Экономический турнир Азы рыночной экономики.


Экономический турнир" Азы рыночной экономики".
Цели: активизация познавательной деятельности по теме воспитание культуры экономических знаний.
Задачи: предоставить условия для состязательной деятельности; дать возможность продемонстрировать творческие и интеллектуальные способности; привлечь к участию как можно больше учащихся; помочь ребятам убедиться в наличии лидерских качеств; поощрить учащихся, способствовать повышению самооценки; дать практические советы.
Эпиграфы:
«Экономисты показали, что для существования человеческого общества абсолютно необходимы три условия, а именно: чтобы был труд; чтобы были накопления прежнего труда, или капитал; чтобы был обмен» (Дж. Ф. Брей, английский экономист).
«Богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто мало тратит» (пословица).
Ход мероприятия
(Выходят двое ведущих.Они продолжают начатый ранее спор.)
Ведущий. Я тебя уверяю: чтобы стать богатым человеком, надо не просто много зарабатывать, необходимо мало тратить.
Ведущая. Нет-нет, я совершенно с тобой не согласна. Ведь почему мы стараемся заработать как можно больше? Потому, что хотим как можно больше истратить. Все жизненные блага и удовольствия, весь наш жизненный комфорт - все это стоит денег. И я бы сказала, что человек благодаря положительным изменениям в нашей жизни все больше к этому привыкает.
Ведущий. Конечно, от комфорта в жизни трудно отказаться. Но, во-первых, всему должен быть разумный предел, во-вторых, блага и комфорт еще надо себе обеспечить, заработать. В-третьих, если просто неразумно тратить все то, что ты заработал, то это может плохо кончиться. Вот и получается, что, даже много заработав, тратить надо с умом, то есть экономно.
Ведущая. Казалось бы, ну что такое, эта экономика? Сухие цифры, расчеты... А ведь вот как мы увлеклись этой темой, даже не заметили, что все ребята уже в сборе. Они с нетерпением ожидают выхода наших команд.
Ведущий. Вот уж кто точно знает многое об экономике. Думаю, что с их помощью и мы во многом сможем лучше разобраться.
Ведущая.
Приглашаю тех, кто смело
За непростое взялся дело.
Ведущий.
Тех, о ком все говорят
В нашем школьном мире,
Ведущие (вместе).
Не так легко сражаться
В экономическом турнире!
Ведущая. Меньше слов, а больше дела!
Ведущий. Что ж, команды идут смело...
(Выход команд.)
Ведущая.
Идут смело защищать
Свои знания и честь.
Ведущий.
Знаю точно: у команд
Для этого девизы есть!
Девиз команды «Эконом-класс»:
Экономить научился?
Жить лучше наловчился?
Будь уверен, что к народной
Мудрости ты приобщился!
Девиз команды «Деловые люди:
Есть закон один для всех:
Деловитым, энергичным
Подчиняется успех!
Ведущий. Знаешь, когда я увидел ребят из команды «Эко- ном-класс» еще за сценой, то был, по крайней мере, удивлен.
Ведущая. Ты, конечно, имеешь в виду их костюмы. А вот я подумала, что в этом что-то есть. Возможно, что это мода будущего. Но послушаем, что скажут сами ребята.
(Защита костюмов.)
Команда «Эконом-класс»:
Мы с костюмами мудрили:
Экономили, кроили.
Что урезали, подшили.
В результате получили
Новый стиль (вошли в азарт)
Под названьем «авангард»!
(Костюмы ребята могут сшить из сэкономленного цветного лоскута.)
Команда «Деловые люди»:
Я в деловом костюме лично
Чувствую себя отлично.
В меру строг, в меру наряден,
Аккуратен и опрятен.
Очень много о себе
Говорить не будем.
Перед вами просто мы –
Деловые люди.
(Ребята выходят в костюмах делового стиля. Юноши: костюм, сорочка и галстук в тон, носки в тон костюма, но темнее, туфли черные. Можно иметь при себе папку. Девушки: одежда однотонная, пастельных тонов. Это может быть юбка с блузой и жилетом. Обувь элегантная, удобная, каблук не очень высокий. Украшения недорогие, но и не яркая дешевая бижутерия.)Ведущая:
Все чаще в нашей речи стали появляться новые, совершенно незнакомые слова. Включая телевизор, мы только и слышим: инфляция, девальвация, брокер и т.д. А понятны ли вам эти слова, знаете ли вы их значения? Например, что означает очень модное сейчас слово — «бизнес»? (Ответы детей)
Вот как расшифровывается это слово в большом энциклопедическом словаре: «Бизнес (в переводе с английского) — предпринимательская деятельность; дело, занятие, являющееся источником наживы, дохода.
Ведущий: А что такое экономика?
В переводе с греческого «экономика» (буквально) — искусство ведения домашнего хозяйства.
