Комплект оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по дисциплине «Биология»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»











Комплект оценочных средств

для оценки итоговых образовательных результатов
по дисциплине «Биология»
по специальности 12.02.07 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники





















Сызрань, 2015 Г.
Разработчик:
Захарова И.П.., преподаватель ГБПОУ «СМГК»


Протокол ЦМК общеобразовательных дисциплин № 1 от 30.08.2015 г.
рассмотрения и утверждения комплекта оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по дисциплине «Биология».






















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов по учебной дисциплине «Биология» по специальности 12.02.07 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники.
Нормативными основаниями проведения оценочной процедуры по учебной дисциплине «Биология» являются следующие нормативные документы:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 №273-ФЗ;
ППССЗ по специальности 12.02.07 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники.
Учебный план по специальности 12.02.07 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники.
Рабочая программа дисциплины «Биология»;
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, утвержденное Методическим советом ГБОУ СПО «СМГК».
Инструментарий оценки, входящий в данный комплект оценочных средств.
Зачет проводится в один этап с использованием тестовых заданий.
Для положительного заключения по результатам оценочной процедуры установлен показатель, при котором принимается решение «зачтено»: от 70% до 100% от максимального количества баллов.


2. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Оцениваемые умения:
1.Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
2.Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
3.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
4.Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
5.Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
6.Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
7.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
2.2. Оцениваемые знания:
1.Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
2.Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
3.Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.


2.3. Итоговые образовательные результаты по дисциплине, предъявляемые к оценке, показатели оценки

2.3. Итоговые образовательные результаты по дисциплине, предъявляемые к оценке, показатели оценки

Предмет (ы)
Объект (ы) оценивания
Показатели оценки
Критерии оценки показателей
Инструмент оценки

У1. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;






Оценка умения объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

Применяет теоретические знания для объяснения роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
1. Правильно объясняет роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;.
2. Понимает и применяет терминологию.

билеты для дифференцированного зачета

У2.Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Оценка умения решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
1Решает элементарные биологические задачи; 2.Составляет элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
3. Описывает особенности видов по морфологическому критерию;
1.Правильно решает элементарные биологические задачи;
2.Правильно составляет элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
3. Описывает особенности видов по морфологическому критерию;
билеты для дифференцированного зачета

У3.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;


Оценка умения выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
Выявляет приспособленность организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

1.Правильно выявляет приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
2.Понимает и применяет терминологию.

билеты для дифференцированного зачета

У4.Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;


Оценка умения сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
Умеет сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
1.Правильно сравнивает биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
2. Понимает и применяет терминологию.
билеты для дифференцированного зачета

У5.Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;


Оценка умения анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Умеет анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

1. Правильно анализирует и оценивает различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
2. Понимает и применяет терминологию.
билеты для дифференцированного зачета

У6. Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;


Оценка умения изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Умеет изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

1. Умеет изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
2. Понимает и применяет терминологию.
билеты для дифференцированного зачета

У7.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных
изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Оценка умения Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
Находит информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных
изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
1. Умеет находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных
изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
2. Понимает и применяет терминологию
билеты для дифференцированного зачета

З1.Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;








Оценка знания основных положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
1.Называет основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

1.Правильно объясняет основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
2. Понимает и применяет терминологию.

билеты для дифференцированного зачета

З2.Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;


Оценка знаний об строении и функционировании биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; Этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы
1.Знает о строении и функционировании биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; Этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы
1. Правильно определяет компоненты строения и функционирования биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; Этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы
2. Понимает и применяет терминологию.
билеты для дифференцированного зачета

З3.Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.


