Понятие творческого мышления, его сущность


1.1.Понятие творческого мышления, его сущностьВ практической и теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий. Случается, что задачи, с которыми человек столкнулся, не могут быть решены с помощью уже известных человечеству методов.
Чтобы адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации, необходимо самостоятельно, творчески мыслить, а этому детей нужно научить.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Формирование - это деятельность или экспериментатора-исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником.
Термин формирование обычно употребляют тогда, когда речь идет о том, что приобретает ученик: понятие, навык, новый вид деятельности (Талызина, 1998)
В исследовании А.Н. Лук указано, что творчество– есть созидание нового. Понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека (Лук, 1988).
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений (Выготский, 1991).
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей(Пономарев,1960).
Главное для творческого мышления – умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Чтобы полнее обнаружить свойства определенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней. Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления, надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений в творческом мышлении.
Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации(Лук, 1988).
Творческие способности представляют собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими (Гафитулин, 1990).
В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление, творческий акт, творческая деятельность, творческие способности и другие (В.М. Бехтерев, Н.А. Ветлугина, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А. Ребера и др.) (Рубинштейн, 2000).
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность» .Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Бухвалов, 2004).
Следовательно креативность и творчество являются синонимами.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:
1)беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;
2) гибкость мысли — способность переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
4)любознательность — чувствительность к проблемам в окружающем мире;
5) способность к разработке гипотезы;
6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;
7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
8) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу;
9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; ит. д.
Е. П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
И. Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту: учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность (Лернер,1974).
По В. Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее) (Дружинин , 1999).
Суть творческого мышления сводится, по мнению Я.А Пономарева, к интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности (Пономарев Я.В, 1960).
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественные психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.
Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания.
Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как система, порождающей активность индивида.
Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики.
Психологи установили, что 37% шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних - этот показатель снижается до 17%. Среди взрослых выявлено лишь 2% творчески активных личностей (Сысун, 2006).
С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.
И.Л. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
- видение новой функции знакомого объекта;
- видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;
- умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;
- умение комбинировать ранее найденные способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других (Лернер ,1974).
Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую» (Лернер,1974).
В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:
- способность к восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;
- способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;
- способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;
- гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
- стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;
- способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;
- математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);
- математическая направленность ума( Крутецкий, 1968)
Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости ( Крутецкий, 1968).
Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».
Д.Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Алейников А.Г. утверждает, что творчеству можно и нужно учить с детства. Следует отметить довольно распространенное мнение, что способность к творчеству - «божий дар» и поэтому обучить творчеству невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творческой жизни выдающихся ученых, изобретателей показывает, что все они обладали наряду с высоким уровнем фундаментальных знаний еще и особым складом или алгоритмом мышления, а также особыми знаниями, представляющими эвристические методы и приемы. Причем последние нередко сами и разрабатывали (Алейников, 1989).
Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании, следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли.
Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, т.е. быстрота переключения - текстовых заданий и точность выполнения задания.
Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.
Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе.
Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной, но и с качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАлейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12.
Брайтовская С. И. Простейшие исследовательские задания. /С. И. Брайтовская.// Начальная школа.-1996-№9-с.72.
Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления // Школьный психолог. – 2004. – № 4.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
Выготский Л.С. Детская психология./под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. /Л. С. Выготский. //Вопросы психологии. - 1996 - №6 - с. 46.
Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления./ П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик.// Вопросы психологии. - 1982 - №5 - с. 45.
Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся. //Начальная школа. - 1994. - №11. - С.24-27.
Дружинин В. П. Психодиагностика общих способностей./ В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 1996. – 224с.
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников./ В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1968. – 432с.
Лернер И. Я. Проблемное обучение./ И. Я Лернер.- М.: Знание, 1974. – 64 с.
Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Наука, 1988. – 133 с.
Подласый И. П. Педагогика./ И. П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432с.