Проектно-исследовательская компетенция педагога в урочном и внеурочном пространстве школы.

Проектно-исследовательская компетенция педагога в урочном и внеурочном пространстве школы.

В.А. Сухомлинский: « Самой большой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот момент, когда ученик сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии».
Л. Н. Толстой: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем сильнее будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик».

Если мы обратим свой взгляд в прошлое, в историю развития школы, то мы вспомним, что, вступая в образовательный эксперимент, учителя ставили перед собой одну из задач – изменить образование таким образом, чтобы заинтересовать детей и родителей новыми формами обучения, привлечь их в школу. Уже тогда педколлектив любого учебного заведения понимал, что огромный поток информации невозможно вместить в одной голове ни физически, ни во времени. Слишком её много и слишком она быстро поступает и меняется. Как научиться работать с таким потоком информации? Ответ один - необходимо перестраивать урок, вводить в него такие формы, которые позволили бы учащимся самим добывать знания, перерабатывать информацию, осваивать её. В связи с этим коллегами нашей школы были разработаны два вида моделей урока – учебная и образовательная, по которым мы работали несколько лет. Осваивая проектно-исследовательскую деятельность, поняли, что необходимо создавать некое другое образовательное пространство, где это освоение будет происходить более продуктивно. Таким образовательным пространством стала школьная конференция, переросшая в общегородскую. Теперь это образовательное пространство именуется Форумом. Тогда мы ещё не до конца понимали, как работать с образовательной инициативой во время урока. Освоив проектно-исследовательскую деятельность во внеурочном образовательном пространстве, учителя-практики стали осваивать проектно-исследовательскую деятельность и на уроке.

Способы деятельности




Интерес Перспективы

Наш классический треугольник приобрёл силу и практику.
Самое важное для нас открытие было сделано: форму урока надо менять, так как репродуктивная форма перестала себя оправдывать. Значит необходимо переходить к активно-инициативной форме, которая бы позволила учителю не только выявлять, поддерживать интерес учащихся, но и развивать этот интерес. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо самому учителю освоить проектно – исследовательскую деятельность с целью внедрения её в урочное и во внеурочное пространство.

На основании проводимых уроков учителями нашей гимназии можно выделить следующие формы :
урок-исследование,
урок-КВН,
групповая форма,
лекция с элементами проблемной беседы,
урок-путешествие,
урок-дискуссия
проблемно-поисковый урок;
приёмы:
-проблемная беседа,
-рефлексия,
-сообщения,
-творческое домашнее задание.
-схематизация знаний, конструирование схем, составление алгоритмов,
-работа в парах,
-работа в группах,
-игра,
-тестовая работа.
-работа с ситуацией непонимания,
-работа с текстом,
-работа с заданной программой,
-определение целей и задач.
Что же способствует решению проблемы организации индивидуальной работы с учащимися в урочном пространстве?
На мой взгляд, наиболее продуктивный результат в развитии индивидуальных способностей учащихся мы наблюдаем при обращении на уроке к проектно-исследовательской деятельности.
В качестве примера обратимся к картинкам с уроков.
Алесина Г. А.
Тема «Буквы ч и щ в суффиксе чик (щик)».
Урок построен в исследовательском режиме. Учитель умело создаёт проблемные ситуации в течение всего урока. В качестве примера я приведу только одну.
Два ученика на доске записывают слова с суффиксом чик (щик).
Вопрос учителя:
-Почему задание выполнено по-разному?
Возникло затруднение: произношение не совпадает с написанием. Исходя из создавшейся ситуации, учащиеся формулируют тему урока в форме вопроса: Когда надо писать суффикс чик, а когда – щик?
Далее идёт работа по поиску ответа на заданную проблему в групповой форме. После чего дети предлагают и проверяют свои версии, используя уже имеющие знания. Совместная работа помогла учащимся прийти к общему мнению, общей версии, которая в свою очередь проверяется уже научным материалом учебника.
Поиск ответа позволил учащимся понять, что любая гипотеза требует обоснования, доказательства. А чтобы выдвинуть какую-либо гипотезу, надо уметь находить закономерности. В поиск ответа на заданную проблему включились все учащиеся. Они, в силу своих личных способностей, определённого багажа знаний, приняли участие в работе, продвинули себя в собственном развитии, при этом приобрели не только предметные, но и над предметные знания, с помощью которых им уже легче будет осваивать и другие учебные предметы

Если мы считаем, что нашему «обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны», то, я считаю, мы сейчас работаем в правильном направлении, потому что такие качества формируются на уроках, проводимых в проектно-исследовательском режиме. Данная форма урока позволяет учителю достигать не только учебных целей урока, но и работает на развитие у учащихся логического мышления, монологической речи. Дети учатся на уроках в исследовательском режиме самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, определяют свой круг интересов, а это в дальнейшем может повлиять на дальнейший выбор профессии или помочь более глубокому изучению темы, даёт выход на участие в творческой конференции.
А это значит, что подобная форма урока работает прежде всего на развитие творческих, интеллектуальных способностей каждого ребёнка. И если мы говорим об индивидуальном подходе в обучении, то эта форма, наряду с другими, помогает решать именно эту задачу.
Уроки показали, что многое у нас уже получается, наработан неплохой опыт в данном направлении. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо продолжать работу в этом направлении, изучая не только российский опыт, но и опыт своих коллег.
Новый подход к обучению и воспитанию требует и особого режима работы с классом. Как сделать так, чтобы учащимся стало интересно жить в коллективе, чтобы школа превратилась в родной дом не на словах, а на деле, чтобы те цели и задачи, которые ставят перед собой педагоги, воплотились в жизнь?


