ФГОС. Урок рефлексии. Этапы. Педагогические приемы. УУД


Урок рефлексии
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Этап урока Описание Прием УУД
1. Этап мотивации и коррекционной деятельности. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели требуется: 1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);2)актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);3)исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
"Да-нетка"
"Шаг за шагом"
"Инсерт"
"Чего больше?"
"Диктант значений"
"Жокей и лошадь"
"Отсроченная отгадка "
"Я беру тебя с собой"
"Хочу спросить"
"Верные-неверные утверждения"
"Корзина идей, понятий, имен"
"Развивающая игра «Извлеки информацию»"
"Удивляй!" Регулятивные 
целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
 
Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познав.цели,
анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.Для этого необходимо:1)организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;2)активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память);3)организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;4)организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). "Послушать – сговориться – обсудить"
"Облака мыслей"
"Индуктор"
"Групповая скульптура"
"Супермен"
"Идеал"
"Толстый и тонкий вопрос"
"Согласен – Не согласен"
"Диаграмма Венна"
"Фокус"
"Игровая цель" Регулятивные: 
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
Познавательные: 
установление  причинно-следственных связей; 
общеучебные действия постановки и решения проблем
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3. Этап локализации индивидуальных затруднений Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:1)уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.Далее учащиеся, которые допустили ошибки:2)на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение3)выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки. "Учимся сообща"
"Ассоциативный ряд"
"Хорошо-плохо"
"Вершина"
"Лови ошибку"
"Маша-растеряша"
"Обратная мозговая атака"
"Вопрос к тексту"
"Дуэль" Регулятивные:
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Познавательные: 
умение структурировать знания.
Коммуникативные: 
умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Личностные:формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:1)сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);2)выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.). "Ромб ассоциаций"
"Рецепт приготовления героя (произведения, тропа, фигуры речи и т.д.)"
"Письменное высказывание"
"Предмет как проблема"
"Перепутанные логические цепочки"
"Двойные (двухчастные) дневники" Регулятивные:
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий.
Познавательные:
поиск и выделение информации;
умение структурировать знания;
выдвижение гипотез; их обоснование.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
5. Реализация проекта  коррекции Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: 1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;2)в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;3)далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;4)решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов "Своя опора"
" Сообщи свое Я"
"Бортовые журналы"
"Дерево предсказаний"
"Мудрые совы"
"Морфологический ящик"
"Логические поисковые задания"
"Опорный конспект"
"Разбивка на кластеры (смысловые блоки)"
"Сводная таблица" Регулятивные:коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Познавательные:действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Для реализации этой цели:1)организуется обсуждение типовых затруднений;2)проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий. "Шесть шляп "
"Связи"
"Зигзаг"
"Генераторы-критики"
"Публичное выступление"
"Перекрестная дискуссия"
"Реклама" Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки1)выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;2)проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу. "З-Х-У"
"Список"
"Создай паспорт"
"Прием (метод) маленьких человечков"
"Развивающий канон"
"Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины)"
"Денотатный граф" Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:умение структурировать знания;
умение применения знаково-символических действий, включая моделирование;
построение логической цепи рассуждений.
8. Включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;2)выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. "Как вы думаете?"
"Личностный текст"
"Фантастическая добавка"
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью.
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия.
Личностные:
личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций
9. Рефлексии учебной деятельности Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.Для реализации этой цели учащиеся:1)уточняют алгоритм исправления ошибок;2)называют способы действий, вызвавшие затруднение;3)фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;4)оценивают собственную деятельность на уроке;5)намечают цели последующей деятельности;6)в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества). "Мысли во времени"
"Ромашка" Блума
"Создай паспорт"
"Речетворчество"
"Диаманта"
"До-После"
"Связующие Алгоритмы"
"Исследование в форме наблюдения"
"Райтинг"
"Символ"
"Рюкзак"
"Синквейн"
"Лестница успеха"
"Цветные поля"
"Телеграмма " Познавательные:умение структурировать знания;умение адекватно передавать содержание текста;анализ объектов с целью выделения признаков; классификация объектов;установление  причинно-следственных связей; 
Источники:
1. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.
2. Конструктор урока http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html
3. А. Гин. Приемы педагогической техники.