Разработка урока Жизнь в Древнем Египте 5 класс

Индивидуальный итоговый проект
по теме «Формирование УУД через организацию проектной деятельности на уроке»


стажёра Шварц Натальи Михайловны
учителя истории МБОУ «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа»
5класс
УМК «Всеобщая история. История Древнего мира» Издательство «Русское слово» М., 2014

Тема урока «Жизнь в Древнем Египте»

Цель: сформировать представление о жизни разных слоёв населения в Древнем Египте.

Задачи:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы
- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы работы: групповой, индивидуальный.

Технологическая карта урока



Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Личностная



Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы действия

Организационный момент

Мотивация
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку
--Представьте, что мы в лесу.
Глубоко вдохнули, выдохнули.
Что вы почувствовали? (свежий
воздух) Поверните лицо к
солнышку, улыбнитесь ему,
улыбнитесь друг другу, мне.
---Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Сегодня на уроке мне
понадобится ваше внимание,
поддержка и помощь.
Проверяют готовность к уроку



Настрой на работу
Умение проконтролировать готовность к уроку
Сотрудничество с учителем. Улыбнуться, эмоционально настроиться на урок
Умение слушать и понимать просьбу других
Планирование удачного сотрудничества на уроке

Настраиваются на работу
Организовывают рабочее место



Умение проконтролировать себя
Принимают просьбу учителя
Формирование
готовности познавать,
усваивать новые
приемы
работы с материалами
Формирование мотивации

Актуализация знаний. Определение темы урока.
Работа с презентацией.
-Определите по карте о каком государстве мы будем говорить?
-На основании представленных слайдов сделайте вывод, о каких категориях населения Египта пойдёт речь?
Учащиеся работают с картой, рассматривают иллюстрации на слайдах. Определяют, что речь пойдёт про Египет. Категории населения, изображённые на слайдах: земледельцы, ремесленники, жрецы, вельможи. Предполагают, изучить и поговорить о данных слоях населения.
Учащиеся выделяют существенные признаки, обосновывают своё решение
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Сотрудничество с учителем. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Контролируют правильность ответов учащися.
Умение слушать товарища, дополнять, уточнять.
Предстоит для себя узнать о жизни древних египтян
Развивать кругозор детей, уважать культуру других народов.

Целеполагание
Предлагает, исходя из темы , определить цель урока
Учащиеся определяют, что основная цель будет изучить жизнь разных слоёв населения в Египте.
Формулирование цели
Обсуждают, выдвигают версии, сотрудничают друг с другом и учителем.
Умение сотрудничать с учителем и товарищами.
Выслушивают мнения товарищей, дополняют.
Принимают и сохраняют учебную цель.
Выражают своё личное мнение
Формирование собственной точки зрения

Выбор формы работы
-Какую форму работы, на ваш взгляд можно выбрать, чтобы урок оказался плодотворным?
Предлагают формы работы
Умение выбрать нужную форму для работы на уроке
Совместно обсуждают, предлагают
Умение выслушать товарища
Прогнозируют, какая форма наиболее окажется эффективной. Работа в группах позволит рассмотреть 4 категории населения.
Умение прогнозировать

Формирование готовности усваивать групповой метод работы

Этап проектирования
1.Учитель предлагает разбиться на группы, выбрать спикера, докладчика, секретаря, хранителя времени.

2. Поставить цель работы группы.
3. Выбрать форму работы.
4. Сланировать действия. Распределить работу членов группы.
5. Опираться на рабочий лист, розданный группам.
6. Подготовиться к представлению готового продукта.
Приложение 1
Класс разбит на 4 группы. Учащиеся работают по плану, предложенному учителем.
Формулируют цель, выбирают наиболее эффективные способы решения задач, создают алгоритмы решения задач, анализируют, формулируют проблему, самостоятельно распределяют роли, представляют готовый проет.
Умение работать с информацией,анализировать, обобщать факты и явления, умение выявлять причины и следствия, умение делать выводы, умение использовать полученную информацию в проектной деятельности, умение представлять информацию в виде готового продукта
Учащиеся сотрудничают друг с другом, обсуждают, совместно планируют.
Умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, умение организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений.
Учащиеся планируют работу группы, ставят цель, прогнозируют результат.
Умение составлять план выполнения проекта, находить нужную информацию.
Учащиеся участвуют в проекте, реализуют свой творческий потенциал
Учащиеся учатся искать свою позицию среди других, объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, стремиться к взаимопониманию в группе.

