Рабочая тетрадь по дисциплине Экологические основы природопользования


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Уренский индустриально-энергетический техникум»
-3098807175500
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
ОП.04 Экологические основы природопользования
Профессия 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Группа №____________
обучающегося ______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество).
г. Урень, 2015
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОП.04 Экологические основы природопользования разработана для внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой.
Рабочая тетрадь включает 17 тем, содержит задания для внеаудиторной письменной самостоятельной работы в ходе самоподготовки к занятиям и служит для закрепления знаний и умений по дисциплине Экологические основы природопользования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Разработчик: Пыхова Марина Михайловна, мастер производственного обучения
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА PAGEREF _Toc445731988 \h 4Форма отчета по работе в рабочей тетради PAGEREF _Toc445731989 \h 5Тема 1.1. Международное значение экологических основ природопользования PAGEREF _Toc445731990 \h 6Тема 1.2 Компоненты окружающей среды PAGEREF _Toc445731991 \h 7Тема 1.3 Экологические проблемы России PAGEREF _Toc445731992 \h 8Тема 2.1 Экологическое равновесие естественных экосистем PAGEREF _Toc445731993 \h 10Тема 2.2 Причины нарушений стабильности экосистем. Разнообразие экологических систем Земли PAGEREF _Toc445731994 \h 11Тема 3.1 Ресурсы агроэкосистемы PAGEREF _Toc445731995 \h 12Тема 3.2 Сельскохозяйственные загрязнения PAGEREF _Toc445731996 \h 13Тема 4.1 Особенности городских экосистем PAGEREF _Toc445731997 \h 14Тема 4.2 Виды загрязнений городской экосистемы PAGEREF _Toc445731998 \h 15Тема 5.2 Малоотходные, энерго и ресурсосберегающие технологии PAGEREF _Toc445731999 \h 17Тема 5.3 Загрязнение окружающей среды PAGEREF _Toc445732000 \h 18Тема 5.4 Нормирование качества окружающей среды PAGEREF _Toc445732001 \h 24Тема 6.1 История развития экологии человека PAGEREF _Toc445732002 \h 25Тема 7.1 Популяционно-видовой уровень охраны PAGEREF _Toc445732003 \h 26Тема 7.2 Охрана экосистемы PAGEREF _Toc445732004 \h 27Тема 8.1 Основные виды мониторинга. Системы и средства мониторинга PAGEREF _Toc445732005 \h 29Тема 8.5 Использование и мониторинг почвы PAGEREF _Toc445732006 \h 31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая тетрадь разработана для обучающихся II курса профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой. Рабочая тетрадь предназначена для оптимизации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Она содержит задания различного вида: вопросы, таблицы, ситуационные задачи, выполнение которых позволит обучающимся не только проверить свои знания и умения, но и расширить их.
Данное методическое пособие может быть использовано как форма организации внеаудиторной работы обучающихся.
Рабочая тетрадь поможет усвоить материал программы.
Для подготовки к занятиям рекомендуется изучить соответствующий материал.
Критерии оценивания:
- задания сделаны на 60% - удовлетворительно;
- задания сделаны на 80% - хорошо;
- задания сделаны на 90% - отлично.

Форма отчета по работе в рабочей тетради№
п/п ТЕМА Дата сдачи Оценка Подпись
ТЕМА 1.1 Международное значение экологических основ природопользования ТЕМА 1.2
Компоненты окружающей среды ТЕМА 1.3
Экологические проблемы России ТЕМА 2.1 Экологическое равновесие естественных экосистем ТЕМА 2.2 Причины нарушений стабильности экосистем. Разнообразие экологических систем Земли ТЕМА 3.1 Ресурсы агроэкосистемыТЕМА 3.2 Сельскохозяйственные загрязнения ТЕМА 4.1 Особенности городских экосистем ТЕМА 4.2 Виды загрязнений городской экосистемы ТЕМА 5.2 Малоотходные, энерго и ресурсосберегающие технологии ТЕМА 5.3 Загрязнение окружающей среды ТЕМА 5.4 Нормирование качества окружающей среды ТЕМА 6.1 История развития экологии человека ТЕМА 7.1 Популяционно-видовой уровень охраны ТЕМА 7.2 Охрана экосистемы ТЕМА 8.1 Основные виды мониторинга. Системы и средства мониторинга ТЕМА 8.5 Использование и мониторинг почвы -12700-32004000Тема 1.1. Международное значение экологических основ природопользования1. Природопользование – это___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Природопользование представляет крупную сферу экономики и имеет сложное организационное строение. Чем представлено природопользование на:
Макроуровне___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Региональном уровне__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Микроуровне_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Окружающая природная среда – это _________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Природные ресурсы – это____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
561848020955000_____________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________-5715-47625000Тема 1.2 Компоненты окружающей среды1. Перечислите элементы окружающей среды:
Не живая природная среда:
1)______________________________________________;
2)______________________________________________;
3)______________________________________________.
Живая природная среда:
4)______________________________________________;
5)______________________________________________;
6)______________________________________________.
2. Дополнить схему по основным компонентам среды:
5481955472757500
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________36830-39497000Тема 1.3 Экологические проблемы России1. Дополните схему:
Природопользование
Природопользование