Все эти годы в нашем образовательном учреждении решались проблемы, связанные с сопровождением образовательной инициативы, но более всего внимание уделялось работе во время урока и в дополнительном образовании. Работа с классом оставалась в тени, велась в большинстве случаев традиционно. Однако те классные руководители, которые вводили в урок активные формы, сопровождали детские творческие работы, понимали, что в работе с классом также необходимо проводить кардинальные изменения. Сначала интуитивно, а далее и сознательно классные руководители стали менять свой стиль и методы работы, выдвигая на первый план проектно-исследовательскую деятельность.

Одним из «мест» проявления и поддержки образовательной инициативы в жизни класса могут быть классные мероприятия. Для этого классные мероприятия должны «удовлетворять набору требований»:
предоставлять возможность для диагностики образовательных и воспитательных эффектов в классе как взрослыми, так и учащимися;
предоставлять возможность для освоения проектно-исследовательской деятельности как взрослыми, так и учащимися;
не увеличивать нагрузку учащихся, а по возможности даже экономить ресурсы учебного времени учащихся.
В ходе проведения таких классных мероприятий учащиеся выходят на проектирование и построение новых отношений в классе.
В нашей гимназии проектными классными мероприятиями стали конкурсы, посвящённые общешкольному мероприятию «Гимназист года». Учащиеся совместно со взрослыми проектируют и проводят праздничные шоу «Артист года», «Мастер класса», «Эрудит-шоу» и другие. В экспертной комиссии активно работают как взрослые, так и учащиеся. Рефлексия, проводимая в классе, позволяет участникам проекта понять, насколько продуктивно была проведена работа, определить проблемы, которые возникли в ходе проведения мероприятия, наметить перспективы. Освоение способов деятельности позволяет учащимся проектировать отношения в классе, в школе, а далее – индивидуальное проектирование своего дальнейшего образования.
Другим «местом» поддержки образовательной инициативы является классный час, где также выстраиваются субъектные отношения учитель – ученик.
Рассмотрим наглядный пример проведения классного часа, посвящённого Всемирному дню борьбы со СПИДом.
В одном классе этот классный час проводился в традиционной форме: были подготовлены по просьбе учителя выступления учащихся, учителем приведены угрожающие цифры смертности, проведена небольшая беседа по результатам услышанного. Казалось бы, занятие, выстроенное методически верно, должно было дать желаемые результаты. Наверное, о безрезультативности нельзя говорить. Конечно, результат был. Но учащиеся, обсуждая проблему, не задумались о том, что она актуальна и для них самих, они не «пережили» ту информацию, которая приводилась на занятии. Она воспринималась учащимися как любая информация, далёкая от собственной жизни. Всё это происходит где-то и с кем-то, а не здесь и не со мной.
А теперь рассмотрим другой классный час на эту же тему.
Занятие началось с того, что учитель дал учащемуся стирательную резинку и попросил передать её другим учащимся по цепочке. Уже с первой минуты учащиеся были заинтригованы происходящим. А когда учитель сказал, что учёные подсчитали, что с такой же скоростью, с какой ребята передавали друг другу резинку, распространяется СПИД, сомнений не осталось: учащиеся поняли остроту проблемы, которая усилилась ещё и тем, что занятие выстраивалось на материале, близком детям, на фрагментах документального кинофильма, созданного об их ровесниках, на проблемной ситуации, умело и ненавязчиво построенной учителем. Классный руководитель, выстраивая субъектные отношения с детьми, сумел вовлечь в решение проблемы всех детей, не оставляя ни одного безучастным к поднятой теме. Учащиеся вышли с занятия с пониманием того, что проблема СПИДа – это и моя проблема. Понятно, что после такого занятия учащиеся задумаются о своих поступках, которые могут привести их к плачевным результатам.
Два разных воспитательных эффекта, какой из них продуктивнее, без сомнения, легко понять.
В нашей гимназии стало уже традиционным проводить День посвящения в гимназисты. Проект этого праздника разрабатывают и воплощают в жизнь старшеклассники. Исходя из собственного интереса, осваивая необходимые для воплощения идеи способы деятельности, понимая, как эта деятельность работает на перспективу, десятиклассники проводят замечательные праздники, приносящие радость как пятиклассникам, так и им самим.
Проекты «Гимназист года», «Самый активный класс», «Эрудит – шоу» и другие имеют жизнь, так как в основе разработки этих проектов заложены субъектные отношения учитель-ученик.
Подводя итог, можно сказать, что освоение проектно-исследовательской компетенции учителями и учащимися гимназии позволяет не только достигать учебных целей урока и воспитательных эффектов, но и развивать логическое мышление, находить ответы на самые сложные вопросы современного времени, определять свой жизненный путь.


Список литературы.
Юдина Ю. Г. Проектные классные мероприятия как средство поддержки образовательного запроса подростков. Красноярск, 2003.
Образовательная инициатива как ресурс развития школьной практики. Научно-педагогический сборник Центра образования (школа №77) г. Северска. Ответственный редактор Стецюк Т. В.
Материалы с посещённых классных мероприятий и классных часов в Северской гимназии.






4 Заголовок 115тT Основной текст с отступомTimes New Roman