Научная статья по педагогике на тему: Содержание интеллектуально-мотивирующего обучения философии


Интеллектуально-мотивирующее преподавание философии будущим художникамУсманова Л.Т.
Аспирант ГГХПИ. г. Воскресенск. Моск. обл.
Усманова Лариса Тимофеевна
Должность: аспирант кафедры психологии и педагогики Гжельского государственного художественно-промышленного института, преподаватель.
Место работы: ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт».
Адрес:140225, Московская обл., г. Воскресенск, мкр. Чемодурово, ул. Центральная д. 1, кв. 42.
Тел. 89851227449, 89175208367
e-mail: usmanovalara @ mail.ru
Аннотация. В статье раскрывается сущность содержания интеллектуально-мотивирующего обучения философии студентов художественных специальностей колледжа через анализ признаков, функций, правил формирования, требований, применение в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова. Интеллектуально-мотивирующее содержание, философия, студент, учебно-воспитательный процесс, художник, интеллект-карта, признаки, правила, функции, требования.
Annotation. In article the essence of intellectual-motivating content learning philosophy students of art majors College through analysis of the characteristics, functions, rules, requirements, application of the educational process.
Keywords. Intellectual content of motivation, philosophy, student, teaching and educational process, artist, mind map, signs, rules, functions, and requirements.
Немецким философом Г.В.Ф. Гегелем (1770-1831) впервые открыто был поднят вопрос, о том, «каким должно быть содержание философии как учебной дисциплины и какими методами можно добиться от студентов усвоения специфики философии, занимающей особое место среди других наук» [10, с.171]. Она должна стать сердцевиной, организующим началом всех наук, состоящим из упорядоченного широкого круга предметов их изучения [2, с.420]. Основой лекции по философии, согласно Г. В.Ф. Гегелю, должно являться научно обоснованное знание, содержащее «всеобщее духовных и природных отношений» [2, с. 423], а в преподавании дисциплины необходимо опираться на межпредметные связи, потому что изучение других наук раскрывает содержание этих отношений в более конкретной форме и тем самым способствует основательному пониманию самой философии и развитию мышления учащихся.
В понимании проблемы содержания философии мы опираемся на концепции выдающихся педагогов-исследователей. Так, В.А. Сластениным отмечены «три основных уровня формирования содержания образования» [9, с.190], что определяет иерархию в его проектировании. Начинается эта иерархия с уровня общего теоретического представления (ФГОС СПО по дисциплине «Основы философии», отраженного в учебном плане колледжа), затем следует уровень учебного предмета (дисциплина «Основы философии» как система научных знаний, умений и навыков, которые позволяют студентам усвоить основные положения науки) и, наконец, уровень учебного материала (учебная литература – учебники и учебные пособия). Под содержанием образования, по мнению большинства отечественных методологов (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер и др.), подразумевается система знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, усвоение которых обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к процессу воссоздания и развития целостной культуры общества [4, с.39]. По мнению Б.В. Илькевича, « содержание обучения преломляется через личность студента, трансформируется с учетом его мотивационно-ценностной ориентации» [4, с.46].
В современной педагогике (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.А. Данилова, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.) [4] накоплены специальные приемы, которые направлены на увеличение стимулирующего влияния содержания учения. К таким приемам относятся: создание ситуации новизны и ярких наглядно-образных представлений, актуальность изучаемого материала, возможность его использования в своей жизни, приближение содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям в современной общественно-политической жизни, а также анализ жизненных ситуаций. При подготовке к занятию по философии со студентами художественных специальностей колледжа преподаватель опирается не только на требования ФГОС СПО, требования программы, содержание учебных пособий, но и учитывает особенности восприятия, уровень развития интеллекта, мотивации и ценностные приоритеты будущих художников, т.е. готовится сделать процесс обучения интеллектуально-мотивирующим по содержанию.
Под интеллектуально-мотивирующем содержанием обучения философии студентов художественного отделения колледжа понимается система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, усвоение которых должно обеспечить формирование понятийно-образного мышления, развитие интеллекта, всестороннее развитие личностных качеств будущего художника [4, с.39].
Для характеристики интеллектуально-мотивирующего содержания обучения философии студентов художественных специальностей колледжа мы используем такие параметры как требования, признаки, функции, правила использования и возможности применения [7, с.78-79].
