Урок на тему: Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы (10 класс)


Тема: Загрязнения окружающей среды и экологические проблемы
Цель: закрепить знания учащихся об экологических проблемах и их влиянии на организм человека и природу; познакомить с источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы.
Развивать внимание, мышление, память; умение работать в группе; уметь высказывать пути решения проблем охраны окружающей среды.
Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету. Экологическое воспитание.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники, раздаточный материал, компьютерная презентация, маркеры, ватманы.
Тип урока: урок-тренинг.
Ход урока:
Знакомство
(учащиеся сидят в кругу)
Тренер предлагает назвать своё имя и продолжить фразу «Я люблю природу, т. к. …»
Например, меня зовут Ольга Михайловна. «Я люблю природу, т.к. ухаживаю за растениями-поливаю их». (регулярно выхожу на субботники; принимаю участие в озеленении школьного двора; мусор выбрасываю в строго отведённые места и т. д.)
Основная часть
- Ребята, обратите внимание на доску: рисунки парникового эффекта, термины «кислотные дожди», «смог», «терриконы», «парниковый эффект», рисунки учащихся.
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
- Объявление темы урока.
- Ученики определяют цели урока (познакомиться с источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; выяснить экологические проблемы и пути решения проблем охраны окружающей среды).
Правила работы в группе:
не опаздывать;
быть активными;
быть доброжелательными;
программа «улыбка»;
соблюдать дисциплину;
взаимопонимание;
правило «конфиденциальность»;
правило «добровольность»;
гендерное равенство…
1. Источники загрязнения атмосферы (работа в группах, создание и защита проектов учащимися):
первая группа: загрязнение атмосферы;
вторая группа: загрязнение литосферы;
третья группа: загрязнение гидросферы.
Загрязнение атмосферы
Воздух – важнейшее условие жизни на Земле. Воздух влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения, памятники и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду.
Все источники загрязнения атмосферы подразделяют на естественные и антропогенные.
Естественное загрязнение атмосферы происходит в результате извержения вулканов, пыльных бурь. Самым сильным за всю историю человечества было извержение вулкана Кракатау (вблизи о. Ява) в 1883 году. Взрыв этого вулкана был слышен на расстоянии 4800 км. А вулканическая пыль поднялась на высоту более 20 км. Естественным поставщиком пыли является пустыня Сахара. Пылевые облака, возникающие над Сахарой, переносятся пассатами над всей Западной Африкой.
Антропогенное загрязнение атмосферы имеет очень много источников и наносит более ощутимый вред. Главными источниками загрязнения атмосферы являются: ТЭС, металлургия, химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности, автомобильный транспорт.
Аэрозольное загрязнение – это загрязнение атмосферы пылью и жидкими частицами. Аэрозоли образуют в атмосфере туман и смог. Смог крайне отрицательно влияет на организм человека. Известны Лондонский и Лос-Анджелесский смоги, обладающие повышенной токсичностью Крупным и опасным источником аэрозолей являются лесные пожары, дымовые облака от которых тянутся на несколько километров.
Газообразное загрязнение представляет повышенную опасность. На него приходится 80-90 % всех выбросов в атмосферу. Это соединения серы, азота, хлора и углерода. Попадая в атмосферу, соединения серы и азота соединяются с капельками воды и образуют серную и азотную кислоты. Затем с дождями они выпадают на землю, нарушая нормы кислотности почвы, способствуя высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озёра, они уничтожают флору и фауну водоёмов. Кислотные дожди приводят и разрушению конструкций, памятников. Главные районы распространения кислотных дождей – США, зарубежная Европа. Отмечены они также и в Японии, Индии, Бразилии.
Район образования кислотных дождей и район их выпадения часто расположены на расстоянии тысяч километров друг от друга. Например, главный виновник кислотных дождей в южной части Скандинавии – промышленные районы Великобритании, Бельгии, ФРГ. В Канаду кислотные дожди приносятся из США.
Наиболее сильное загрязнение углекислым газом происходит в северном полушарии между 40-50 параллелями. По размерам выбросов на душу населения стоят на первых местах нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны – Кувейт, ОАЭ, Сингапур.
