Статья по педагогике на тему История становления экскурсий в биологическом образовании


Снегирёва И.Н.
История становления экскурсий в школьном биологическом образовании
С первой половины прошлого века в России ведутся исследования о значении экскурсий в формирование интереса учащихся к предмету. Знание и понимание законов живой природы необходимо каждому образованному и культурному человеку. Более того раскрыть и воспитать эти знания в учащихся должна именно школа. Такой точки зрения придерживались ещё в 1916 году, судя по многочисленным публикациям на данную тему в журнале «Естествознание и география».
В сборнике « Из истории школьных экскурсий в природу» под редакцией А. Горяшко, собрано множество статей различных авторов по данной теме, в том числе и о значении экскурсий в целом.
«Решить вопрос о целесообразности организации образовательных экскурсий – это дать до некоторой степени ответ на один из насущных вопросов, касающихся единения школы с жизнью… При всем разнообразии школьные экскурсии более или менее приближаются к двум основным типам: экскурсиям с так называемым отдаленным «многодневным» маршрутом и экскурсиям «местным», устраиваемым в черте города или в окрестностях его… Отдаленные экскурсии не доступны всем учащимся… Вот почему, думается мне, наибольшее значение для школьного преподавания должны иметь местные экскурсии, менее громоздкие и наиболее связанные с условиями окружающей среды. Нечего, конечно, доказывать, что вопрос об организации школьных экскурсий приходится в первую очередь решать естественникам и географам. Им первым приходится думать о том, что и как давать детям, чтобы пробудить в них интерес к явлениям окружающей среды, научить их вдумчиво, искательно подходить ко всему, что попадает в поле их зрения, слуха» (Н.Горбунов).
Задачу-максимум школьных экскурсий несколько романтично, но в целом очень верно формулирует А.Ростковский: «…Под термином экскурсия не нужно понимать целую экспедицию куда-нибудь в Еллостонский парк или на Новую Зеландию; экскурсия, по моему мнению, есть способ обучения вне классной обстановки… Если такие экскурсии разных учителей и по разнообразным отраслям знаний, войдут в повседневный обиход нашей школы, т. е. не буду считаться чем-то торжественным и редким, то целые поколения учащихся, а следовательно, постепенно весь народ, приобретут цельные, связанные и объединенные сведения о природе и жизни людей, об их грандиозных работах, о великих сооружениях, о славных памятниках, и всей душой полюбят и привяжутся к своей родине».
История развития экскурсионной деятельности насчитывает срок чуть более ста лет. Экскурсия прошла долгий путь развития. Развитие экскурсии шло по линии изменения её сущности. Изначально экскурсия представляла собой прогулку, преследующую общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях.Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.
В 1915 году профессор, классик заповедного дела и один из организаторов Московского общества охраны природы Г.А. Кожевников довольно тонко заметил: «Много говорили и писали об экскурсиях, а как могут развиваться они, если громадное большинство преподавателей совершенно не знает окружающей их природы и не умеет экскурсировать, наблюдать, коллектировать… Даже лица, окончившие курс университета, часто совершенно не подготовлены к наблюдениям над живой и мертвой природой в естественной обстановке… Ну а какую подготовку к наблюдениям над природой имеют учителя и учительницы городских школ? Обычно никакой. При таких условиях сама проповедь ученических экскурсий может встретить возражение: научите сперва учителей, а потом зовите их учить учеников…»
С тех пор прошло порядка ста лет и ситуация, естественно, существенно изменилась. Написано множество трудов и разработаны лучшие методики проведения экскурсий. Экскурсия занимает почетное место в структуре учебно-воспитательного процесса, поскольку способствует восприятию материала в равной степени аудиалами, визуалами и кинестетами.
Список литературы:
Горяшко А.Из истории школьных экскурсий в природу. // Первое сентября. №12- 2003, с. 6-16.
Горбунов Н. Основы нормальной организации естественно-исторических школьных экскурсий. // Естествознание и география. 1916.
Ростковский А. Несколько соображений относительно постановки экскурсионного дела в средних учебных заведениях.
Кожевников Г. Отзыв на книгу «Курсы по подготовке руководителей для ведения экскурсий с детьми в природу, устроенные в Киеве с 28 апреля по 15 мая 1915 г. Киевским Орнитологическим Обществом имени К.Ф. Кесслера».