(лучше большого безделья).
Не сиди сложа руки - …(не будет и скуки)
Не спеши языком -…(спеши делом)
Любишь кататься - …(люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)       
Без труда…(не вынешь рыбку из пруда)   -Выражают свои мысли в устной речи в соответствии с поставленной целью
-Слушают и анализируют;
-приводят примеры из жизни;
-угадывают пословицы и поговорки. П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы
Переход к практической работе: Учитель предлагает:
1 группа Рассказать о профессиях
«Ветеринар» ,2 группа «Пчеловоды»,
3группа «Фермеры», 4 группа «Садоводы»
5 группа «Зоотехники» , 6 группа «Операторы машинного доения»(задание приготовить творческое представление профессии уч-ся получили заранее)
-Выступление групп К: обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать, выражают свою точку зрения;
Л: формирование уважительного отношения к сельскому труженику
П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы
3 этап Рефлексия и подведение итога Итог урока
Рефлексия Учитель предлагает:
«Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?»
«Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».
Ответить на ранее поставленный вопрос: Зачем любить труд?
И как меняется человек, если он трудится? (труд красит человека, облагораживает его)
Какие качества вы в себе цените?
Какие сельскохозяйственные профессии необходимы на селе?
Желаете ли вы жить и работать на селе?
-Скажите, когда труд красит человека?
(только тогда, если он будет добросовестно трудиться, выполнять свои профессиональные обязанности во благо народу, Родине)
-Ребята, вы хорошо потрудились! Молодцы! Надеюсь, хорошие моменты остались в вашей памяти. И каждому из вас есть над чем задуматься.
Обобщают свои знания, выражают свои мысли, подводят итог
«Я уважаю себя за то, что…» К: полно и грамотно выражают свои мысли
Р: осознают важность приобретения новых знаний
П: оценивают процесс и результаты своей деятельности
Л: осознают важность полученных знаний
-Отчёт мероприятия смотреть в приложении
Учебно-методическое обеспечение:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. – М: Вентана-Граф, 2013