Образовательный материал

Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
Педагогическая академия последипломного образования









Практикозначимая работа
на тему


« Коммуникативная культура педагога»






Слушатель: Гуськов В.В.,
учитель физической культуры
МОУ средней школы № 5 имени Ю.А.Гарнаева
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Жуковского Московской области



Руководитель: Башмакова Елена Анатольевна







Москва
2011 год


Оглавление






Введение . 3



Основная часть. Коммуникативность в структуре деятельности учителя .. 5


Понятие коммуникативной культуры ........... 5



Стили педагогического общения ... 7



Педагогическая речь . 10



Педагогическая речь учителя физической культуры ......... 12



Заключение ... 15



Литература ... 16
Область «стиля» и «тона»
всегда игнорировалась
педагогической «теорией»,
а между тем это самый
существенный, самый важный
отдел
А.С.Макаренко



Введение

Глобализация и информатизация мирового сообщества, интеграционные процессы современной культуры, модернизация системы образования обусловили необходимость научного осмысления и поиска новых путей повышения качества профессиональной подготовки педагогов.
Жесткие схемы предметно организованного знания, которое передается от учителя к ученику в специальных образовательных институтах, имеют мало общего с потребностями рынков труда и тенденциями развития образовательных систем. В настоящее время от педагогов требуется не только выполнение роли носителя информации, но и активное личностное позиционирование в организации процесса педагогической коммуникации.
Новые информационные технологии, широкие возможности Интернета и возрастающее значение образования в ситуации, когда знания устаревают с катастрофической скоростью, породили принципиально новые отношения в национальных системах образования, постепенно трансформирующихся в глобальные рынки образовательных услуг. Изменившаяся концепция знания требует изменения педагогических способов его передачи, однако эти процессы не совпадают по времени.
Значимость проблемы формирования коммуникативной культуры увеличивается в контексте гуманизации современного образования, характеризующегося повышением интереса к вопросам самореализации личности и формирования человека как субъекта культуры и деятельности. Коммуникативная культура, как профессионально значимое качество личности, включающее коммуникативную компетентность, коммуникативную направленность и коммуникативную гибкость, пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, так как ни одна из его функций, ни один из видов его деятельности не могут осуществляться вне педагогического взаимодействия.
Из этого следует, что «недостаточная коммуникативная подготовка педагогических кадров» не позволяет осуществлять «педагогическое взаимодействие на уровне субъектных отношений, активизируя познавательную и профессиональную деятельность участников образовательного процесса» (Е.В.Коротаева).
Как показывает анализ современной ситуации, практикующие учителя испытывают серьезные затруднения в организации процесса педагогической коммуникации. Проблема в том, что в то время, как современной школе нужен педагог, успешно взаимодействующий в системе «учитель – ученик», обеспечивающих благоприятный психологический климат и осуществляющий «открытие» воспитанника, а главное – восхождение воспитанника к духовным ценностям в ходе взаимодействия с педагогом, – вопрос формирования коммуникативной культуры по-прежнему остается второстепенным в процессе профессиональной подготовки.
То есть существуют противоречия между тем, что должно являться единым целым: объективной потребностью общества в педагоге, понимающем суть культурных и коммуникативных процессов и обладающем развитой коммуникативной культурой, – и реальным уровнем ее сформированности, характеризующимся наличием серьезных затруднений в процессе коммуникации с учащимися.
Данное противоречие позволило сформулировать цель данной работы, суть которой заключается в обосновании значимости коммуникативной культуры педагога в образовательном процессе в современном обществе.
Основная часть
Коммуникативность в структуре деятельности учителя