К содержанию учебного материала, который используется в интеллектуально-мотивирующем обучении философии студентов художественных специальностей колледжа, предъявляются следующие требования:
– учебный материал должен быть не только предметно, но и профессионально направленным;
– преподаватель подбирает интересный материал, показывающий достижения современной философии в осмыслении актуальных проблем окружающего мира, создавая у студентов новые впечатления, вызывая удивление и наводя на соответствующие размышления;
– информационное содержание материала должно соответствовать существующим и вновь возникающим потребностям студентов художественных специальностей колледжа, в первую очередь художественно-познавательным;
– содержание учебного материала должно быть доступно обучаемым и, в то же время, достаточно сложным, трудным;
– материал должен раскрывать практическую и научную значимость содержания этико-эстетических, профессионально-значимых знаний;
– содержание учебного материала должно быть ориентировано на формирование понятийно-образного, художественно-профессионального стиля мышления, диалектического обобщения профессиональных знаний и др.
Признаки.
Интеллектуально-мотивирующее содержание дисциплины «Основы философии» включает в себя:
– систему социально и личностно значимых ЗУНов ФГОС СПО;
– цикл интеллектуально-мотивирующих карт в качестве способа содержательного обобщения философских знаний;
– смыслообразующий, социально и личностно значимый опыт человечества (знания и способы действий).
Функции.
Обучающе-мотивирующая.
Осмысленное усвоение философских знаний и формирование учебно-познавательных умений и навыков в рамках требований ФГОС СПО по дисциплине «Основы философии» путем мотивации интеллекта (за счет самостоятельности, выбора и ощущения собственной компетентности).
Развивающая.
Интеллектуально-мотивирующее содержание дисциплины «Основы философии» позволяет:
– формировать у студентов целостное и гармоничное восприятие окружающего мира;
– активизировать познавательный интерес и интеллектуальные способности (внимание, память, воображение, мышление);
– совершенствовать навыки самостоятельной творческой деятельности через развитие потребности общения с искусством;
– формировать ОК 1-8 (общие компетенции).
Выявленная образная общность отдельных тем («Философия и культура», «Философия и искусство») способствует пониманию студентами колледжа художественного явления в различных вариациях, развивает умение переносить художественный образ, благодаря методу интеллектуально-мотивирующих карт «на пластический язык изобразительного искусства» [5].
Воспитывающая, ценностно-смысловая.
Эта функция содержания может быть реализована через использование возможности воспитания на положительном примере жизни философов, их биографий, сформулированных ими этических принципов, афоризмов, склонности к художественному творчеству, а так же через связывание преподавателем теоретических проблем философии с реальными проблемами жизни, то есть через актуализацию преподавания философии. Такой подход к отбору и использованию предметной, содержательной информации непосредственно стимулирует и мотивирует учение студента путем максимальной конкретизации знаний, эмоционально-психологического обобщения и личностно-смыслового контекста. Интеллектуально-мотивирующее содержание дисциплины «Основы философии» формирует нравственные и эстетические чувства за счет систематического использования интеллектуально-мотивирующих карт в качестве способа содержательного обобщения философских знаний и понимания значимости философских знаний в плане профессиональной успешности в будущем.
Правила формирования и использования.
Приоритетность интеллектуально-мотивирующего содержания обучения философии обеспечивается преподавателем таким конструированием содержания дисциплины, которое должно вызывать желание изучить плоды человеческой мудрости. Преподаватель должен на занятиях показывать потенциальному художнику значимость приобретаемых философских знаний для будущей профессии, обеспечивая трансформацию общеобразовательных мотивов учения в мотивы художественно-профессиональной деятельности, развивая одновременно интеллектуальные способности и познавательные интересы.
Используя репродукции художников, рассказывая о философии художественного творчества, преподавателю необходимо опираться на мотивирующую функцию искусства в становлении личности студента художественного отделения колледжа. В этом случае, по мнению Л.Г. Медведева, можно рассчитывать на продуктивное взаимодействие художественно-образного пространства искусства с художественно-образным пространством» [5] учащегося и культурной средой учебного заведения, в которой он находится.
Опора в подборе и изложении философского материала на полихудожественный подход в обучении будущих художников. Дисциплина «Основы философии» раскрывает свои возможности по развитию образного мышления студентов через постижение ими ярких и эмоциональных образных сравнений и сопоставлений, ассоциаций и символов, связанных с художественным творчеством и его философским осмыслением. Здесь преподаватель может опираемся на полихудожественный подход в обучении будущих художников, который разрабатывался в НИИ художественного воспитания АПН СССР под руководством Б.П. Юсова [11].