Сейчас, чтобы идти в ногу со временем, быть современным, образованным человеком, необходимо разбираться в экономике и, может быть, создать в дальнейшем свой бизнес. Поэтому сегодняшний экономический турнир мы посвящаем "Азам рыночной экономики».
Мы познакомимся с некоторыми экономическими терминами, попробуем составить месячный бюджет семьи, начнем постигать азы экономического образования. Запоминайте все новые слова, которые услышите на нашем турнире.
Итак, начинаем наш турнир.
1. “Разминка” состоит из двух этапов. Первый – “Азбука”, второй – “Конкуренция”. Изучение любой науки, в том числе и экономики, начинается с “азов”. Цель нашего конкурса – проверить, насколько освоены “азы” нашей сложной науки. Каждая команда в течение 2 минут должна вспомнить строчки из песен на русском или английском языке, в которых встречаются цифры и исполнить либо 1-2 строчки, либо припев. Проигрывает та из команд, которая знает таких песен меньше. Победитель получает 3 балла. Второй этап – “Конкуренция”. Один из главных законов рынка – конкуренция – двигатель прогресса. “Побеждает сильнейший” – таков девиз конкуренции. Следующее задание соответствует этому девизу. В течение 3-х минут команды-соперницы готовят по 3 вопроса друг другу, а после трехминутной подготовки встречаются на ринге. При подготовке вопроса нужно помнить, что вопрос, не относящийся к теме, не будет засчитан, а команда-соперница получит 1 дополнительный балл. На обсуждение ответа отводится по 30 секунд. Максимальная оценка за правильный ответ – 2 балла.
Пока идет подготовка к заданию, мы проведём игру со зрителями. Зрители разбиваются на 2 команды и каждая из команд зарабатывает баллы для той команды, за которую “болеет”. Стоимость вопроса – 1 балл.
Вопросы, задаваемые зрителям.
1. Как называется вид деятельности, приносящий доход? (Бизнес)2. Как называется специалист по управлению производством? (Менеджер)3. Как называется борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение прибыли? (Конкуренция)4. Как называется страна золотых и драгоценных камней, которую разыскивали в Америке первые испанские завоеватели? (Эльдорадо)
После подведения итогов второго этапа “Разминки” переходим к следующему конкурсу.
2.Тестирование. Для грамотного ведения бизнеса необходим правильный отбор персонала, который происходит с помощью специальных тестов. В нашем соревновании за право быть лучшим тестирование также неизбежно. Каждой команде предлагаются тесты. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Тесты, предлагаемые обеим командам.
Выберите наиболее точное определение.
1. Экономика – это:
а) общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества, совершаемый при ограниченных ресурсах;б) наука о потребителях и фирмах;в) наука о хозяйстве как целом.
Правильный ответ – а).
2. Собственность – это…
а) право владеть, пользоваться, распоряжаться определенным имуществом;б) отношения между людьми по поводу принадлежности материальных благ.
Правильный ответ – б).
3. Подчеркните правильный ответ.
а) конкуренция есть важнейший элемент (рыночной, командной, традиционной) экономики;б) централизованное планирование есть важнейший элемент (рыночной, командной, традиционной) экономики.
4. Кто такой инвестор?
а) гражданин, производящий товары;б) вкладчик денежных средств в какое-либо производство;в) гражданин, приобретающий товары.
Правильный ответ – б).
5. В стране с рыночной экономикой высокая заработная плата зависит в основном от …
а) узаконенного минимального уровня заработной платы;б) качества системы профессионального образования в стране;в) уровня производительности труда работника;г) социальной ответственности руководителей бизнеса.
Правильный ответ – б).
6. Что из ниже перечисленного является лучшим примером того, как государство охраняет рыночную экономику?
а) запрет на загрязнение окружающей среды;б) ограничение скорости движения на автомагистралях страны;в) строительство дорог и мостов;г) ввод в действие антимонопольного законодательства.
Правильный ответ – г).
Пока команды готовят ответы, ведущий проводит игру со зрителями, задавая вопросы. Каждая из команд зарабатывает баллы для той команды, за которую “болеет”. Стоимость вопроса – 1 балл.
Вопросы, задаваемые зрителям.
1. Как называется вывоз товаров из страны за границу по ценам более низким, чем цены внутри страны?(Демпинг)2. Как называется серебряная монета США, равная 10 центам? (Дайм)3. Как назвать посредника при заключении сделок, специализирующегося на определенных видах товаров и услуг, действующего по поручению и за счет клиента? (Брокер)4. Спекулянт на фондовой бирже, играющий на понижении стоимости акции? (“Медведь”)5. Совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства; система их формирования, распределения и использования? (Финансы)
3.Следующий конкурс – “Кто больше?”. Главная задача данного конкурса – дать как можно больше правильных ответов из 20 возможных. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Для обсуждения предоставляется по 30 сек, но принимаются и досрочные ответы. Если команда отвечает неправильно, то соперники получают возможность дать ответ на вопрос противника и заработать также по 2 балла.