Понятие коммуникативной культуры

В настоящее время проблема овладения свободным, подлинно культурным словом является особенно актуальной и важной для тех, кто пользуется словом как основным инструментом своей профессии. Это, конечно, в первую очередь, педагоги, чья речь – главное орудие профессиональной деятельности и образец, всегда в той или иной степени воспринимаемый учениками, а значит, неизбежно тиражируемый и распространяющийся.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Профессия учителя относится к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная культура, определяющая потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности ученика.
По В.Келле, культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности. Поэтому самой важной характеристикой учителя является его профессиональная культура, составной частью которой представляется культура коммуникативно-речевая.
Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения. Рассматривать коммуникативную культуру лучше в рамках компетентностного подхода.
Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике, уметь его слушать и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Согласно концепции Н.В.Кузьминой, компетентность есть субъективный фактор продуктивной деятельности педагога, определяющий ее наряду с другими факторами профессиональной деятельности (направленностью личности и уровнем его способностей). В изложении Н.В.Кузьминой структура субъективных факторов педагога включает:
тип направленности личности;
уровень способностей;
компетентность как интегративную характеристику личности, в состав которой входят специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность.
В приведенный перечень следует также включить речевую компетентность, поскольку все названные выше грани компетентности получают практическую реализацию в конкретных ситуациях речевого общения.
Таким образом, речевая компетентность – это знание основных законов функционирования языка и речи и способность к их использованию для решения профессиональных задач.
Как известно, компетенция – круг вопросов, проблем и задач, в решении которых тот или иной специалист является сведущим лицом, то есть обладает соответствующими познаниями и личным опытом. Компетенция, таким образом, выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для решения определенного круга проблем.
Речь – внутренний ресурс, отражающий личностные и субъектные параметры человека. То есть речь конкретного человека будет включать комплекс характеристик: особенности произношения, способы выражения отношения к собеседнику, цель, в соответствии с которой произносится та или иная фраза. А.С.Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками.
В то же время речь – фактор социального взаимодействия людей. Звучащая речь, печатное слово, будучи адресованными слушателям и читателям, в то же время направлены и на их авторов. Говорящий может декларировать что-либо, вопрошать кого-либо о чем-либо, задавать так называемые риторические вопросы и т.д. Человек задает риторический вопрос не столько другим, сколько самому себе, ведь с точки зрения психоанализа, о чем бы человек ни говорил, он говорит о себе (К.Юнг). Поэтому коммуникация имеет очень сложную структуру: разговаривая с окружающими, человек в то же время ведет напряженный диалог и с самим собой.
Компетенция необходима человеку, живущему в обществе бурно развивающихся технологий. Качество жизни такого человека нередко определяется тем, насколько хорошо он освоил разнообразные алгоритмы и технологии и в какой мере способен выполнять неалгоритмизированные действия. И если компетенция предполагает эффективное использование внутренних и внешних ресурсов, а речь, как мы установили выше, – внутренний для человека ресурс, то особую актуальность для педагога приобретает проблема управления собственной речью и, в определенной мере, речью других субъектов образовательного процесса. Способность к осуществлению такого управления и будет являться компетентностью.
В таком случае речевая компетентность педагога будет проявляться в том, что педагог в ходе профессиональной деятельности умело управляет коммуникативной ситуацией в плане ее позитивного развития. А это, в свою очередь, предполагает обеспечение эмоционального комфорта для всех участников коммуникации и – главное! – достижение целей образования.



Стили педагогического общения

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса.
Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
1) конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т.е. стиль общения;
2) конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия.
Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и, соответственно, коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися. Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
1) общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
2) система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
3) ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия. В стиле общения находят выражение:
особенности коммуникативных возможностей учителя;
сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
творческая индивидуальность педагога;
особенности ученического коллектива.
Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Характеристику типичных стилей общения дал психолог А.А.Кан-Калик:
1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого стиля единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но – в большей степени – его отношения к педагогической деятельности в целом.

2) Общение на основе дружеского расположения.
Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместно-воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом – стили общения, тесно связанные между собой. Увлеченность общим делом – источник дружественности, и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.
Подчеркивая плодотворность дружественного стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога.

3) Общение – дистанция.
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся.
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль, в известной мере, как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. В системе школьного обучения стиль общения влияет не только на отношение учащихся к предмету, но и на общее настроение детей, атмосферу их эмоционального благополучия в деятельности.

Стили педагогического общения находят свое выражение в типах педагогического руководства деятельностью воспитанников: авторитарном, демократическом, либеральном. При авторитарном стиле общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. При демократическом типе руководства общение и деятельность предполагают творческое сотрудничество. При либеральном типе руководства имеет место попустительство, отсутствует система в организации деятельности учащихся и необходимого контроля. Заметим, что в деятельности учителя, которому присущ демократический тип руководства, могут присутствовать и элементы авторитарного стиля: например, при организации сложной деятельности, требующей строгого порядка и дисциплины. Некоторые элементы либерального стиля допустимы при организации творческой деятельности.
Таким образом, выбор стиля педагогического руководства определяется гибкостью, вариативностью техники педагогического общения, зависит от конкретных условий, особенностей воспитанников и их деятельности.
Знание научных основ общения является базисом искусства общения, определяющим профессиональные успехи, и обусловлено развитием у учителя комплекса умений: умения управлять своим поведением, чувствами; умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека; умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с учащимися.



