План — конспект учебного занятия на тему: Мыла. СМС


Цели и задачи урока:
1.Ознакомить учащихся с составом и строением мыла и СМС, показать преимущества каждого из них.
2.Разъяснить понятие «поверхностно-активные вещества», и показать области применения ПАВ.
3.Развивать и совершенствовать экспериментальные умения при проведении демонстрационного опыта.
4.Воспитывать культуру поведения, бережного отношения к окружающим предметам.
Оборудование: учебник, оборудование для проведения демонстрационного опыта, интерактивная доска, ТСО.
Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, самостоятельная работа, взаимоконтроль, интерактивные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: Урок-семинар
Структура урока:
1. Организационный момент (2мин)
2. Опрос Д/З (5 мин)
3. Изучение новой темы (20 мин)
4. Физкультминутка (2 мин)
5. Закрепление (7 мин)
6. Рефлексия (7 мин)
7. Д/З (2 мин)
Литература:
1.Химия: учеб. Пособие для 11-го кл. общеобразоват. Учреждений с рус. яз. Обучения с 11- летним сроком обучения / А.П.Ельницкий, Е.И. Шарапа. – 2-е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 2008. – 278с.:ил.
Ход урока
№ п/п Содержание урока Методы и методические приемы
1. Организационный момент: Приветствие, проверка отсутствующих, настрой класса на позитивную работу, пожелания хорошего настроения, успехов в работе, зачитывание эпиграфа к уроку: «Науку все глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, узнаешь: предела для знания нет» Персидский поэт Фирдоуси, 940 – 1030 гг.Обращение к классу
2. Опрос Д/З: 1). 2 человека решают задачи №6 и 11 на с.169.
2) с места решаем задачу № 12
3) фронтально: 1. Жиры – это; 2. Чем отличаются жидкие жиры от твердых жиров? 3. Прогорклость жира? 4. Область применения твердых и жидких жиров?
У доски
Запись даты урока, темы урока
В тетради
Фронтальная беседа
3. Изучение новой темы: Учитель проговаривает тему и цель учебного занятия; Ребята, скажите мне пожалуйста, что вы знаете о ПАВ? Как вы думаете активность их зависит от жесткости воды? Сейчас мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы, после обсуждения темы. Сегодня на семинаре мы услышим сообщения учащихся: мыла, кто такие, область применения; ПАВ – принцип действия; СМС – что они собой представляют, область применения.
Мыла – соли натриевые или калиевые на основе остатков стеариновой, пальмитиновой, олеиновой кислот. Различают гидрофобные и гидрофильные части молекул. Принцип действия в жесткой воде- не действуют, образуют хлопьевидный осадок солей кальция и магния. ПАВ – поверхностно активные вещества – вещества, понижающие поверхностное натяжение на границе 2 фаз, способствуют проникновению во внутрь раствора. Мыла являются хорошими пенообразователями. СМС – синтетические мыла на основе алкан- и алкинаренсульфо – производных. Действуют в любой воде, не требуют вспенивания, как правило, не подвергаются частичному гидролизу, среду имеют нейтральную. Область применения: стирка изделий, любых тканей. Особо остро лежит проблема утилизации промышленных и бытовых сточных вод. Т.к не разлагаются бактериями, являются питательной средой для разрастания водорослей, и как следствие, заболачивание! Обращение к классу, озвучивание темы и цели урока.
Проблемный вопрос
ТСО
Учащиеся демонстрируют свои презентации по данной теме
Зачитывание сообщения
Ребята оформляют опорный конспект
Демонстрационный опыт по определению среды СМС и раствора мыла
Работа с учебником
Запись в тетрадь
4. Физкультминутка: Учитель предлагает выполнить комплекс упражнений различной направленности. Обращение к классу
Интерактивная доска
5. Закрепление:
1. В молекулу мыла входят остатки:
а) стеариновой высшей карбоновой кислоты;
б) олеиновой высшей карбоновой кислоты;
в) пальмитиновой высшей карбоновой кислоты;
г) все выше перечисленные.
2. В молекулу СМС входят остатки:
а) натриевых солей высших карбоновых кислот
б) калиевых солей высших карбоновых кислот
в) алканпроизводные, как правило разветвленной структуры, циклические.
г) алкиларенсульфонаты
3. Выберите правильные утверждения:
а) гидрофобный фрагмент (длинный алкильный, линейный, не растворим в воде, а растворим в жирах и др. малополярных веществах)
б) гидрофобный фрагмент (ионизируемая группа, сообщающая молекуле, растворится в воде)
в) гидрофильный фрагмент (длинный алкильный, линейный, не растворим в воде, а растворим в жирах и др. малополярных веществах)
г) гидрофильный фрагмент (ионизируемая группа, сообщающая молекуле, растворится в воде).
4.Абривиатура ПАВ расшифровывается:
а) поли-анионные вещества
б) поверхностно-анионные вещества
в) поверхностно-активные вещества
г) не знаю
5. Преимуществами СМС являются:
а) активны в разной воде
б) чтобы улучшить эффективность проникновения, надо вспенивать
в) поверхностно – активные вещества
г) соли СМС не подвергаются гидролизу
6. Мылами являются также:
а) соли Ca, AL, Co, Zn, Mn.
б) соли Ca, AL, Co, Zn, Mn и высших жирных карбоновых кислот.
в) соли тяжелых металлов и их производных
г) все выше перечисленные
7. Проблема утилизации отходов от СМС связана:
а) недобросовестной работой промышленного предприятия
б) с содержанием в составе высших спиртов с разветвленными УВ остатками
в) с содержание УВ остатков, полученных из кислот, входящих в состав жиров.
г) с содержанием неорганических фосфатов, которые являются питательной средой для бактерий.
8. Областями применения ПАВ:
а) стирка тканей
б) важная составляющая масляных красок
в) для изготовления брезента
г) все выше перечисленное
9. Почему мыла и СМС относят к ПАВам:
а) из-за гидрофобно-гидрофильных взаимодействий
б) из-за понижения поверхностного натяжения на границе раздела двух жидкостей
в) и те, и другие хорошо стирают в жесткой воде
г) активны только в умягченной воде
10. Выберите правильную схему моющее действие ПАВ:
а) ориентирование гидрофильных концов внутрь, а гидрофобных концов снаружи – окружение капли жира – растворение жира.
б) окружение капли жира – ориентирование гидрофобных концов - растворение жира.
в) ориентирование гидрофильных концов внутрь, а гидрофобных концов снаружи - растворение жира - окружение капли жира.
г) все выше перечисленное не подходит.
Учащиеся выполняют тест
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Выставление отметок по тесту
6. Рефлексия:
Пожелания себе….
Пожелания товарищам по классу….
Самое трудное в работе было….
Самое интересное было….
Чему я научился…
Что понравилось….
Обращение к классу
7. Д/З: Параграф 43, повторить параграф 42, выполнить задания 4, 5 ,8, с.169
Творческое задание: Домашний эксперимент: Жесткая ли у вас вода? Определение pH среды мыла и СМС. Запись в дневник