Вопросы команде “Эконом- класс”.
1. Стоимость товара, выраженная в деньгах? (Цена)2. Какой орган централизованного планирования осуществлял в СССР до 1991 года планирование практически всех наименований продукции? (Госплан)3. Рынок, на котором господствует несколько крупных фирм? (Олигополия)4. Английский экономист, живший в конце XIX, начале XX века, впервые предложивший и разработавший теорию регулирования экономики? (Джон Кейнс)5. Назовите два типа предпринимательства? (Авантюрный и созидательный)6. Цена, выплачиваемая за пользование землей? (Рента)7. Назовите факторы (или ресурсы) производства? (Природные, трудовые, капитал)8. Управленческие и организационные навыки, необходимые в производстве товаров и услуг?(Предпринимательство)9. Наука о хозяйстве, как целом, рассматривающая вопросы о том, как увеличить производство товаров и услуг? (Макроэкономика)10. Предоставление в долг товаров или денег; или движение ссудного капитала? (Кредит)11. Взаимодействие рабочей силы и средств производства называется... (Производством)12. Доход от капитала? (Прибыль)13. Застой в производстве, торговле? (Стагнация)14. Назовите функции денег? (Средство накопления, обращения, мера стоимости)15. Обмен товара на товар без платежа денег? (Бартер)16. Запрещение государственной властью ввоза из какой–либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров, ценных бумаг? (Эмбарго)17. Назовите типы экономических систем? (Традиционная, командная, рыночная, смешанная)18. Выпуск в обращение денег и ценных бумаг? (Эмиссия)19. Вывоз товаров из страны в целях их продажи или использования в других странах? (Экспорт)20. Как называется политика государства по регулированию количества денег в обращении? (Монетарная политика)
Вопросы команде “Деловые люди”.
1. Общественная наука, описывающая и анализирующая выбор общества, осуществляемый для удовлетворения потребностей? (Экономика)2. Чрезмерное увеличение массы ценных бумаг, находящихся в обращении по сравнению с реальным предложением товара? (Инфляция)3. Цена, выплачиваемая за труд? (Заработная плата)4. Наука о потребителях и фирмах? (Микроэкономика)5. Состояние экономики страны, характеризующееся застоем при развитии инфляционных тенденций?(Стагфляция)6. Особый товар, который выполняет на рынке роль всеобщего эквивалента, т.е. измерителя всех товаров?(Деньги)7. Назовите типы бирж? (Валютные, фондовые, товарные, труда)8. Ввоз в страну иностранных товаров из-за границы для их продажи или использования? (Импорт)9. Национальная валюта Республики Казахстан? (Тенге)10. Специальный документ, содержащий письменное распоряжение банку выдать или перечислить определенную сумму с текущего счета лица, подписавшего документ? (Чек)11. Найм одним лицом у другого лица имущества – земли, домов, предприятий во временное пользование на определенный срок и за определенную плату? (Аренда)12. Управление производством? (Менеджмент)13. Разменная монета США, Канады, Нидерландов? (Цент)14. Возможность определять юридическую судьбу вещи называется… (Правом распоряжения)15. Собственность граждан, живущих в данном округе, городе, называется… (Муниципальной собственностью)16. Сумма средств, выдаваемых вперед в счет предстоящих платежей? (Аванс)17. Финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства; регулирует денежное обращение в стране? (Банк)18. Механизм, соединяющий производителей товаров с потребителями? (Рынок)19. Несостоятельный должник? (Банкрот)20. Предприятие, которым владеют два или несколько совладельцев? (Товарищество)
Жюри подводит итоги данного конкурса, объявляет результаты.
4.Следующий конкурс – “Реклама”. Реклама – это оповещение потребителя о выпущенном товаре и создание спроса на него. Реклама – одна из составляющих частей маркетинга. Домашним заданием для каждой команды было поручение – изготовить рекламу любого товара. Жюри будет оценивать данный конкурс по 5-ти балльной системе, учитывая все необходимые требования к рекламе, в том числе оригинальность, ясность идеи, привлекательность и научную обоснованность.
5.Угадай-ка — команды вытягивают таблички, на которых написаны слова:
• Банк.
• Валюта.
• Биржа.
• Бартер.
• Дефицит.
• Кредит и т. д.
Их задача так объяснить команде-сопернице слова, не называя их, чтобы та догадалась, о чем идет речь. За этот конкурс каждая команда получает по одному баллу.
Например: когда банк или один человек другому дает деньги или товары, но с условием возвращения их в определенный срок и с процентами (кредит).