Педагогическая речь

Одним из важнейших компонентов коммуникативной культуры учителя является сформированная педагогическая речь, которая включает все аспекты речевого общения. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Именно они влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.
Профессиональная речь и речь повседневная качественно отличаются друг от друга. Например, в жизни, в быту человек может говорить взволнованно, горячо, но неясно. Это не страшно, так как у его слушателей есть возможность переспросить, уточнить, что он хотел сказать. В условиях профессиональной деятельности такая возможность представляется далеко не всегда.
Сущность педагогической речи заключается в тех функциях, которые она выполняет. Охарактеризуем наиболее важные функции речи учителя:
Информационная – сообщение необходимой информации, новых сведений в процессе совместной деятельности, обеспечение полноценной презентации – учитель посредством речи способствует не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений.
Обеспечение эффективности учебной деятельности – речь обеспечивает эффективное слушание учащихся на уроке.
Воздейственная (убеждающая, воодушевляющая, призывающая) – воздействие на рациональную, эмоциональную и волевую сферы учащихся, научная пропаганда, агитация, переубеждение в чем-либо, побуждение людей к активным действиям.
Коммуникативная – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Речь обеспечивает сотрудничество, взаимодействие учителя и учащихся, исполняет роль регулятора этих отношений.
Координирующая (планирующая) – организация и координация предметной (в данном случае – учебной) деятельности.
Развлекающая – развлечение людей, поддержание внимания, интереса слушателей.
Экспрессивная – отношение человека к содержанию речи и к тому, к кому эта речь обращена. При этом учитель должен передавать учащимся только позитивную экспрессию, объективно относиться ко всем учащимся.
Обобщающая (эпистемическая) – каждое слово содержит в себе обобщение, способствует обобщенному отражению действительности, а также сбору и хранению того знания, которое накапливается людьми в процессе сознательной деятельности. Благодаря речи осуществляется связь времен. В процессе обучения и воспитания детей учитель осуществляет эту связь.

В зависимости от используемых средств выделяют два вида речевого поведения учителя: вербальное и невербальное.
Вербальное поведение выполняет информационную и коммуникативную функцию, то есть посредством вербальных и акустических средств учитель передает информацию и обменивается ею с учащимися. Качество и эффективность использования вербальных средств характеризуется коммуникативными качествами речи (правильностью, точностью, чистотой, выразительностью, доступностью, богатством, логичностью). Показателем эффективного использования учителем акустических средств является сформированная техника речи, которая включает сформированные качества голоса, дикцию.
Невербальное поведение выполняет осведомительную и регулятивную функции в процессе общения. Если словесный канал используется для передачи информации, то невербальный – для «обсуждения» межличностных отношений. К невербальным средствам относят кинетические (движения тела – жесты, мимика, пантомима) и проксемические средства (пространственная организация общения).



Педагогическая речь учителя физической культуры

Поскольку я являюсь учителем физической культуры, для меня наиболее интересно заострить внимание на особенности профессиональной речи именно преподавателя этого предмета. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности ученика, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта.
Речь учителя физической культуры должна быть образной и понятной учащимся. Знание терминологии, ее понимание и использование учащимися помогают им быстрее овладеть учебным материалом; объяснение учителя для них становится ясным, простым и доступным. Педагогическое мастерство – не врожденное качество, оно приобретается в процессе труда. В ходе общения учителя с учащимися на уроках физической культуры, при проведении других спортивно-массовых мероприятий у учителя складывается два эмоциональных полюса общения. Он должен постоянно помнить, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда удается организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях.