Интеллектуально-мотивирующее содержание философии должно быть так преподнесено студентам художественного отделения колледжа, чтобы научить их видеть реальные жизненные явления в свете полученных этико-эстетических, философско-профессиональных знаний и научить пользоваться ими в обыденной жизни и в будущей художественной практике.
Содержание учебного материала дисциплины «Основы философии» должно быть ориентировано на формирование понятийно-образного, художественно-профессионального стиля мышления, диалектического обобщения профессиональных знаний.
Содержание философской предметной информации необходимо передавать «преимущественно аудиовизуальными образами в сочетании с лаконичным гипертекстом в интерактивно- инсценированной эстетико-эмоциональной форме», что, по мнению Д.А. Подкопаева, позволит «реализовать принцип наглядности на качественно новом уровне путем обеспечения единства понятийного и чувственного, логического и эмоционального, конкретного и абстрактного» [8, с.129.] в процессе интеллектуально-мотивирующего обучения.
На наш взгляд, достигнуть этого можно, если реализовать большой дидактический потенциал интеллектуально-мотивирующих карт (далее ИМК), которые используются преподавателем философии в качестве способа содержательного обобщения знаний:
– способствуют осознанию учащимися наличия диалектических, структурных связей между изучаемыми понятиями и более глубокому, осознанному их усвоению;
– развивают способность целостного, системного представления изучаемого материала темы;
– формируют умение видеть внутреннюю логику развития знаний, когда конкретные вопросы выступают в форме частных случаев общей закономерности [1] (Богданова, Г.Е.);
– прививает навык выделения в изучаемом тематическом знании определенного фундамента, каркаса, раскрывающего содержание предмета «Основы философии» и системную логику структурирования учебного материала.
Применение.
Применение интеллектуально-мотивирующего содержания философии обусловлено спецификой философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и субъективными особенностями студентов художественных специальностей колледжа, особенностями их интеллектуально-мотивационной сферы, а так же возможностью мотивировать интеллект и понятийно-образное мышление через активизацию познавательного и художественно-профессионального интереса и ценностно-смысловую значимость визуализированных с помощью интеллект-карт философских знаний. Интеллектуально-мотивирующее содержание философии реализуется с максимальной пользой только в том случае, если преподаватель применяет ассоциативную наглядность, связывает содержание с будущей профессией, актуализирует преподавание философии посредством символического видения, структурирования и преобразования философского материала в понятийно-образный через совместную деятельность преподавателя и студентов по составлению интеллектуально-мотивирующих карт.
Таким образом, решение проблемы интеллектуально-мотивирующего обучения философии, путем наполнения содержания обучения на уровне изучаемой дисциплины, преимущественно аудиовизуальными, философски-художественными образами в сочетании с лаконичным гипертекстом, в интерактивно-инсценированной, эстетико-эмоциональной форме позволяет формировать у студентов целостное и гармоничное восприятие окружающего мира, активизируя при этом познавательный интерес и интеллектуальные способности, их самостоятельную творческую деятельность, развивая потребность общения с искусством, формируя нравственные и эстетические чувства за счет систематического использования интеллектуально-мотивирующих карт в качестве способа содержательного обобщения философских знаний.
Литература
Богданова, Г.Е. / Г.Е. Богданова // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №5. – с.35-36.
Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель – М.: Мысль, 1972.– 1 т.– 668 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
Илькевич, Б.В. Учебно-воспитательный процесс в вузе / Б.В. Илькевич, Р.С. Бозиев: учебное пособие. – Гжель: ГГХПИ, 2011. – 64 с.
Медведев, Л.Г. О состоянии художественного образования / Л.Г. Медведев // Профессиональное образование. Столица. – №8 – 2014. – С.14-16.
Миркес, М.М. Гносеологические механизмы произведения искусства: дис … канд. филос. наук: 17.00.09 / Мария Моисеевна Миркес. – Красноярск, 2004. –217 с.
Педагогика: конспект лекций / Сост. М.Б. Кановская. – СПб.: Сова, 2010. – 160 с.
Подкопаев, Д.А. Развитие понятийно-образного мышления студентов в условиях мультимедийного представления информации / Д.А. Подкопаев // Человек и образование. – №1. – 2009. – С.129-134.
Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
Усманова, Л.Т. Исторические аспекты становления философии как фундамента педагогики XX и XXI веков / Л.Т. Усманова // Человек и образование. – 2013.– № 3 – С.169-174.
Юсов, Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б.П. Юсов. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – с.283 с.