Представление готового продукта (проекта)
Учитель предлагает представителям от групп представить свой проект.
Группы, работавшие над темами
-жизнь вельможи
-жизнь ремесленников
-жизнь земледельцев
-жизнь жрецов
готовятся представить проект Остальные внимательно слушают и задают вопросы (по необходимости)
Умение представлять результат работы, передавать содержание в сжатом виде. Умение слушать товарища, формулировать вопрсы
Учащиеся уважают мнение сверстников, могут оспорить, не согласится.
Умение уважать мнение другого, отстаивать свою точку зрения
Контролируют, сохранены ли этапы работы при выполнении проекта и его представлении.
Умение слушать в соответствии с целевой установкой.
Проявляют творческий подход к решению поставленной задачи
Уметь обсуждать и
анализировать
собственную
деятельность и работу
одноклассников с
позиций творческих
задач данной темы



Взаимооценка
Предлагаются листы взаимооценки. Приложение 2
В группах ребята совместно обсуждают и выставляют отметки каждому за работу.
Умение проанализировать работу товарища в группе.
Совместно обсудить и прийти к единому мнению.
Умение договариваться друг с другом
Взаимоконтроль и взаимооценка. Степень участия и мотивация каждого учащегося.
Умение давать взаимооценку. Адекватная реакция на замечания
Высказывают собственное мнение
Формирование своей точки зрения

Закрепление и самоконтроль.
Учитель предлагает задание. «Проверю себя» Работа с сигнальными карточками Приложение 2
Учащиеся если соглашаются с утверждением, показывают +, если на соглашаются -. При этом используют листы самоконтоля.
Умение воспринимать информацию на слух, умение работать с сигнальными карточками.
Ученики сотрудничают с учителем, если утверждение не верно, исправляют ошибки.
Умение аргументировать, подтверждать не верный факт верным, используя полученные знания на уроке.
Самоконтроль
Умение контролировать себя, «что я усвоил, а на что нужно обратить внимание?!»
Определяют, насколько усвоен материал
Ответственное отношение к учению

Подведение итогов
Как жили разные слои населения в Египте?
Кому жилось, на ваш взгляд, легче? Что объединяло всех жителей Египта? Достигнута ли цель урока?
Учащиеся подводят итог. Делают выводы, что легче была жизнь вельмож и жрецов, а тяжелее земледельцев и ремесленников. Объединяло всех жителей Египта то, что они находились в подчинении фараона.
Умение систематизировать уже имеющуюся информацию. Высказывать мнение.
Сотрудничество с учителем и сверстниками
Умение слушать собеседника, уважать мнение другого.
Контролируют мнение товарищей.
Умение дополнять, корректировать ответ.
Подводят итог урока. Что я узнал? Что показалось интересным?
Умение объяснять самому себе. Формирование собственной точки зрения

Рефлексия
Учитель предлагает на листочках изобразить смайлика. Какое настроение у меня к концу урока?
Учащиеся рисуют смайлики и размещают на доске.
Умение проявит творческие способности
Определяют, с каким настроением товарищи в большинстве уйдут с урока.
Уважение к друг другу.
саморегуляция
умение самоорганизовать себя
Определяют своё настроение
Познание себя, осознание проделанной работы на уроке

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 

Домашнее задание
Используя опорные слова ( я очутился, ужаснулся, восторг, большое удивление, не передать словами, жутко), написать рассказ на тему «Один день из жизни ремесленника(земледельца, вельможи, жреца) на выбор.


Приложение 1.
Рабочий лист.
Название группы.


Тема проекта.


Цель проекта.


Форма работы.


Участники и их роли: спикер
докладчик
секретарь
хранитель времени


Выводы.


Достигнута ли цель.




Приложение2.


Взаимооценка
Самооценка

(меня оценили товарищи)
( я работал сам)


Выполнил правильно
Выполнил не правильно

Общая отметка за урок (выставляет учитель)


15