Урок по географии на тему: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»


Урок по географии на тему:
«Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»
Цели урока:
1) обучающая: формирование представлений о состоянии окружающей среды и экологических проблемах, прогнозах и проектах их разрешения;
2) развивающая: развитие навыков работы с различными источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами, формирование навыка работы со статистическим материалом;
3) воспитательная: формирование культуры общения, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание экологической культуры учащихся.
Тип урока: изучение новой темы.
Основной дидактический метод: исследовательский.
Частичные дидактические методы и приемы: беседа, диалоги, выступления, дискуссия.
Дидактические средства обучения:  таблица «Проблемы охраны окружающей среды», презентация на тему «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы».
Методическая литература:
Жижина Е. А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.. 2010.
Нестандартные уроки географии. 9-10 классы. Сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград, 2009.
Этапы урока.
Организационный момент (5 мин)
Вступительное слово учителя (5 мин)
(На доске записана фраза Эразма Роттердамского «Мир имеет свой собственный порядок, и мы должны постараться не нарушать его»).
Наша Земля – уникальная планета Солнечной системы. Она подобна космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения, который летит по космическим просторам. И если в работе этой системы происходит сбой, то кораблю угрожает уничтожение. Также и на нашей планете уже возникли проблемы, которые угрожают жизни. Давайте выясним, какие это проблемы и как их можно решить.
Изучение новой темы (15-20 мин)
Объяснение учителя
Мы уже знаем, что в результате взаимодействия общества и природы в течение многих тысячелетий возникли две взаимосвязанные проблемы:
рационального использования природных ресурсов;
охраны окружающей среды от загрязнения.
Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.
Различают количественное и качественное загрязнение среды.
Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.).
( Учащиеся работают с готовыми распечатанными таблицами, см. приложение № 1)
Задание для обучающихся (см. приложение № 2)
Дайте оценку экологической ситуации в г.Электросталь Ногинского района;
проанализируйте источники экологического загрязнения в городе Электросталь;
изучите влияние загрязнений на здоровье человека;
предложите мероприятия по решению экологической ситуации в городе.
VI. Подведение итогов урока (5 мин)
2. Анализ учителем проделанной работы мини-группами.
VII. Домашнее задание (2 мин)
Вопросы для обсуждения (записаны на доске):
1.Почему проблема загрязнения приобрела глобальный характер?
2.Какие проблемы загрязнения вод Мирового океана являются наиболее острыми?
3. Какова роль России в загрязнении вод Мирового Океана?
4.Какие пути природоохранных мероприятий вы можете предложить?
VIII. Рефлексия (3 мин)
Вопросы:
Что вам понравилось на уроке?
Какие трудности вы испытывали?
Хотели бы вы и в дальнейшем работать над подобными заданиями?
Какие новые навыки приобрели?
Приложение 1
Проблемы охраны окружающей среды
Проблема загрязнения Источники загрязнения Последствия загрязнения Пути решения
проблемы
Загрязнение атмосферы 1. Извержения вулканов, пыльные бури.
2. Металлургия, химия, нефтехимия, цел. – бум. пром.-ть.
3.Автомобильный транспорт.
4. Лесные пожары 1. Аэрозольное загрязнение.
2.Газообразное загрязнение (кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры).
4.Радиоактивное загрязнение. 1. Сокращение вредных выбросов.
2. Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.
Загрязнение гидросферы 1. Пром.-ть ( черная и цветная металлургия, энергетика, нефте- переработка, нефтехимия, деревообр.и цел.-бум пром-ть)
2. Транспорт;
3. Сельское хозяйство;
4. Коммунальное хозяйство. 1. Физическое загрязнение – твердые отходы;
2. Химическое загрязнение;
3. Биологическое загрязнение. 1. Меры очистки: механическая, биологическая, физико-химическая;
2. предупреждение загрязнения вод: оборотное водоснабжение, малоотходная и безотходная технология.
