Рабочая программа по дисциплине Обществознание (включая экономику и право) для специальностей СПО


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_____________Агафонова Т.И.
«______»_____________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.05 ИСТОРИЯ
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 2008 г. для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения
Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»
Разработчик: Жеребятьева Е.Н. преподаватель ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса», г. Воронежа
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО на заседании цикловой комиссии общеобразовательных, гуманитарных, социальных, математических и экономических дисциплин.
Протокол №_____ от __________/_____________/ Черткова Е.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
17
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.08 Технология машиностроения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 162
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 108
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия -
контрольные работы -
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 54
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной, специальной и гуманитарной литературы, материалов СМИ, анализ ситуаций. 12
Самостоятельная работа по созданию презентаций 16
Подготовка с семинарам и дискуссиям, работа с документами10
Самостоятельная работа над реферативными сообщениями и докладами 16
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
2 1
Раздел 1.
НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ. Содержание учебного материала 16 Тема 1.1.
Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Содержание учебного материала 10 1 Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
2
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение рефератов, докладов, презентаций, работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими).
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Взаимоотношения личности и общества.
Отклоняющееся поведение личности.
Теория личности З.Фрейда.
Проблема раннего взросления современных подростков. 5 Тема 1.2.
Общество как сложная система. Содержание учебного материала 6 1 Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. 2
Самостоятельная работа обучающихсяСистематическая проработка конспектов занятий, учебной и гуманитарной литературы по вопросам к разделу, подготовка презентаций.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Истоки, тенденции и перспективы глобализации.
Критерии социального прогресса.
Теория культурно-исторических типов.
Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.
Неиндустриальные цивилизации или традиционные общества.
Типология обществ. 3 Раздел 2.
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. 14 Тема 2.1.
Духовная культура личности и общества.
Содержание учебного материала 4 1 Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка конспектов занятий, учебной и гуманитарной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка докладов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Субкультура различных социальных групп.
Корпоративная культура.
Типы и взаимодействия культур.
Социальные функции культуры.
Молодежная субкультура. 2 Тема 2.2.
Наука и образование в современном мире.
Содержание учебного материала 4 1 Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. 2
Самостоятельная работа обучающихсяЗаполнение таблиц. Подготовка к семинарским и дискуссионным занятиям по теме. Создание рефератов, презентаций, проектов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Современная система образования.
Образование и реформы. 2 Тема 2.3.
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Содержание учебного материала 6 1 Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
2
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка конспектов занятий, учебной и гуманитарной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем к теме), работа с источниками социальной информации, составление рефератов, проектов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Особенности церкви как социального института.
Социокультурные предпосылки возникновения христианства.
Роль жреческого сословия в Древнем обществе.
Мировые религии.
Основные виды искусства, их характеристика. 3 Раздел 3.
ЭКОНОМИКА.
18 Тема 3.1.
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.
Содержание учебного материала 4 1 Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
2
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка к семинарским и дискуссионным занятиям по теме. Подготовка рефератов и презентаций. Работа с документами, анализ типичных социальных ситуаций, с актуальным социальным содержанием;
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Основные экономические системы, их анализ.
Формы и отношения собственности.
Основные расходы моей семьи. 2 Тема 3.2.
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Содержание учебного материала 8 1 Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.
Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации
Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет.
Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
2
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка к семинарским и дискуссионным занятиям по теме. Подготовка рефератов и презентаций. Работа с документами, изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Рыночная экономика, ее характеристика.
Рынок в современной России.
Государственный бюджет современной России.
Россия в условиях рыночных отношений.
Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. 4 Тема 3.3.
ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.
Содержание учебного материала 6 1 Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

2
Самостоятельная работа обучающихсяПроработка конспектов занятий, учебной и гуманитарной литературы к теме Заполнение таблиц, изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Роль профсоюзной организации в современной России.
Причины безработицы и ее последствия.
Роль центрального банка России.
Причины и последствия инфляции. 3 Тема 3.4.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.
Содержание учебного материала 2 1 Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации.
Россия в мировой экономике.
Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
2
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение рефератов, докладов, презентаций, работа с источниками социальной информации.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Мировой экономический кризис.
Глобальные экономические проблемы, пути их решения.
Роль России в мировой экономики. 1 Раздел 4.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
16
Тема 4.1.
Социальная роль и стратификация. Содержание учебного материала 4 1 Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
. 2
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка к дискуссионному занятию по теме, подготовка презентаций и рефератов, анализ типичных социальных ситуаций.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Марксистское учение о классах.
Социальная стратификация современного российского общества.
Проблемы миграции на территории Российской федерации.
Демографическая ситуация в современной России и городе Воронеже.
Средний класс современной России. 2 Тема 4.2.
Социальные нормы и конфликт.
. Содержание учебного материала 4 1 Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма.
