Статья. Совершенствование контроля и оценки достижений по математике в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения


ГБОУ СОШ 653
Калининского района
Санкт – Петербурга имени Рабиндраната Тагора
Учитель математики Аракчеева Р.И.
Совершенствование контроля и оценки достижений учащихся по математике в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.Контроль и оценка являются важнейшим компонентом учебной деятельности: они помогают освоить изучение математики, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, постепенно овладевать приемами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки.
Оценка учения школьника определяет отношение детей друг к другу, отношение ребенка к учителям и родителям, создает ту атмосферу комфорта или дискомфорта, в конце концов определяет положительное и отрицательное отношение учащегося и к школе, и к учебе.
Контроль способствует и лучшей организации учебного процесса: на основе полученных с помощью контроля сведений учитель сможет своевременно внести изменения в содержание и методы работы, дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Мною была разработана комплексная методика годовой аттестации учащихся. Индивидуализацию своего процесса обучения я осуществляю с помощью зачетных листов успеха, тетрадей для итоговой аттестации по математике и папки личных достижений каждого учащегося.
Зачетный лист успеха.
В течение года их может быть четыре (в 5-9 классах один раз в четверть) или два (в 10-11 классах – один раз в полугодие). Заполняется учителем и по итогам подписывается родителями.
Зачетный листок строится на на двух компонентах:
информационном
Учащемуся сообщается структура его учебного маршрута по предмету за год. Представлены темы, которые будут изучаться в каждой четверти (полугодии). Указаны виды работ (теория, практика, творческая работа, тренировочные и диагностические работы в формате ОГЭ и ЕГЭ, проектно – исследовательские работы и др.). Отмечена форма оценки (отметка, зачет).
аналитическом
Дается разноуровневая оценка успеха (базовый уровень, повышенный уровень). На основе анализа составляется план для проведения дополнительной аттестации по пропущенным темам, а также появляется возможность пересдачи той или иной работы, в рамках улучшения своего уровня достижений.
Тетрадь для аттестации (тетрадь с опорными конспектами).
Одна на весь учебный год. Заполняется учеником.
Тетрадь для аттестации строится также на двух компонентах:
информационном
Вклеивается листок с перечнем теоретических вопросов, вынесенных на итоговую аттестацию в форме зачета (разноуровневого письменного – вставь пропущенные слова, в виде собеседования устно).
справочном
В течение года записываются краткие ответы, алгоритмы, обобщенные методы решений по каждому вопросу в виде теории, таблиц с формулами, различных схем, алгоритмов и т.п.
Папка личных достижений (портфолио).
Папка формируются из документов, подтверждающих участия в конкурсах, олимпиадах, предметной неделе, в проектной деятельности.
Так и только так при осуществлении последовательности факт – анализ – рекомендация, аттестационная деятельность становится комплексной. Аттестационный процесс выстраивается не как «ситуация контроля», а как «процесс сопровождения», так как результаты учебной деятельности на каждом этапе становятся достижениями, если осознаются личностью как положительный, значимый для нее результат.