Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования (СПО)

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования г.Москвы
«Московский музыкально-педагогический колледж»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины
Экологические основы природопользования
код и наименование специальности
071801 Социально-культурная деятельность










Москва
2011

ОДОБРЕНА Разработана в соответствии с требованиями
Цикловой комиссией Федерального государственного образова-
_______________________________ тельного стандарта по дисциплине
«Экологические основы природопользования»
Протокол №______
от «____» ____________20 г. специальности среднего профессионального
образования 071801
Социально-культурная деятельность


Председатель цикловой комиссии Заместитель директора по научно-методиче-
______________________________ ской работе___________________________ Подпись Подпись
____________________________________ _____________________________________________
Ф.И.О. Ф.И.О.


Составитель (автор):

Ф.И.О., учёная степень, звание, должность

Рецензент:

Ф.И.О., учёная степень, звание, должность, наименование ОУ









Содержание

стр.
Паспорт рабочей программы общеобразовательной
учебной дисциплины..4-7
Структура и содержание общеобразовательной учебной
дисциплины8-11
Условия реализации рабочей программы
общеобразовательной учебной дисциплины12-13
Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной учебной дисциплины14-16












1. Паспорт рабочей программы
общеобразовательной учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»

Область применения программы
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП
по специальности 071801 Социально-культурная деятельность
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учётом культурологического профиля получаемого профессионального образования.

Место дисциплины в структуре ОПОП
Экологические основы природопользования относятся к математическому и общему естественнонаучному циклу обязательной части циклов основной профессиональной образовательной программы.

Организатор социально-культурной деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Организатор социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Организационно-управленческая деятельность.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.



Цели и задачи общеобразовательной учебной
дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины

Целью программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» является формирование у студентов экологического мировоззрения, новой системы ценностей во взаимоотношениях природы и общества и способности оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
Программа предусматривает подготовку студентов :

к пониманию взаимосвязей организма и среды обитания
к раскрытию условий устойчивого состояния экосистем и причин
возникновения экологического кризиса
к овладению умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
к развитию интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
к использованию экологических принципов рационального природопользования в своей профессиональной и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.



Реализация программы «Экологические основы природопользования» будет способствовать решению следующих задач, направленных на формирование у студентов навыков:

сознательного и ответственного отношения к вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования
распознавания и оценивания степени опасных и вредных факторов среды обитания человека
определения возможных способов защиты человека и его среды обитания от негативных воздействий техногенных источников

осуществления просветительской природоохранной деятельности в своей профессиональной и повседневной жизни.


Преемственность и интеграция дисциплин:
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, полученных при изучении естественнонаучных дисциплин основного общего образования («Биология», «Химия», «Физика», «География», «История»), обеспечивая закрепление межпредметных связей.
Межпредметная интеграция с курсом «Естествознание», «Безопасность жизнедеятельности», а также рядом социально-экономических дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
Изучение «Экологических основ природопользования» является одним из завершающих этапов формирования специалиста в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам по получаемой специальности.
 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.
Знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.


Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 48 часов, включая:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 32 часа,
Самостоятельная работа обучающегося – 16 часов.
Время изучения: 5 семестр.
Контрольные работы: нет
Зачёт (итоговый): 5 семестр
2. Структура и содержание
общеобразовательной учебной программы

2.1. Объём общеобразовательной учебной программы
в виде учебной программы

Вид учебной работы
Объём
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
48

Обязательная аудиторная рабочая нагрузка (всего),

32


Самостоятельная работа обучающегося (всего),
в том числе:
- выписка из текста первоисточника
- конспектирование текста
- подготовка сообщения
- написание реферата
- подготовка презентации

16

2
3
5
4
2


Итоговая аттестация (зачет)
2



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
тем и разделов

Содержание учебных материалов, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)

Объём
часов
Уровни освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества

22
2

Тема 1.1.
Содержание учебного материала
6
2

Природоохранный потенциал
Рациональное природопользование: теоретическая основа, задачи и структура. Природа и общество: общие и специфические черты.
Развитие производительных сил общества(увеличение массы веществ и материалов , вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Понятие и признаки экологического кризиса.
Глобальные проблемы экологии, пути их решения




Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося:
Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания (подготовка сообщения)
Город – новая среда обитания человека и животных. Микроклимат города. Промыщленные предприятия г. Москвы (подготовка сообщения)
Утилизация бытовых и промышленных отходов в г. Москве и Московской области.(подготовка сообщения)
Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.(написание конспекта)
4


(1)


(1)



(1)


(1)


Тема 1.2.
Содержание учебного материала
10
2

Природные ресурсы и рациональное природопользование
Природные ресурсы, их классификация.
Проблемы использования и воспроизводства ПР, их взаимосвязь с размещением производства.
Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов
Рациональное использование растительного и животного мира , ландшафтов.
Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.





Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося:

Масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы.
( написание реферата)
Альтернативные источники энергии : перспективы их развития.(написание конспекта)
Демографические проблемы и урбанизация (подготовка сообщения)
4


(2)


(1)

(1)


Тема 1.3.
Содержание учебного материала
6
2

Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Виды загрязнений биосферы: антропогенное и естественное. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.
Основные загрязнители, их классификация.
Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ . Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.
Понятие мониторинга окружающей среды.
Виды мониторинга. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Понятие экологического риска.





Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося:
Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции (подготовка сообщения)
«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. (написание конспекта)
Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов (написание реферата)
4


(1)


(1)


(2)






Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования 8 ч


Тема 2.1.
Содержание учебного материала
6
2

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.
История Российского природоохранного законодательства.
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.
Международные соглашения, конвенции, договоры в области природопользования. Создание в рамках ООН независимой международной комиссии по охране окружающей среды
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
Органы управления и надзора за охраной природы, их цели и задачи.
Природоохранное просвещение.




Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося:

Природоохранные Постановления. Закон «Об охране окружающей среды» Нормативные акты по рациональному природопользованию. (выписка из первоисточника)
Международные соглашения, конвенции, договоры в области природопользования. (выписка из первоисточника)
Красная книга. Белая книга (создание презентации)

3


(1)



(1)


(1)




Тема 2.2.
Содержание учебного материала
2
2

Юридическая и экономическая ответственность предприятий,
загрязняющих окружающую среду
Правовая и юридическая ответственность предприятий за загрязнение среды.
Понятие об экологической оценке производств и предприятий.




Внеаудиторная самостоятельная) работа обучающегося:
Особоохраняемые природные территории. Заповедное дело в России (создание презентации)

1






Зачет (итоговый)
2



Всего

48



Для характеристики уровня освоения учебных материалов используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (указание изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).









Условия реализации программы общеобразовательной
учебной дисциплины

Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета______________________.
указывается наименование

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экологии;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
сканер;
принтер.
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
фото или/и видео камера;






3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.

Дополнительные источники:
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.
Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

Знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.











Рубежный тестовый контроль по темам 1.1-1.3 раздела 1.

Рубежный тестовый контроль по темам 1.1-1.3 раздела 1.



Самостоятельная работа с первоисточником. Защита презентации. Рубежный тестовый контроль по темам 2.1 , 2.2


Фронтальный опрос. Сообщения студентов. Рубежный тестовый контроль по теме 1.1 .

Фронтальный опрос. Сообщения студентов. Рубежный тестовый контроль по теме 1.1 .
Фронтальный опрос. Сообщения студентов. Рубежный тестовый контроль по теме 1.1 .

Рубежный тестовый контроль по теме 1.2 . Сообщения студентов, защита реферата

Рубежный тестовый контроль по темам 2.1 , 2.2

Фронтальный опрос по теме 1.2
Рубежный тестовый контроль по теме 1.3 . Сообщения студентов, защита реферата
Рубежный тестовый контроль по теме 2.1 . Сообщения студентов, защита реферата


Самостоятельная работа с первоисточником. Защита презентации. Рубежный тестовый контроль по темам 2.1 , 2.2


Рубежный тестовый контроль по темам 1.1-1.3 раздела 1.
Фронтальный опрос. Защита презентации


Текущий контроль:
- фронтальный опрос,
- самостоятельная работа студентов (сообщения, конспектирование, работа с первоисточником, защита презентации )
Промежуточный контроль:
- Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2.
- Реферативная работа студентов
Итоговый контроль: зачет











Заголовок 115