2. Рациональное природопользование – это______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Не рациональное природопользование – это __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Заполните схему классификации природных ресурсов по виду исчерпаемости:
182499019050Природные ресурсы
Природные ресурсы

283845015748000100965015748000
914401638303558540163830
520763562230003234690622300044710356286500317500628650011791956604000
1177290152400-318135152400513969015240026250901524003872865152400
117729017145262509017145387286517145513969017145-31813517145
5. Перечислите природные ресурсы (не менее 5):
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Назовите причины нарастания экологической напряженности:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
54209951016000
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
-29210-19494500Тема 2.1 Экологическое равновесие естественных экосистем1. Экологическое равновесие – это ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Биогеоценоз – это __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Автотрофы – это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Гетеротрофы – это __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Саморегуляция экосистемы – это ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Приведите примеры антропогенного воздействия на окружающую среду: _______
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Приведите примеры нарушения экологического равновесия:___________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
549275022415500_____________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________-26035-37909500Тема 2.2 Причины нарушений стабильности экосистем.
Разнообразие экологических систем Земли1. Популяция – это ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. По взаимодействию организмов со средой популяции выделяются:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Перечислите структуры популяции:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Нарисуйте схемы типов растущей, стабильной и сокращающейся популяций:

5. Какие основные виды загрязнителей и их источники окружающей среды сельским хозяйством вы знаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
542099521907500_____________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________66675-42926000Тема 3.1 Ресурсы агроэкосистемы1. Агроэкосистемы – это_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Какой организм является одним из древнейших обитателей земли, который так же послужил немаловажным по значимости фактором образования почвы?
_____________________________________________________________________________
3. Где и когда впервые возникло земледелие?
_____________________________________________________________________________
4. Севооборот – это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Для чего нужен севооборот?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Перечислите основные сорняки, произрастающие в нашей местности на полях, где засеяно злаковыми?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Какие существуют основные болезни злаковых растений?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Перечислите основные болезни корнеплодов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
533844524511000_____________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________13970-46863000Тема 3.2 Сельскохозяйственные загрязнения1. Пестициды – это__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Соотнесите виды пестицидов по целевому назначению с областью их воздействия:
Акарициды
Гербициды
Круглые черви
Дефолианты
Инсектициды
Зооциды
НематодоцидыФунгициды
Опад листвы
Клещи
Животные
Насекомые
Сорняки
Грибы
Акарициды
Гербициды
Круглые черви
Дефолианты
Инсектициды
Зооциды
НематодоцидыФунгициды
Опад листвы
Клещи
Животные
Насекомые
Сорняки
Грибы