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
2
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка к дискуссионному занятию по теме, подготовка презентаций и рефератов, изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Типология конфликтов.
Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
Конфликты в трудовых коллективах и пути их решения.
Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
Проблема наркомании и алкоголизма в России и мире. 2 Тема 4.3.
Важнейшие социальные общности и группы.
Содержание учебного материала 8 1 Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. 2
Самостоятельная работа обучающихсяИзложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни, выполнение рефератов, докладов, презентаций, работа с источниками социальной информации.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Демографическая ситуация в современной России.
Молодежная политика Российской Федерации.
Отношение к материнству и супружеству несовершеннолетних женщин.
Межнациональные и этнические конфликты, пути их решения.
Политика Российской федерации по отношению к семье. 4 Раздел 5.
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. 18 Тема 5.1.
Политика и власть. Государство в политической системе. Содержание учебного материала 8
1 Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Правовое государство, понятие и признаки. 2
Самостоятельная работа обучающихся
работа с источниками социальной информации, анализ типичных социальных ситуаций, выполнение рефератов, докладов, презентаций.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Типы политической власти.
Правовое государство и гражданское общество в современной России.
Политический режим и политическая оппозиция.
Высшие органы государственной власти
Становление новой государственности в России. 4 Тема 5.2.
Участники политического процесса. Содержание учебного материала 10 1 Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. 2
Самостоятельная работа обучающихсяИзложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни, выполнение рефератов, докладов, презентаций, работа с источниками социальной информации.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Особенности российской политической культуры.
Партийные системы и коалиции.
Сущность и природа политического лидерства.
Культ личности.
Понятие, виды и принципы демократии.
Выборы и избирательные системы.
Роль СМИ в политической жизни России. 5 Раздел 6.
ПРАВО. 23 Тема 6.1.
Правовое регулирование общественных отношений. Содержание учебного материала 6 1 Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
2
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка к дискуссионному занятию по теме, подготовка презентаций и рефератов, изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни, работа с документами.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Основные отрасли и институты права
Законы РФ: принятие и сила.
Действие нормативных правовых актов.
Юридическая ответственность.
Правовая культура человека. 3 Тема 6.2.
Основы конституционного права Российской Федерации.
Содержание учебного материала 6 1 Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
2
Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка к семинарским и дискуссионным занятиям по теме. Создание рефератов, презентаций, работа с источниками и материалами СМИ.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Особенности Конституции РФ.
Принцип разделения властей.
Судебная система РФ.
Экологические правонарушения в России.
Защита Отечества – обязанность гражданина РФ. 3 Тема 6.3
Отрасли российского права. Содержание учебного материала 9 1 Гражданское право и гражданские правоотношения.
Физические лица. Юридические лица.
Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права.
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Защита прав потребителей.
Семейное право и семейные правоотношения.
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.
2
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение рефератов, докладов, презентаций, работа с источниками социальной информации.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Причины преступлений.
Ответственность по уголовному праву.
Несовершеннолетние преступники – кто они?
Несовершеннолетние и УК РФ. 4 Тема 6.4
Международное право. Содержание учебного материала 2 1 Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
2
Самостоятельная работа обучающихсяВыполнение рефератов, докладов, работа с источниками социальной информации, изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни, проработка конспектов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Защита прав человека на международной арене. 2 Всего 162 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета социально-экономических дисциплин.
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- комплект плакатов и карт;
- компьютер, мультимедийное оборудование, программное обеспечение..3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Важенин А.Г. Обществознание. – М.,2010.
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. – М.. 2010.
Дополнительные источники:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, презентаций.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества).
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике.
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. оценка анализа устного ответа и сравнительного анализа,
оценка анализа выполнения работ по материалам дидактических и исторических источников,
оценка и наблюдение за составлением таблиц и схем различного характера,
оценка за выполнение реферата, конспекта,
оценка защиты реферата, доклада.
оценка за выполнение опережающих заданий,
оценка за выполнение терминологических диктантов,
оценка за выполнение письменных проверочных работ проблемного характера.
Знания: Биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений.
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
особенности социально-гуманитарного познания. оценка за выполнение индивидуальных заданий,
оценка за выполнение тестовых заданий различного типа наблюдение за ходом выполнения проектного задания,
оценка анализа устного ответа,
оценка защиты реферата, доклада,
оценка за выполнение письменных проверочных работ проблемного характера,
оценка за выполнение сравнительного анализа и терминологических диктантов,
оценка за индивидуальный опрос по проблемным вопросам.
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами.
совершенствования собственной познавательной деятельности.
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности.
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции.
предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. оценка анализа устного ответа и сравнительного анализа,
оценка за выполнение письменных проверочных работ проблемного характера,
оценка за индивидуальный опрос по проблемным вопросам.