Другая группа газов – фреоны – имеют антропогенное происхождение. Фреоны используют в качестве хладагентов в холодильниках и кондиционерах в виде растворителей, распылителей, моющих средств.
Радиоактивное загрязнение атмосферы связано с испытанием атомного оружия (до 90-х годов США и СССР произвели более 500 ядерных взрывов, в результате чего радиоактивный фон планеты повысился на 2 %. В настоящее время наземные испытания ядерного оружия запрещены. Но радиационное заражение может происходить при авариях на АЭС (Чернобыльская авария).
Меры по борьбе с загрязнением атмосферы:
Сокращение самых вредных выбросов, т.е. повышенные требования к топливу, запрет на использование сернистых угля и нефти.
Внедрение новых технологий: использование солнечной, ветровой, водной энергии.
Загрязнение литосферы
Литосфера загрязняется в первую очередь твёрдыми отходами, которые накапливаются в отвалах, на свалках, хранилищах и являются опасными источниками загрязнения земной поверхности.
Твёрдые отходы, как правило, сжигают, закапывают или складируют. Бытовой мусор состоит из бумаги, металла, древесины, стекла, полимеров и др. Рекордсменом по объёму мусора на душу населения является США. Промышленных отходов больше, чем бытового мусора. Наиболее «грязными» отраслями промышленности являются: энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Ещё более опасным является нарушение горными выработками земель, общая площадь которых составляет 12-15 млн. га.
Экологически наиболее опасными являются токсичные отходы, которые хранят в хранилищах, могильниках, на складах. К ним относятся тяжёлые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть), которые накапливаются в организме человека и обладают канцерогенным действием. 9/10 токсичных отходов приходится на развитые страны. На первом месте по их объёму находится США, а на втором – Россия.
Особую проблему составляет захоронение радиоактивных отходов. Это отходы, образующиеся при работе атомных станций, атомоходов, предприятий военной промышленности. Больше всего радиоактивных отходов образуется в США, России, Канаде, во Франции и в Великобритании.
Переработку твёрдых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах (США их более 300), отходы складируют в специально отведённых местах. В Англии избавляются таким образом от 90 % твёрдых отходов. Часто отходы служат вторичным сырьём, например, для производства строительных материалов.
Для облагораживания земель, нарушенных горными выработками применяют рекультивацию.
Пути решения проблемы загрязнения литосферы:
Уменьшение материалоёмкости производства.
Переработка отходов.
Рекультивация земель.
Загрязнение гидросферы
Главным источником загрязнения являются промышленность, транспорт, с/х, коммунальное хозяйство. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятия чёрной и цветной металлургии, энергетики, нефтепереработки и нефтехимии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
С/х, являясь крупным источником загрязнения, сбрасывает во внутренние водоёмы химические удобрения, ядохимикаты, отходы животноводческих ферм. Водный транспорт сбрасывает в реки и озёра большое количество отходов и нефтепродуктов.
Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое.
К физическому загрязнению относят загрязнение твёрдыми отходами – мусором, потерями леса при молевом сплаве. Это затрудняет работу транспорта, рыболовства и ухудшает качество ландшафта.
Химическое загрязнение вызывает попадание в водоёмы кислот, щелочей, тяжёлых металлов, удобрений, пестицидов, фенолов, нефти и нефтепродуктов, радионуклидов.
Биологическое загрязнение – это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков химической, пищевой, целлюлозно-бумажной промышленностей, а также стоков коммунального хозяйства.
Коммунальные стоки особенно велики в Северной Америке, Азии, Европе, по промышленным стокам лидирует Северная Америка, с/х стоки огромны в Азии, Северной Америке и в бывшем СССР.
Во многих районах и загрязнение превышает возможности самоочищение водоёмов.
В сточные канавы превратились Темза, Рейн, Миссисипи, Огайо и многие реки России и стран СНГ.
Для спасения водоёмов необходимы меры очистки – механической (удаление твёрдых частиц), биологической (переработка органических соединений микроорганизмами в растворенные безвредные вещества) и физико-химической (дистилляция, вымораживание и др.).
