Конспект урока русского языка на тему Правописание слов с сочетаниями жи, ши


ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический техникум»
Конспект урока русского языка
База практики: МАОУ СОШ №3 (филиал)
Класс: 2В
Учитель: Шелест Л. В. ___________ Методист: Марсакова Т. Н. ___________
Студент: Радич О. А.
Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши»
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель урока: закрепить умения правописания слов с сочетаниями жи, ши.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Предметные: формировать умение писать слова с сочетаниями жи, ши.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по заданному алгоритму.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Ресурсы: учебник 2-го класса Т. Г. Рамзаевой, презентация, наглядный материал.
2016 год
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Орг. момент
2. Разминка для рук
3. Минута чистописания
4. Актуализация знаний
5. Работа по теме урока
6. Итог урока
7. Рефлексия Приветствие
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Ребята, прежде чем начать наш урок давайте проведем с вами разминку для пальчиков.
Разминка для рук
Пальцы вместе, пальцы врозь.
Пальцы вытянули дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Мяч в ладоши быстро взяли
И немножко повращали.
А сейчас мы с вами проведем минуту чистописания.
Сегодня мы пропишем сочетания жи и ши.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Ребята, кто знает, почему мы пишем в этих сочетаниях букву И? (Звуки [ж], [ш] – непарные твёрдые, но в сочетаниях жи, ши не пишется буква ы).
Как называется эта орфограмма? (Правописание гласных после шипящих).
С красной строки прописываем сочетания.
Чистописание
жи, ши
Подчеркните сочетание, которое на ваш взгляд получилось лучше всего.
А теперь предлагаю вам отгадать загадки.
Не летает, не жужжит,Жук по улице бежит.И горят в глазах жука,Два блестящих огонька.(Машина)
Запишите слово в тетрадь, подчеркните в нем орфограмму.
В жаркой Африке гуляет,Длинной шеей удивляет,Сам высокий, будто шкаф,Жёлтый, в пятнышках … (Жираф)
Запишите слово в тетрадь, подчеркните в нем орфограмму.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Правописание слов с сочетаниями жи, ши)
Кто догадался, чему мы с вами будем учиться на сегодняшнем уроке? (Мы будем учиться писать слова с сочетаниями жи, ши)
А что вы знаете о написании этих сочетаний? (Сочетания жи, ши пишем всегда с буквой И).
Давайте все вмести повторим правило (В сочетаниях жи и ши пиши после согласных ж и ш букву и)
А теперь давайте откроем учебники на странице 36, упражнение 58. Кто хочет прочитать задание? Чему мы будем учиться? Итак, ребята, кто хочет пойти к доске? Первое слово «дружИть». Какую букву вставили? Почему? Поставим ударение (служИть, чижИ, спешИть, снежИнки, лыжИ, шИповник).
Чему мы научились?
ФИЗМИНУТКА
Ребята, а сейчас мы проведём физминутку. Все встаем. Ваша задача - быть очень внимательными. Я буду называть слова, если в слове вы услышите сочетание жи, то вы хлопаете в ладоши, а если ши – топаете ногой. Шишки (нога), вершина (нога), снежинка (рука), сторожить (рука), большие (нога), камыши (нога), стрижи (рука), ошибка (нога), у Серёжи (рука), жизнь (рука).
Ребята, вы очень внимательные. Молодцы.
А теперь, ребята, мы будем выполнять упражнение 57, кто хочет прочитать задание?
Чему мы будем учиться?
Давайте прочтём первое предложение.
И что же у зайца может быть длинными? (уши).
(- в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;
- во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;
- в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам, прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным).
Ставим номер упражнения в тетради и записываем первое предложение. Выделяем орфограмму в слове.
Кто прочтёт следующее предложение? Как думаете, какой хвост может быть у лисы? (рыжий).
(- хвост для лисы очень важный орган. Во время бега он помогает ей держать равновесие, а зимой служит дополнительной защитой от холода.
- самая маленькая лиса – это пустынная лиса, весом полтора килограмма. Пустынную лису называют Фенькой).
Записываем предложение, выделяем орфограмму в слове.
Читаем следующее предложение. Как вы думаете, кто же живёт в лесу? (ежи).
(- ежи очень плохо видят, ориентироваться в пространстве им помогает слух и обоняние.
- ежи чуют добычу на расстоянии нескольких метров.
- чтобы пережить зимнюю спячку ежу необходимо весить как минимум 500 грамм).
Записываем третье предложение, выделяем орфограмму.
Чему научились?
Следующее упражнение 59. Обратите внимание на слайд. Отгадайте слово и запишите его в тетрадь, выделите уже известную вам орфограмму (ерши, моржи, малыши, ландыши, стрижи).
Итак, ребята, чему вы научились? Какое правило повторили? Молодцы. А теперь запишите домашнее задание - страница 37, упражнение 60.
Ребята, скажите, какие трудности у вас возникали? Понравилось ли вам занятие? Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Выполняют разминку.
Рассказывают, из каких элементов состоят сочетания.
Прописывают сочетания.
Выделяют наиболее понравившееся сочетание.
Отгадывают загадки. Записывают слова. Выделяют орфограмму.
Отвечают устно.
Повторяют правило.
Выполняют упражнение, работают у доски и в тетради.
Выполняют физминутку.
Выполняют упражнение. Записывают предложения в тетрадь. Выделяют орфограмму.
Самостоятельно выполняют упражнение.
Подводят итог урока. Записывают домашнее задание.
Оценивают свою деятельность на уроке.