Оценка знания о сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику
1. Знает о сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику
1. Правильно характеризует сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику
2. Понимает и применяет терминологию.
билеты для дифференцированного зачета


3. ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ

3.1 Спецификация тестовых заданий

№ п/п
Требования к результатам освоения дисциплины
Номер варианта



1
2



Номер вопросов

1.
У1. 1.Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

12,17
13,14

2.
У2. Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

25,2,22
20, 24,12

3.
У3. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

4
4

4.
У4. Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

2,4,7
6,8,9,

5.
У5. Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
8
3

6.
У6. Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

12
25

7.
У7. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

5,13
7,18

8
З1. Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

9,19,20,21
15, 21,22,23

9
З2. Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

1,3,6
1,11, 19

10
З3. Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику.

10,14,18,22.23
2, 5,6,10, 16, 17

Инструмент оценки освоения умений и знаний включает тестовые задания в двух вариантах.

3.2 Выполнение тестового задания

Вариант № 1
Выберите и укажите ответ, который является единственно верным вариантом.
К простым углеводам относятся:
А. вода; Б. гликоген; В. глюкоза;
Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
А. лисица ( дождевой червь ( ёж ( листовой опад
Б. листовой опад ( дождевой червь ( ёж ( лисица
В. ёж ( дождевой червь ( листовой опад ( лисица
Мономерами белковых молекул могут быть:
А. глицерин; Б. аминокислоты; В. глюкоза и фруктоза
Назовите явление (процедуру), благодаря которому Г. Д. Карпеченко получил плодовитые гибриды редьки и капусты.
А. мутации нескольких генов; Б. полиплоидия; В. мутации нескольких хромосом;
Кто из ученых объяснил происхождение видов следующим образом: новые виды происходят из исходных форм путем дивергентного развития в разных условиях?
А. Аристотель; Б. Ч. Дарвин В. Ж. Б. Ламарк;
Благодаря внутрицепочным водородным связям молекула т-РНК приобретает структуру, называемую:
А. клеверным листом; Б. хвощевидным стеблем; В. кленовым листом;
Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями, называется:
А. естественным отбором; Б. борьбой за существование;
В. искусственным отбором;
К обезьянолюдям относят:
А. кроманьонца;    Б. австралопитека; В. питекантропа; 
Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?
А. экосистемный Б.биосферный В.популяционно-видовой
Закон зародышевого сходства сформулировал:
А. А. Н. Северцов; Б. К. Бэр. В. И. И. Шмальгаузен
Какой тип питания характерен для растений:
А. автотрофный; Б. гетеротрофный; В. автогетеротрофный;
Какую роль играют растения семейства бобовых в природе?
А. служат продуктом питания для человека Б. обогащают почву азотными солями В. являются полноценным кормом для скота
Какой набор хромосом содержат сперматозоиды:
А. триплоидный; Б. полиплоидный; В. гаплоидный.
Процесс переписывания информации с ДНК на иРНК называется:
А. биосинтезом; Б. транскрипцией; В. редупликацией;
Биосинтез белка происходит:
А. в комплексе Гольджи; Б. В цистернах эндоплазматической сети; В. на рибосомах;
Элементарной структурой вида называется та наименьшая и достаточная структура, внутри которой в течение длительного времени сохраняются характерные для вида признаки. Назовите эту структуру.
А. особь; Б. популяция; Г. вид.
Пластиды автотрофов, не имеющие хлорофилла:
А. хлоропласты; Б. лейкопласты; В. хромопласты;
В митотическом цикле удвоение количества ДНК происходит:
А. в профазе; Б. в телофазе; В. в интерфазе.
Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?
А.гибридологическим Б.цитогенетическим В.близнецовым
Стадия однослойного полого пузырька при развитии зародыша называется:
А. зародышевым листком; Б. бластулой; В. мезодермой;
Стадия двухслойного зародыша называется:
А. дроблением; Б. органогенез; В. гаструлой;
Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы – одно из положений
А.теории эволюции Б. учения об онтогенезе В. клеточной теории
Индивидуальное развитие организма, начинающееся с оплодотворения и образования зиготы и заканчивающееся смертью, называется:
А. эмбриональным периодом; Б. постэмбриональным периодом; В.онтогенезом;
Назовите вид борьбы за существование, которая является наиболее напряженной.
А. внутривидовая; Б. межвидовая;
В. между организмами и факторами неживой природы.
При непрямом развитии животное:
А. не проходит ряда превращений;
Б. проходит ряд превращений;
В. по строению сильно отличается от родительского организма;
Вариант 2
Задание. Выберите и укажите ответ, который является единственно верным вариантом.
Благодаря внутрицепочечным водородным связям молекула т-РНК приобретает структуру, называемую:
А. клеверным листом; Б. хвощевидным стеблем; В. кленовым листом;
Воздействие канцерогенов на организм человека способствует
А. повышению иммунитета Б. ослаблению иммунитета В. появлению вредных мутаций
К обезьянолюдям относят:
А. кроманьонца;    Б. австралопитека; В. питекантропа; 
Назовите явление (процедуру), благодаря которому Г. Д. Карпеченко получил плодовитые гибриды редьки и капусты.
А. мутации нескольких генов; Б. полиплоидия; В. мутации нескольких хромосом;
Процесс переписывания информации с ДНК на иРНК называется:
А. биосинтезом; Б. транскрипцией; В.трансляцией.
Назовите вид борьбы за существование, которая является наиболее напряженной.
А. внутривидовая; Б. межвидовая;
В. между организмами и факторами неживой природы.
Кто из ученых объяснил происхождение видов следующим образом: новые виды происходят из исходных форм путем дивергентного развития в разных условиях?
А. Аристотель; Б. Ч. Дарвин В. Ж. Б. Ламарк;
Процесс нарушения структуры белка называется:
А. трансформацией; Б. денатурацией; В. ренатурацией;
Какой набор хромосом содержат яйцеклетки:
А. триплоидный; Б. полиплоидный; В. гаплоидный.
Трансляция при биосинтезе белка в клетке осуществляется:
А. в ядре; Б. на рибосомах; В. в цитоплазме.
Элементарной структурой вида называется та наименьшая и достаточная структура, внутри которой в течение длительного времени сохраняются характерные для вида признаки. Назовите эту структуру.
А. особь; Б. популяция; Г. вид.
Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
А. лисица ( дождевой червь ( ёж ( листовой опад
Б. листовой опад ( дождевой червь ( ёж ( лисица
В. ёж ( дождевой червь ( листовой опад ( лисица
Пластиды автотрофов, не имеющие хлорофилла:
А. хлоропласты; Б. лейкопласты; В. хромопласты; .
Молекула АТФ выполняет функцию:
А. энергетическую; Б. запасающую; В. транспортную;
Закон зародышевого сходства сформулировал:
А. А. Н. Северцов; Б. К. Бэр. В. И. И. Шмальгаузен
Перекрест гомологичных хромосом и обмен соответствующими участками между их хроматидами – это:
А. кроссинговер; Б.конъюгация; В. деспирализация;.
Теорию стабилизирующего отбора разработал
А. В.Н.Сукачев; Б. А.Н. Северцов В. И.И.Шмальгаузен
Какой тип питания характерен для растений:
А. автотрофный; Б. автогетеротрофный; В. гетеротрофный;
Плазматическая мембрана клетки:
А. обладает избирательной проницаемостью;
Б. полностью проницаема для различных веществ;
В. состоит из клетчатки.
При непрямом развитии животное:
А. не проходит ряда превращений;
Б. проходит ряд превращений;
В. отличается от родительского организма только размерами.
Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность всех экосистем земного шара в их взаимосвязи?
А. экосистемный Б.биосферный В.популяционно-видовой
Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы – одно из положений
А.теории эволюции Б. учения об онтогенезе В. клеточной теории
Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?
А.гибридологическим Б.цитогенетическим В.близнецовым
От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона
А. сцепленного наследования Б.расщепления
В. независимого наследования
Какую роль играют растения семейства бобовых в природе?
А. служат продуктом питания для человека
Б. обогащают почву азотными солями
В. являются полноценным кормом для скота