В речи учителя физической культуры выделенные выше особенности педагогической речи приобретают некоторую специфику, связанную с его деятельностью в рамках учебно-тренировочного занятия (Э.А.Здановская, М.Р.Савова):
Связь с речедвигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности и выразительности речи.
Побуждение к действию. При этом действенность слов тренера зависит от многих факторов: от глубины знаний в области теории физического воспитания, педагогики, от его начитанности, интеллектуальности, высокой культуры речи и общей культуры.
Лаконичность речи учителя на уроке физической культуры связана с дефицитом времени, которое отводится на объяснение, т.к. большую часть времени на уроке занимает двигательная деятельность. Речь учителя должна быть лаконичной и чёткой. Данные качества достигаются умелым использованием гимнастической терминологии в процессе проведения учебно-тренировочного занятия. Например, команда «Равняйсь!», которая состоит из одного слова, обозначает, что дети, стоящие в строю, должны выпрямиться, расставить плечи, опустить руки «по швам», пятки поставить вместе, носки развести, повернуть голову в сторону направляющего, выровняться по носкам на одной линии. При этом команды должны быть однозначными, т.е. обозначать какое-нибудь одно действие.
Важность наличия четкости в речи учителя физической культуры обусловлена и акустическими особенностями помещений, в которых проводятся учебно-тренировочные занятия (спортивный зал, бассейн, спортивная площадка).
Доступность речи учителя прежде всего проявляется в использовании терминов, команд, которые понятны и легко воспринимаются учащимися той или иной возрастной группы.
Активное использование невербальных средств обусловлено тесной связью речи учителя физической культуры с двигательной деятельностью. Лаконичность речи при объяснении выполнения двигательных действий, упражнений требует дополнять речь жестами. Они используются и при проведении подвижных и спортивных игр. Невербальными средствами являются и особенности голоса, владение которыми учителю физической культуры необходимо для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона.

Таким образом, специфика речи учителя физической культуры связана прежде всего с особенностями гимнастической терминологии и правилами её использования. Более существенные отличия речи учителя физической культуры связаны с его речевым поведением, которое подразумевает эффективную реализацию вербальных средств речи при помощи умелого использования акустических (качеств голоса), кинетических и проксемических (мимики, жестов, организации пространства общения) средств речи.



Заключение
Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. А знания, в свою очередь, порождают умения. Существует 2 группы умений, которыми должен обладать педагог-
мастер: первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением, вторая группа - с умением воздействовать на личность и коллектив. Соответственно, лекторское мастерство и коммуникативная компетентность являются основами профессионального мастерства педагога.
Успешное занятие закладывает основу взаимоотношений между преподавателем и учащимися, а также формирует познавательный интерес.
Понятие “коммуникативной компетентности” напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя, и в некоторой степени является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме.
Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В работе преподавателя общение выступает не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма, и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания учащихся. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне после выявления особенностей своего психофизического аппарата как компонента творческой индивидуальности. Нужно постоянно обращать внимание на соответствие (или несоответствие) своих коммуникативных и образовательных процессов индивидуально-типологическим особенностям учеников. Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, стили общения отдельных учащихся, наблюдать за их действиями, фиксировать данные наблюдения. Это поможет осуществлять индивидуальный подход к различным детям. Общаясь – воспитываем, воспитывая – общаемся.
И в заключение хочется привести слова известного английского поэта Уильяма Блейка: «Орел никогда не терял понапрасну так много времени, как тогда, когда согласился учиться у вороны».
Литература

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

2. Келле В.Ж. Культура и свобода. Культура как предметное бытие свободы // Философский журнал. № 1. М.: ИФ РАН, 2008.

3. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. университет. М. : Academia, 2007. 256 с.

4. Кузнецова В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика // Современные проблемы науки и образования. – 2009. - № 6. – С. 58 – 60.

5. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. ЛГУ, 1967. («Педагогика и психология», № 12).

6. Мысли, идеи, принципы А.С.Макаренко в современном образовании. Сборник докладов республиканских Макаренковских педагогических чтений (Абакан, 21 декабря 2007 года) / Ред.- составитель В.В. Лушников. – Абакан: редакционно-издательский отдел ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «РОСА», 2007. – 140 с.

7. Юнг К.Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное. – М.: ПРИОР, 1999. – 228 с.

8. Янушевский В.Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практико-ориентированная монография // В.Н.Янушевский. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80 с.

7. Ясвин В.А. Педагогические грабли: ударная тройка в общении с родителями, или основа о коммуникативной компетентности учителя. – М.: Просвещение, 2005 г. – 128 с.








13PAGE \* MERGEFORMAT141615




Default Paragraph Font Table Normal
No List Header Char Footer CharList Paragraph Plain Text