УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ: Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.






Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
муниципальное общеобразовательное учреждение «школа № 56 города донецка»


83018, г. Донецк, ул. Новосенная дом 77, тел.: (062)312-33-82, факс: - е-mail: school56d@jmail.com








УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПО ТЕМЕ:
Правонарушение и его признаки.
Виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.



Подготовила и провела
учитель истории
Гуляева Е. П.











Обществознание
9 класс

Тема: Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Цель: в процессе изучения материала раскрыть понятия «правонарушения»,
«юридическая ответственность»; дать представление о признаках и видах
правонарушений; научить учащихся пользоваться юридической
терминологией, применять полученные знания в дальнейшей жизни;
формировать у учащихся понимания необходимости правомерного
поведения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник; схемы; раздаточный материал; литература на
правовую тематику.

Базовые термины и понятия: правонарушение, преступление, проступок,
объект правонарушения, субъекты правонарушения, вина,
мотив, цель правонарушения, юридическая ответственность.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: Ребята, мы с вами на прошлом уроке рассматривали вопрос о правоотношениях и их особенностях. Сегодня нам предстоит закрепить эти знания, расширить и углубить их.
И по закреплению полученных знаний я предоставляю слово экспертам по проведению аукционов знаний.

Эксперты:
1-й – Внимание! Внимание! Мы предлагаем вам аукцион вопросов по правовым
знаниям!

2-й – Скорее вопросы себе выбирайте и оценки за них получайте!

1-й – На аукцион выставляется три вопроса.

2-й – Итак, лот первый нашего аукциона звучит так:
«Что такое правоотношения? Раскройте смысл понятий «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений», «содержание правоотношений»».

- Право на приобретение лота получает тот, кто первым поднимет руку на счет «три».

- Раз, два, три!

- Продано!

(Учащийся отвечает на вопрос)

Учитель: Достойным ли оказался первый покупатель?

1-й эксперт: Вторым лотом выставляется следующий вопрос:
«Кто может быть участником правоотношения? Дайте определение понятиям «правоспособность» и «дееспособность»».

- Принцип получения права на вопрос тот же: на счет «три», первый поднявший руку, получает право ответа на вопрос.

(Учащийся отвечает на вопрос)

2-й эксперт: И третий лот мы вам предлагаем, и ответ на него услышать желаем.
Вопрос: «Каким образом возникают дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц».

- Раз, два, три!

(Учащийся отвечает на вопрос)

1-й эксперт: Все наши лоты проданы, все покупатели оказались достойными своих приобретений.

Учитель: Спасибо экспертам по организации аукционов, спасибо всем. Мы, благодаря аукциону, повторили материал прошлого урока и нам пора двигаться дальше в получении правовых знаний.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Тема нашего урока, если охарактеризовать ее кратко: «Правонарушения и юридическая ответственность», но прежде, чем мы перейдем к ее изучению, мне хотелось бы, чтобы вы прокомментировали те ситуации, которые лежат у вас распечатанными на партах. Прочитайте их и ответьте на вопрос: «Что между ними общего?».




Ситуации

Екатерина, 17 лет, украла с витрины магазина очки.

Сергей, 10 лет, возвращаясь из парка, выбежал на проезжую часть, и это стало причиной серьезной аварии.

Виктор, 15 лет, катаясь на велосипеде, сбил прохожего, который упал и сломал руку.

- Что между этими ситуациями общего?

(Ученики отвечают на вопрос)

Учитель: И теперь самое время перейти к теме нашего урока.
(Ученики записывают тему и план урока)

Изучение нового материала.

Правонарушение, его причины и признаки.

- Рассматривая ситуации мы с вами определили, что такое
правонарушения. Но каждый юридический термин имеет свое определение. С точки зрения языковедов это слово ложное, состоящее из двух слов. Назовите их: «право» и «нарушить». Кто-то нарушил чьи-то права.
- А как с юридической точки зрения звучит определение этого понятия?

- Работа со схемой.
- Работа со словарем (стр. 204).

- Где более детально и научно дано определение «правонарушению»?

- Выписать понятие «правонарушение» в тетрадь.

- Каждое действие, каждый проступок человека имеет свои причины. Так и каждое правонарушение является следствием каких-либо причин.

- Работа со схемой «Причины правонарушений».

- Любой предмет имеет свои признаки: если это шар, то он должен быть круглым. Правонарушение тоже имеет свои признаки. Найдите их в определении правонарушения!

- А что из признаков добавлено в схеме?
- Выпишите признаки правонарушений в тетрадь.
- Как вы понимаете каждый из признаков?

- Правонарушение всегда связано с антиобщественным поведением и выражается в действии или бездействии. Оно всегда нарушает чьи-то права.
- А что такое вина? Умысел ? Неосторожность? (стр. 80).

- Как вы понимаете такой признак, как наказуемость?

Виды правонарушений.

- Юристы выделяют два вида правонарушений: проступок и
преступление. Как вы думаете, какой из этих видов более опасен и почему?
- В учебнике (стр. 82) найдите определение преступления и проступка. Чем проступок отличается от преступления?
- Самое время перейти теперь к рассмотрению понятия «наказуемость» за правонарушение. И мы обращаемся к юридической ответственности.

Юридическая ответственность и ее виды.

- Найдите в словаре (стр. 206) определение понятия «юридическая
ответственность». Выпишите его в тетрадь. Каждый человек должен предвидеть результаты своих действий, своих поступков и четко понимать, что за нарушение законов наступает юридическая ответственность.
Так, за уголовные преступления (наиболее тяжелые) она наступает с 14 лет. Юридическая ответственность наступает по решению суда.
В зависимости от того, к какой отрасли права относится правонарушение, юридическая ответственность бывает административная, гражданская, уголовная, дисциплинарная.

Презумпция невиновности.

- И еще на одном вопросе мы с вами остановимся – это презумпция
невиновности. Что же это такое? ( стр. 205)
- Могу ли я сказать человеку: ты – вор!, если его вина не доказана?
- До решения суда человек может быть лишь подозреваемым в совершении правонарушения (преступления).

Закрепление изученного материала.

- Мы рассмотрели с вами целый ряд вопросов, связанных с правонарушением и юридической ответственностью и мне хотелось бы знать, что вы вынесли с этого урока.

Тест
Перечислите признаки правонарушения:
а) _________________________________________________________ ;
б) _________________________________________________________ ;
в) _________________________________________________________ ;
г) _________________________________________________________ .
Что значит вина правонарушения?
______________________________________________________________________________________________________________________________
Соотнесите ситуации:
а) переход дороги на красный свет;
б) проезд в транспорте без билета;
в) кража;
г) пьянство в общественном месте;
д) убийство;
е) ограбление.
Проступок
Преступление





Итог урока.

Домашнее задание: учить § 10, стр. 79-87; отвечать на вопросы на стр. 86.
15