Урок по химии на тему «Генетическая связь органических соединений» (11 класс)











Тема: «Генетическая связь
органических соединений»

Класс: 11

Форма проведения
урока: зачёт-вертушка











Класс: 11.

Предмет: химия.

Тема урока: «Генетическая связь органических соединений».

Цель урока: проверить знания, умения, навыки учащихся по составлению уравнений реакций, характеризующих химические свойства органических веществ и их генетическую связь.

Форма проведения: зачёт-вертушка.

Оборудование урока:
Четыре эмблемы столов – А, В, С, Д.
Карточки движения и учёта знаний учащихся. Кол-во – 16.
Лист учёта знаний для эксперта. Кол-во – 4.
Жетон: «ЭКСПЕРТ». Кол-во – 4.
Карточки с заданиями 2-ого уровня. Кол-во – 16.
Карточки с заданиями 1-ого уровня. Кол-во – 4.

Ход урока:
Организационный момент – 2 мин.
Зачёт-вертушка – 38 мин.
Работа группы – 9 мин. ( подготовка – 3 мин.,
ответы учащихся – 4 мин.,
обсуждение общего задания – 2 мин. )
Движение групп – 2 мин.
Подведение итогов – 5 мин.












Столы А, В, С, Д, за которыми предстоит работать ученикам, расположены по кругу. По кругу происходит и передвижение учебных групп.


А



В





Д


С


Готовится учебный материал зачёта в виде 16 карточек с заданиями 2-ого уровня и 4 карточки с заданием 1-ого уровня для совместного обсуждения.

Карточки с заданиями 2-ого уровня.


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·H

H – COOH






O O O
С2H4 C2H5OH CH3 –C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· H
C2H4 C2H5OH C2H4

C2H5Cl

C4H10






C2H2 C6H6 C6H5Cl C6H5OH 2,4,6 - трибромфенол

C6H5NO2








·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· H OH









Карточки с заданием 1-ого уровня:


Составьте схему получения метилового эфира уксусной кислоты исходя из метана:
О
СН4 СН3 – С
О – СН3



Составьте схему получения 1,2 – дихлорэтана исходя из ацетилена:

С2Н2 СН2 – СН2

Сl Cl


Составьте схему получения фенола исходя из метана:

СН4 С6Н5ОН


Составьте схему получения полиэтилена исходя из углерода:

С (- СН2 – СН2 -)n



Учащиеся получают карточки движения и учёта знаний, садятся за стол, указанный в первом переходе.

Карточка движения и учёта знаний учащегося:

Фамилия, имя ученика:

Переход
Стол
Роль
Баллы




Ответ
Дополнение

1
А
1



2
С
2



3
Д
3



4
В
4



Общий балл



Таблица определения порядка перемещения и роли учащихся за каждым столом:

№ карточки
Переход
Роль


1
2
3
4
1
2
3
4

1
А
С
Д
В
1
2
3
4

2
А
С
В
Д
2
3
4
1

3
А
Д
В
С
3
4
1
2

4
А
В
С
Д
4
1
2
3

5
В
А
С
Д
1
2
3
4

6
В
Д
А
С
2
3
4
1

7
В
А
С
Д
3
4
1
2

8
В
С
Д
А
4
1
2
3

9
С
Д
В
А
1
2
3
4

10
С
А
Д
В
2
3
4
1

11
С
В
Д
А
3
4
1
2

12
С
Д
А
В
4
1
2
3

13
Д
В
А
С
1
2
3
4

14
Д
В
С
А
2
3
4
1

15
Д
С
А
В
3
4
1
2

16
Д
А
В
С
4
1
2
3


Образовавшаяся группа из 4-х учащихся устанавливает очерёдность выступлений (роль). Каждый ученик, сидящий за столом, имеет свою карточку с заданием 2-ого уровня, готовится по своему вопросу в течение 3-х минут, отвечает в течение 1-ой минуты. Остальные ученики во время ответа учащегося внимательно слушают ответ и по разрешению эксперта (учащийся, который сидит за столом постоянно, всего 4 эксперта), дополняют или исправляют его. Затем, вся группа активно участвует в обсуждении общего задания за столом. Эксперт выставляет баллы за ответы и дополнения учащихся и вносит их в карточку движения и учёта знаний каждого ученика. По сигналу учащиеся переходят за другой стол согласно своего маршрута. Пройдя весь маршрут, учащиеся возвращаются за стол, указанный в первом переходе и называют эксперту число баллов, которые они получили за ответы за столами А,В,С,Д. Эксперт заносит баллы в лист учёта знаний и подсчитывает общее количество баллов группы.

Лист учёта знаний группы:

Лист учёта знаний группы «Д»

Стол
Общее кол-во баллов

А


В


С


Д


Всего баллов


Фамилия, имя ученика-эксперта:


После этого эксперты на доске заполняют оценочный бланк для всего класса (начертан на доске).

Оценочный бланк класса:

Стол
Фамилия, имя учащихся
Количество баллов
Общий групповой балл
Фамилия, имя эксперта


А
1





2





3





4





В
1





2





3





4





С
1





2





3





4





Д
1





2





3





4





Учитель подводит общий итог работы класса и оценивает работу учащихся по критериям.

Система оценивания работы учащихся:

21 балл – 24 балла – «5»
17 баллов – 20 баллов – «4»
13 баллов – 16 баллов – «3»
0 баллов – 12 баллов – «зачёт»

Примечание:
- время, отведённое на зачёт, зависит от объёма зачётного
материала, количества вопросов для обсуждения в одной карточке, возраста учащихся и их подготовленности;
- минимальное время – 30-45 минут, а максимальное – 90 минут.













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815