Загрязнение Мирового океана
Источниками загрязнения вод являются: нефть и нефтепродукты, тяжёлые металлы, пестициды, радиоактивные вещества, а также огромное количество твёрдых и жидких коммунально-бытовых отходов. Часто сильное загрязнение морей и океанов наблюдается вдали от побережий и от источников загрязнения. Это происходит потому, что течения переносят загрязнения далеко в океан. Внутренние моря загрязнены сильнее, чем окраинные. Наиболее загрязнены: Средиземное, северное, Красное и Жёлтое моря, Мексиканский и Персидский заливы.
Наиболее опасно нефтяное загрязнение. Нефтяные углеводороды, попадая в морскую воду, могут испариться и попасть в атмосферу, а также раствориться в воде, создав большую угрозу живым организмам. Третья часть растекается по водной поверхности. Нефтяная плёнка препятствует проникновению солнечного света, затрудняет испарение воды, снижает газообмен между атмосферой и водами океана, уменьшает содержание кислорода в морской воде. Морской транспорт является основным источником загрязнения вод океана. Главный виновник загрязнения – танкерный флот. Нефть в воду попадает при загрузке и разгрузке танкеров в портах. При авариях танкеров, иногда они попадают на рифы и камни. У южной оконечности Африки причиной крушений танкеров часто являются «волны-убийцы», высота которых достигает 20 м. Такие волны разламывают корпус судна.
Другим источником загрязнения нефтью морской воды являются разведка и добыча нефти на шельфе. Экологической катастрофой явился намеренный сброс в Персидский залив 1,5 млн. тонн нефти, предпринятый Ираком в начале 1991 года во время оккупации Кувейта.
Наиболее загрязнён Атлантический океан. Причинами этого являются: добыча нефти в Северном море, массовая транспортировка нефти по Средиземному и Северному морям. У побережья Африки проходят трассы супертанкеров, и ведётся добыча нефти в Гвинейском заливе. Также трассы супертанкеров проходят у берегов Северной Америки. Шельфовая добыча нефти введётся в Мексиканском заливе и Карибском море.
Значительная часть Атлантики покрыта нефтяной плёнкой.
В Тихом океане наиболее загрязнено побережье Азии, т.к. проходят трассы супертанкеров, и ведётся шельфовая добыча нефти. В Индийском океане наиболее загрязнена нефтью часть, прилегающая к Персидскому заливу.
Особую опасность представляет радиоактивное загрязнение Мирового океана. На дне морей и океанов проводилось захоронение радиоактивных отходов в зацементированных контейнерах с 1946 года (США). А с 1949 года многими странами Европы (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Германия, Бельгия) и Азии (Япония, Китай, Республика Корея), и Новой Зеландией. С 1980-х годов захоронение радиоактивных отходов резко сократилось.
Пути решения проблемы:
В 1973 году была подписана Международная конвенция, запрещающая сброс нефтяных отходов вблизи побережья и ограничивающая сброс отходов в открытый океан.
С 1981 года вступила в силу Конвенция по охране человеческой жизни на море, которая потребовала специального дооборудования танкеров.
Физкультминутка.
2. Экологические проблемы и их влияние на организм человека (объяснение учителя, просмотр компьютерной презентации).
- Сейчас болеют и человек, и природа…
- Как помочь им?
- Предложите пути решения проблем охраны окружающей среды.
(соблюдать правила поведения в природе, выбрасывать мусор в строго отведённые места, охранять тех, кто занесён в Красную книгу, не срывать букетов в дикой природе, утилизировать мусор, рационально использовать природные ресурсы и другие ответы учащихся)
Обратная связь.
Закончить предложение: «Сегодня на уроке я повторил...»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке было тяжело…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
Домашнее задание: стр. 45-50 читать;
написать эссе (по желанию)
Учебник: География мира. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Максаковского. М.: Просвещение, 2014 г.
Поурочные разработки по географии для 10 класса под редакцией Е.А. Жижиной, Н.А. Никитиной. М.: ВАКО, 2016 г.