Эталоны ответов
Вариант 1

Вариант 2


1

1


2

2


3

3


4

4


5

5


6

6


7

7


8

8


9

9


10

10


11

11


12

12


13

13


14

14


15

15


16

16


17

17


18

18


19

19


20

20


21

21


22

22


23

23


24

24


25

25




4.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ
УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

При выполнении тестовых заданий за каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Оценка работы по пятибалльной шкале определяется на основе суммарного числа баллов, полученных за выполнение заданий:
      «5»  -  23-25 баллов
      «4»  -  20-22 балла
      «3»  -  17 - 19 баллов
«2»  -  16 баллов и менее.
  Результаты оценочной процедуры заносятся в сводную ведомость освоения умений и знаний по дисциплине.

5.СВОДНАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

пп
ФИО
обучающегося
Результаты выполнения тестового задания
Итоги освоения З 1, 2, 3, У. 1,2,3,4,5,6,7




25




Фактическое количество
набранных баллов

% выполнения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12





13





14





15





16





17





18





19





20





21





22





23





24





25







Преподаватель

Дата проведения: «____» ____________20__г.
Приложение

Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету
Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету
Расскажите о модификационной изменчивости.
Расскажите, как протекала эволюция живых организмов в протерозойскую эру.
Расскажите, какие условия способствовали выходу растений на сушу. Какие приспособления возникают у растений в связи с выходом на сушу?
Опишите основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Охарактеризуйте эволюцию животных в палеозойскую эру.
Расскажите, какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода их на сушу?
Охарактеризуйте искусственный мутагенез. Какие вы знаете мутагенные факторы?
Охарактеризуйте эволюцию животных в мезозойскую эру.
Расскажите о истории развития эволюционных идей. Аристотель. Креационизм.
Расскажите о значении и сущности работ К. Линнея в развитии эволюционных идей в биологии.
Расскажите, каковы характерные признаки органического мира кайнозойской эры.
Расскажите о теоретических основах селекции.
Расскажите о значении и сущности работ Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.
Опишите историю создания эволюционного учения Ч. Дарвина.
Охарактеризуйте систематическое положение современного человека.
Расскажите о формах искусственного отбора.
Расскажите о формах борьбы за существование.
Расскажите, какие представители древнейших людей вам известны. Охарактеризуйте их строение, особенности жизни.
Расскажите о движущей форме естественного отбора.
Расскажите о стабилизирующей форме естественного отбора.
Расскажите, какие представители ископаемых людей современного типа вам известны. Охарактеризуйте их строение, особенности жизни.
Объясните роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Расскажите о концепции вида, его критериях.
Расскажите, какие расы выделяют внутри вида Человек разумный?
Опишите популяцию как структурную единицу вида и эволюции.
Расскажите о современных представлениях о микроэволюции. Эволюционная роль мутаций.
Охарактеризуйте границы распространения живых организмов в биосфере.
Расскажите о причинах и последствиях изменения частоты генов в популяциях.
Объясните, в чем сущность относительности любого приспособления к условиям обитания.
Охарактеризуйте круговорот азота в биосфере.
Дайте характеристику биологическому прогрессу.
Дайте характеристику биологическому регрессу.
Охарактеризуйте круговорот фосфора в биосфере.
Охарактеризуйте арогенез как путь достижения биологического прогресса.
Охарактеризуйте аллогенез как путь достижения биологического прогресса.
Расскажите, какие существуют приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.
Охарактеризуйте катагенез как путь достижения биологического прогресса.
Расскажите о дивергенции как форме эволюции групп живых организмов.
Расскажите о влиянии ионизирующего излучения на живые организмы.