3. Перечислите виды минеральных удобрений. Приведите примеры.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
525653059372500____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________13970-48006000Тема 4.1 Особенности городских экосистем1. Что такое урбанизация?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Как преобразуется городская почва?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Одинакова ли роль растений в городе и в лесу? Почему?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Дайте характеристику городской среды города Урень.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
54406801968500
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________3810-43815000Тема 4.2 Виды загрязнений городской экосистемы1. Что такое шумовое загрязнение?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Для гигиенической оценки шум подразделяют:
1)__________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Перечислите меры борьбы с шумом:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Расшифруйте аббревиатуру ТБО.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Перечислите 4 метода переработки ТБО:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. ТБО после сепарации следует подразделять на следующие группы (заполните пропуски):
1. Отходы из природных материалов (ОПМ)
а) ___________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________
в) ___________________________________________________________________________
2. Производственные отходы
а) ___________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________
в) ___________________________________________________________________________
г) ___________________________________________________________________________
д) ___________________________________________________________________________
7. Что является источником пыли в городе?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
8. Опишите основные виды пневмокониозов:
Силикоз - __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Силикатоз - _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Асбестоз - ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
9. Радиоактивное загрязнение биосферы – это __________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
10. Перечислите признаки воздействия радиации на человека:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
547941524193500____________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________-26670-34544000Тема 5.2 Малоотходные, энерго и ресурсосберегающие технологии1. Что такое селективный сбор отходов? Опишите его принцип работы.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Перечислите основные принципы безотходных технологий:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Приведите примеры использования безотходных технологий в сельском хозяйстве.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
551053024003000____________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
-284480-46863000Тема 5.3 Загрязнение окружающей среды1. Заполните таблицу загрязнений окружающей среды:
Виды загрязнителей Основныеисточникизагрязнения Возможное влияние на состояниеатмосферы
Оксид серы (IV), сернистый газ SO2 Взвешенные частицы, содержащие тяжелые металлы Озон О3 Оксиды азота NOxОксид углерода (IV), углекислый газ СО2Ртуть HgСвинец PbКадмий Cd, цинк Zn, медь Cu и др. тяжелые металлы Оксид углерода (II), угарный газ СОАсбест Нефть Полициклические углеводороды (бензапирен) Фосфаты Пестициды Фторхлорпроизводные углеводородов (фреоны) Радиация 557212511430000
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________

13970-31496000Тема 5.4 Нормирование качества окружающей среды1. Экологическое нормирование – это _______________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Система экологических нормативов включает себя:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Расшифруйте аббревиатуру ПДК.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Расшифруйте аббревиатуру ПДВ.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Расшифруйте аббревиатуру НДС.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Расшифруйте аббревиатуру ПДЭН.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
555053563500
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
3810-45339000Тема 6.1 История развития экологии человека1. Экология человека – это _________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Целью изучения экологии человека является:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Предметом изучения экологии человека является:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
54660802032000
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________

3810-18097500Тема 7.1 Популяционно-видовой уровень охраны1. Красная книга – это ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Черная книга – это _____________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Генный банк – это ______________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Перечислите 5 видов генных банков и их назначение.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5397500317500
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________55245-35560000Тема 7.2 Охрана экосистемы1. Расшифруйте аббревиатуру ООПТ:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Заповедник – это ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Его особенности: __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Заказник – это __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Его особенности: __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Памятник природы – это _______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Его особенности: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Перечислите наиболее крупные ООПТ Нижегородской области:____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Перечислите все ООПТ Уренского района:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
551053023050500
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
45085-24257000Тема 8.1 Основные виды мониторинга. Системы и средства мониторинга1. Экологический мониторинг – это ________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Перечислите задачи экологического мониторинга:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Заполните классификацию экологического мониторинга:
По характеру обобщения информации:
1)__________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________
4)__________________________________________________________________________
5)__________________________________________________________________________
6)__________________________________________________________________________
По факторам воздействия:
1)__________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________
По решаемым задачам:
1)__________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________
4)__________________________________________________________________________
5)__________________________________________________________________________
6)__________________________________________________________________________
По геосферам:
1)__________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________
По научному подходу:
1)__________________________________________________________________________
2)__________________________________________________________________________
542734523685500
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
24765-30480000Тема 8.5 Использование и мониторинг почвы1. Мониторинг почв представляет собой _______________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Перечислите важнейшие показатели почвенного мониторинга:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
548005025717500____________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Экологические основы природопользования : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – 15-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
2. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности : учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.И. Тупикин. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
Дополнительная литература:
1. Основы экологического права : учебник для СПО / под ред. С. А. Боголюбова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 281 с. — Серия : Профессиональное образование.
2. Экология : учебник и практикум для СПО / А. В. Тотай [и др.] ; под общ. ред. А. В. Тотая. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 411 с. — Серия : Профессиональное образование.
Интернет-ресурсы:
http://www.consultant.ru/ - КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка
http://www.garant.ru/doc/law/ - Информационно-правовой портал
http://zakonrf.net/ - Законы Российской Федерации
http://biblioclub.ru/ - ЭБС «Университетская библиотека онлайн»