Загрязнение литосферы 1. Энергетика, металлургия, химич., цел.-бумажная пром.-ть;
2. Горнодобывающая пром.-ть;
3. Населенные пункты. 1. Накопление твердых отходов (бытовые и пром. -ые);
2. Карьеры;
3. накопление токсичных отходов;
4. Накопление радиоактивных отходов. 1. Уменьшение материалоемкости.
2. Переработка отходов
Загрязнение Мирового океана 1. Нефть и нефтепродукты
(танкерный флот, разведка и добыча нефти на шельфе, военные действия);
2. Захоронение радиоактивных отходов;
3. Сельское х-во, пром.-ть, транспорт, большие города. 1. Нефтяная пленка. нефтяные комки;
2. Радиоактивное загрязнение;
3. Накопление вредных отходов на дне океана;
4. Гибель живых организмов. 1. Запрет сброса нефтяных отходов;
2. Запрет на захоронение радиоактивных отходов;
3. Очистка стоков.
Приложение 2
Город Электросталь занимает в экологической классификации второе место, среди городов с «критической» экологической обстановкой. В черте города проживает около 155 370 жителей, находится 18 объектов, оказывающих существенное негативное влияние на окружающую среду, в том числе 5 крупных: АО «Электросталь», АО «ЭЗТМ», АО «Машиностроительный завод», Химико-механический завод, ПО «Энергоспецмонтаж».
Общее количество вредных выбросов всех предприятий за весь год составляет 9 тыс. т в год.
Источниками загрязнения воздуха в городе являются промышленные предприятия, коммунальные котельные и автотранспорт. Общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу хозяйствующими субъектами составлял – 6407, 47 т.
В городе постоянно ведётся контроль за радиационным фоном. Полномасштабное обследование дошкольных и образовательных учреждений, изучение образцов воды, почвы и строительных материалов позволили сделать вывод о соответствии критериям радиационной безопасности. Однако на территории, прилегающей к Машзаводу, выявлено несколько точечных участков радиоактивного загрязнения прошлых лет.
Решение вопросов связанных с очисткой сточных вод, в городе решаются пока не в полном объеме. Мощность очистных сооружений позволяют обработать только 52 процента ливневых сточных вод, поэтому качество воды, сбрасываемой в окружающую среду, по отдельным параметрам не соответствует нормативам. Особенно это касается содержания в стоках нефтепродуктов.
Утилизация мусора – еще одна проблема города. Объем отходов ежегодно увеличивается в среднем на 3-5 процентов, но если не принимать меры к их переработке и утилизации, используемых под свалку площадей может не хватить. Остро стоит вопрос с утилизацией древесных и строительных отходов, которые зачастую просто вывозят на несанкционированные свалки, загрязняя окрестные леса.
Демографическая ситуация в городе Электросталь продолжает сохраняться сложной: при небольшом увеличении рождаемости отмечается рост общей смертности - 2653 человека. Естественное уменьшение жителей составляет 1399 человек.
По-прежнему основной причиной смерти являются сердечно-сосудистые заболевания - 54,7% случаев, на втором месте - злокачественные новообразования (16,1%), на третьем - травмы и отравления (14,3%).
Пути решения:
Строительство новых очистных сооружений, более качественная очистка сточных вод, работы по реконструкции городских сетей и внедрению новых технологий очистки;
Обезвреживание загрязнённого радиоактивного грунта с территорий, прилегающих к ОАО «Машиностроительный завод»;
Продолжение работ по переработке и утилизации мусора, древесных строительных отходов. В большей степени использование мусоросортировочных предприятий;
Предотвращение загрязнений атмосферного воздуха;
Пересмотр законодательства в части охраны природы окружающей среды:и повышение штрафов за экологические нарушения;
Создание бригад по озеленению города.
Проведение субботников по уборке территорий;
Разъяснительная работа среди населения.