Расскажите о конвергенции как форме эволюции групп живых организмов.
Расскажите о параллелизме как форме эволюции групп живых организмов.
Какие признаки вы можете предложить для характеристики биогеоценоза?
Расскажите о гипотезах происхождения жизни на Земле.
Расскажите основные положения гипотезы А.И.Опарина.
Объясните, что такое экологическая пирамида и каковы направления естественного отбора на каждой ее ступени.
В чем заключается гипотеза абиогенного синтеза органических веществ на древней Земле?
Опишите эволюцию прокариот в архейскую эру.
Перечислите важнейшие компоненты экосистемы и раскройте роль каждого из них.
Расскажите гипотезу симбиотического происхождения эукариотической клетки.
Расскажите об уровнях организации живой материи.
Расскажите о жизненном цикле клетки. Митоз.
Расскажите о критериях живых систем.
Расскажите о химических элементах входящих в состав живых организмов.
Дайте характеристику половому размножению организмов.
Расскажите о функциях и особенностях строения воды и минеральных веществ в жизнедеятельности живых организмов.
Расскажите об особенностях строения молекул белка.
Дайте характеристику бесполому размножению организмов.
Расскажите о структуре белков. Свойства белка – ренатурация и денатурация.
Дайте характеристику функций белков.
Расскажите, как протекает период созревания половых клеток.
Расскажите о строении и функциях углеводов.
Расскажите о строении и функциях жиров.
Дайте характеристику дробления – этапа эмбрионального развития организмов.
Расскажите историю открытия, строение и функции ДНК.
Расскажите историю открытия, строение и функции РНК.
Дайте характеристику органогенеза – этапа эмбрионального развития организмов.
Расскажите о видах РНК, их строении и функциях.
Расскажите о генетическом коде.
Охарактеризуйте прямое послезародышевое развитие.
Перечислите основные положения клеточной теории, укажите ее значение.
Дайте характеристику пластического обмена на примере биосинтеза белка.
Расскажите историю создания и формулировку биогенетического закона. Роль А.Н. Северцова в развитии биогенетического закона.
Охарактеризуйте пластический обмен у растений. Фотосинтез.
Расскажите об обмене веществ и превращении энергии в клетке.
Дайте характеристику основных понятий генетики.
Дайте характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов.
Расскажите о строении и жизнедеятельности растительной клетки.
Дайте характеристику 1 закона Менделя.
Охарактеризуйте строение и функционирование вирусов. Вирусы как возбудители опасных заболеваний
Охарактеризуйте обмен веществ в клетках растений и животных, его значение, роль митохондрий в нем.
Дайте характеристику 3 закона Менделя.
Охарактеризуйте строение и функционирование прокариот. Прокариоты как возбудители опасных заболеваний.
Расскажите о цитоплазме и клеточной мембране эукариотической клетки.
Расскажите что такое наследственность? Что такое гены?
Расскажите о строении и функции эндоплазматической сети и рибосом эукариотической клетки.
Расскажите о строении и функции комплекса Гольджи и митохондрий эукариотической клетки.
Расскажите историю создания и сущность закона сцепленного наследования генов Т. Моргана.
Расскажите о строении и функции лизосом и клеточного центра эукариотической клетки.
Расскажите о строении и функции пластид растений.
Расскажите, какой пол называют гомогаметным и какой гетерогаметным, приведите примеры.
Расскажите о строении и функции хромосом, особенностях хромосомного набора. Что такое кариотип?
Расскажите о строении и функции ядра.
Объясните, почему проявляются в виде признака рецессивные гены, локализованные в Х-хромосоме человека.
Приведите примеры доминантных и рецессивных признаков у человека.
Расскажите о строении и функции ядрышка.
Расскажите о взаимодействии неаллельных генов.
Расскажите о сходстве и отличиях клеток растений и животных.
Расскажите о редупликации ДНК
Расскажите историю создания и формулировку закона зародышевого сходства.















13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15


13PAGE 14315














13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 715