Опыт совместного управления МБДОУ ДС№74 «Гнездышко» и представителей Управляющего Совета


Опыт совместного управления МБДОУ ДС№74 «Гнездышко» и представителей Управляющего Совета
Зам. председателя Управляющего Совета
Коротеева М.А.
Каждое утро детский сад встречает детей. Здесь проходит очень большая часть их жизни – их жизнь, включая образовательную деятельность, питание, медицинское обслуживание определенным образом организована. Детский сад ремонтируется, финансируется, управляется – и все это в конечном итоге, влияет на то, что происходит с нашими детьми.
Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в детском саду? Очевидно, не всегда и не во всем. И тогда зададим себе вопрос: а как мы, родители, можем повлиять на то, как устроена жизнь наших детей в ДОУ? В этой новой системе, наряду с заведующей, его заместителями, представителями учредителя, появляется новый орган власти – Управляющий Совет.
Понимая необходимость создания инновационной системы управления, наряду с уже успешно действующими в ДОУ органами самоуправления (родительский комитет ДОУ) нами было решено:
Внедрить новую модель государственно-общественного управления – Управляющий совет как средство совершенствования системы управления качеством образования, которое касается преобразования трех сторон ресурсов обеспечения системы управления:
кадры (изменение направлено на инициацию активности профессионально – педагогических объединений);
финансы (изменение направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков);
информация (изменение направлено на трансляцию общественности позитивных конструктивных и перспективных представлений о ДОУ, образовании в целом).
Создание модели Управляющего Совета в нашем ДОУ стало возможным при совокупности следующих условий:
готовность администрации к продуктивному диалогу с участниками образовательного процесса и представителя общественности;
наличие у ДОУ опыта эффективного сотрудничества с родителями по разным направлениям деятельности;
внедрение инновационных процессов в образовательный процесс, направленных на развитие ДОУ.
Разработать механизм участия государственно – общественного управления в выработке принятия и реализации правовых и управленческих решений.
Актуальность опыта. Непростая социально-экономическая ситуация, в которой находится современное образование – одна из причин, побуждающих искать новые подходы к управлению ДОУ, к развитию ее как открытой обществу системе. Детский сад сегодня живет и динамично развивается в меняющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Не секрет, что в одиночку с управлением ДОУ не справиться. Любому руководителю нужны помощники. В демократическом детском саду, который мы создаем, должна быть очень высока степень участия педагогов, родителей и общественности.
Возрастает роль Управляющего Совета в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование (Письмо от 01.12.2008 № 03-2782 Министерства образования и науки РФ) и с введением в нашем ДОУ с 01.06.2012 году новой системы оплаты труда. Существуют риски при начислении стимулирующих доплат. В этом случае Управляющий Совет разрабатывает и утверждает локальный акт о данных выплатах и полностью контролирует выполнение решений, принятых им при распределении стимулирующих выплат.
Поэтому мы в Управляющем Совете создали финансово - экономическую комиссию, которая:
совместно с администрацией планирует расходы, как из бюджетных, так и из внебюджетных средств в соответствии с намеченными Советом целями и задачами;
осуществляет контроль расходования бюджетных и внебюджетных средств, докладывает о результатах контроля Совету один раз в учебное полугодие;
совместно с администрацией готовит предложения по схеме надбавок к зарплате;
совместно с администрацией ведет поиск внебюджетных источников финансирования;
регулирует содержание и ценообразование дополнительных платных услуг;
готовит соответствующий раздел ежегодного отчета Управляющего Совета перед родителями и общественностью.
Управляющий Совет ДОУ – это коллегиальный орган государственно-общественного управления, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления ДОУ.
Модель Управляющего Совета предполагает тесное сотрудничество, постоянный диалог и взаимодействие педагогов, родителей, общественности.
В состав Управляющего Совета входят: заведующая ДОУ, представители трудового коллектива, родителей, социальных партнеров, учредителя.
Компетенции Управляющего Совета отражают усиление демократизации в управлении ДОУ.
Его миссия – сбалансировать государственные и общественные интересы в организации образовательного процесса, достижении воспитанниками соответствующего уровня образования.
Решения Управляющего Совета обязательны для всех участников образовательного процесса. В совместной работе реализуются такие направления, как:
имущественно-финансовое, связанные с привлечением дополнительных средств на развитие ДОУ;
образовательное, связанное с совершенствованием здоровьесберегающей образовательной среды;
консультационно – информационное, направленное на расширение социального партнерства. Зачем Управляющий Совет образовательному учреждению? Управляющий Совет создает имидж современного образовательного учреждения с демократичным стилем управления, позволяет сделать взаимодействие родителей и ДОУ более системным.
Зачем Управляющий Совет педагогам? Педагогам Управляющий Совет нужен для тех же целей, для которых он нужен ДОУ. Помимо этого, Управляющие советы могут дополнительно прорабатывать, решать отдельные проблемы дисциплины, создания более комфортных условий в ДОУ и даже обращаться от своего имени с официальными обращениями к родителям воспитанников, которые систематически не исполняют установленные правила. Педагоги на равных входят в состав Управляющего совета, они могут формулировать предложения и запросы от педагогического коллектива и выносить их на обсуждение с родителями.
Зачем Управляющий Совет родителям? Родители получают возможность обращаться в Управляющий Совет как к посреднику между родительской общественностью и администрацией ДОУ.
В управление ДОУ активно включены родители. Во всех группах созданы Родительские комитеты, работу которых возглавляют их председатели. Они объединены в Родительский совет ДОУ. Родительский совет привлекает родительскую общественность к активному участию в жизни ДОУ, укреплению ее материально–технической базы, созданию здоровьесберегающих развивающих основ обучения.
Ожидаемые результаты. Создание гибкой системы управления ресурсами ДОУ через созданную модель государственно-общественного управления.
Для родителей:
участие в управлении ДОУ, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов ДОУ;
удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребенка;
дополнительная возможность постигать педагогику воспитания, воздействовать на окружающее общество в целях изменения к лучшему для воспитания и развития детей;
расширение каналов получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребенка в детском саду.