Когда деньги или товары ввозятся в страну из-за границы (импорт).
Когда наши товары или капиталы вывозят в другую страну (экспорт).
6.Экономический словарь с ошибками — найти ошибки в определениях и исправить их.
Девальвация — повышение курса национальной валюты, например рубля (понижение).
Евро — недописанное слово «Европа» (единая денежная единица в нескольких европейских странах, дороже доллара).
Инфляция — обесценивание выпущенных бумажных денег, вследствие чего происходит понижение цен на товары (повышение).
Дефицит — избыток товаров народного потребления (недостаток).
(Подведение итогов)
7. Составлялки — из слова «Экономика» нужно составить как можно больше слов. В этом конкурсе участвуют капитаны команд.
8.Бюджет.
Нужно составить примерный бюджет семьи, состоящей из четырех человек, на один месяц из расчета полученной зарплаты: для одной семьи — это 45 000 руб., а для другой — 80 000 руб. А что такое бюджет? Объясните это слово.
Бюджет — предположительная роспись доходов и расходов на определенный срок страны, учреждения или отдельного лица.
Представители каждой команды составляют перечень продуктов и всего необходимого семье на месяц. Выясняем, что еще может войти в этот список. Например, могут быть такие графы, как: лекарства, моющие средства, школьные принадлежности, книги, сладости, развлечения, непредвиденные расходы, одежда, обувь, крупные покупки. Чертим таблицу, в которой могут быть такие графы:
Дебет (доходы: зарплата, продажа овощей и фруктов, выращенных на участке и т. д).
Кредит (расходы).
Список предполагаемых покупок. Необходимая для этого сумма.
Итого: получено
Израсходовано:
А пока часть команды работает над составлением бюджета, по одному человеку от каждой команды выполняют следующее задание: нужно распространить данное предложение словами, связанными с экономикой и бизнесом.
— Папа положил деньги в банк.
— Мама пошла в магазин.
Зачитывание семейных бюджетов и их обсуждение.
Следующий конкурс предполагает участие всех членов команды на пути к победе. Ведь от того, как сработает каждый, будет зависеть результат общего дела. Называется конкурс “Экзамен”. Экзамен на право заниматься бизнесом должен держать каждый участник соревнования. Все очень просто: нужно вытянуть билет и дать на него ответ. За правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Предполагаемые экзаменационные вопросы:
– Как называется налоговая политика государства?– Назовите характерные черты свободной конкуренции.– Назовите 4 ступени маркетинга.– Что такое аренда?– Что такое стоимость?– Что такое олигополия?– Что такое ажиотажный спрос; каков механизм его действия?– Почему возникает дефицит?– Сформулируйте закон стоимости.– Какие виды бирж существуют?– Кто такой инвестор?– Какие недостатки корпорации вы можете назвать?– Кто такие “быки” и “медведи”?– Что такое монополия?– Как действует закон стоимости?– Какие возможны выходы из затоваривания рынка?– Кто такой дилер?– Что произойдет со спросом на товар, если цена на него поднимется?
Внимательность — прежде чем мы подведем итоги нашей игры и выявим победителей, давайте проведем еще один конкурс на внимательность — вспомним все слова, связанные с экономикой и бизнесом, прозвучавшие на сегодняшней игре. За каждое слово —1 балл.
Подводятся итоги.
Спасибо, всем за внимание! Думаю, что наш турнир был познавательным для вас всех.
Самоанализ мероприятия.
Форма проведения: турнир
Дата проведения: 29.12.2015 год
Цели: активизация познавательной деятельности по теме воспитание культуры экономических знаний.
Задачи: предоставить условия для состязательной деятельности; дать возможность продемонстрировать творческие и интеллектуальные способности; привлечь к участию как можно больше учащихся; помочь ребятам убедиться в наличии лидерских качеств; поощрить учащихся, способствовать повышению самооценки; дать практические советы.
Перед проведением мероприятия был подобран сценарий, атрибутика. В игре участвовали две команды, состоящие из детей и педагогов. Все цели и задачи игры были реализованы. Все дети участвовали в силу своих знаний и возможностей. С интересом участвовали в игре, отвечали на вопросы и выполняли творческие задания. Вопросы и задания были разнообразными и интересными. Узнали много новых слов, экономических терминов. Всем очень понравилось, игра была интересна как для детей, так и для взрослых .Участие в игре близко сплотило детский и педагогический коллектив. Были подведены итоги игры, победила дружба.
«Жетім балалар мен ата-анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған Песчан №2 арнайы жалпы білім беру мектеп-интернаты» ММ
Общешкольное мероприятие
Экономический турнир
«Азы рыночной экономики».

Дата проведения:29.12.2015 год
Воспитатель 6 группы :
Баяндинов А.С.