ФГОС. Урок открытия нового знания. Этапы. Педагогические приемы. УУД


Урок открытия нового знания
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Этап урока Описание Прием УУД
1. Этап мотивации. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). «Баллы и образы"
"Побуждение"
"Да-нетка"
"Фантастическая добавка"
"Фантазер"
"Удивляй!"
"Отсроченная отгадка"
"Начало урока с пословицы, поговорки"
"Начало урока с элементами театрализации"
"Пресс-конференция"
"Прием работы со словарями"
"Психологический тренинг"
"Удивляй"
"Привлекательная цель"
"Отсроченная отгадка"
"Проблемная ситуация"
"Рифмованное начало уроков"
"Эпиграф к уроку"
"Оратор"
"Индуктор"
"Ассоциативный ряд"
Личностные:- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:- умение передавать информацию интонацией,- слушать,- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: - умение  строить речевое высказывание,- анализ объектов с целью выделения признаков,
Регулятивные:- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий,
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)
попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке
зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
    На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания. Возможно дополнительное включение еще одного-двух способов для организации ситуации выбора учащимися подходящего инструментария для проектирования. Количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.
Организация ситуации индивидуального затруднения для каждого учащегося предполагает:• организовать обобщение детьми выбранного учителем для актуализации учебного содержания:- Что я выбрала для повторения?-  Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.)•     предъявить одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание для пробного действия (дифференцировать задания на данном этапе нецелесообразно);•     проанализировать задание для пробного действия с целью выявления нового учебного содержания (Что нового в этом задании?), что обеспечит понимание требований к пробному действию;•      обеспечить принятие на личностно значимом уровне требований к выполнению пробного действия, что является очень важным моментом, так как учащиеся осознанно идут навстречу тому, что им неизвестно. Для достижения этой цели (до тех пор, пока эта норма не станет внутренней потребностью детей) достаточно задать им несколько вопросов, например:- Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)-  Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)- Это вам интересно? (Да.)После принятия требований учащиеся выполняют пробное действие и сопоставляют полученные варианты. Выясняется, что:1)  либо варианты разные, и среди актуализированных способов нет способа, подходящего для выбора правильного решения;2) либо варианты одинаковые, тогда проблема в том, что нет способа, подходящего для обоснования правильности решения.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного действия.- Значит, что нам надо сделать? (Надо подумать.)Важно отметить, что, выполняя пробные учебные действия в системе, учащиеся привыкают к тому, что ошибка в учении никогда не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается, и исправить свою ошибку. "Столкновение противоречий"
"Вопросы, требующие установления сходства и различия.""Вопросы по установлению причинно–следственных связей.""Вопрос к тексту"
"Лови ошибку"
"Перевод «с русского на русский»"
"Мозговой штурм"
"Почини цепочку"
"Да-нетка"
"Инсерт"
"Практичность теории"
"Пресс - конференция"
"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"
"Сравнение"
"Информационная карта урока"
"Проведи исследование"
"Раздели на группы"
"Дай информацию"
"Слепой текст"
"Придумай название"
"Собери модель"
"Игры в случайность"
"Идеал" Личностные:- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:- умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения,
Познавательные:- поиск и выделение информации,- умение  строить речевое высказывание,- анализ объектов с целью выделения признаков,- синтез,- выбор оснований и критериев для сравнения,- классификация объектов,- подведение под понятие,- выдвижение гипотез; их обоснование,- сравнение, сериация, классификация, синтез.Регулятивные:- планирование своих действий,- различение способа и результата действий,- внесение необходимых корректив в действие.
3. Выявления места и причины затруднения Основная цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения),
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)
"Составление алгоритма"
"Слепая таблица"
"Птичий базар"
"Цепочка"
"Расшифруй!"
"Кластер"
"Починить цепочку" Личностные:- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
Коммуникативные:- построение понятных для партнёров высказываний,- использование речи для регуляции своих действий.
Познавательные:- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,- поиск разнообразных способов решения задач,- структурирование знаний,- установление причинно-следственных связей,- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,- формулирование проблемы,- создание способов решения проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднений Основная цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить,
выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
"Яркое пятно"
"Разрешение парадоксов"
"Помощники"
"Тема в виде проблемного вопроса"
"Отгадай ребус, загадку, шараду…"
"Проблемная ситуация"
"Подводящий диалог "
"Работа над понятием"
"Группировка" Личностные:- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Коммуникативные:-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные:- принятие и сохранение учебной задачи,- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:- выделение существенной информации,- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,- поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания.
5. Реализация проекта   Основная цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы,
при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.,
применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,
зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
"Мини – рассказ"
"Упрости!"
"Создай коллекцию"
"Проблемный поиск"
"Пары сменного состава"
"Послушать – сговориться – обсудить"
"Облака мыслей"
"Ромб ассоциаций" Личностные:- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».
Коммуникативные:- формулирование собственного мнения (позиции),- использование речи для регуляции своего действия,- построение монологического высказывания.
Регулятивные:- принятие и сохранение учебной задачи,- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.
Познавательные:- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,- поиск разнообразных способов решения задач,Установление причинно-следственных связей.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Основной целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
- при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. "Составь меню"
"Аукцион"
"Феномен"
"Чего больше?"
"Реклама"
"Учимся сообща"
"Я беру тебя с собой" Личностные:- формирование мотивов достижения целей,Формирование границ «знания» и «незнания».
Коммуникативные:- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,- ориентировка на позицию партнёра,- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,- умение договариваться, приходить к общему решению,- контроль действий партнёра,- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,- использование речи для регуляции своего действия.Регулятивные:- принятие и сохранение учебной задачи,- учёт правила в планировании и контроле способа решения,- различение способа и результата действия.
Познавательные:- структурирование знаний,- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,- установление причинно-следственных связей,- доказательство.7. Самостоятельная работа с самопроверкой Основная цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону
создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка
для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления "Фактологический диктант"
"Цифровой диктант"
"Буквенный диктант"
"Тренировочная к/р"
"Блиц-контрольная"
"Творческий тест"
"Соответствие фактов и понятий"
"Рядом с художником" Личностные:- развитие самооценки личности,- формирование адекватной позитивной самооценки,- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:- планирование своих действий в соответствии с задачей,- учёт правил в контроле способа решения,- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
8. Включения в систему знаний и повторения Основной целью является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний
довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса
повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
"Создай презентацию"
"Своя опора"
"Повторяем с контролем"
"Повторяем с расширением"
"Свои примеры"
"Перевод «с русского на русский»"
"Приведи примеры"
"Составление текста"
"Починить цепочку"
"Раздели на группы"
"Уравнение"
"Пропорция"
"Дай информацию"
"Восстанови текст"
"Составь систему"
"Назвать, одним слово"
"Кроссворд"
"Немая схема"
"Собери модель"
"«Магический» квадрат"
"Составь" Регулятивные:- принятие и сохранение учебной задачи,- различение способа и результата действия,- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:- структурирование знаний,- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,- доказательство.
9. Рефлексии учебной деятельности Основной целью является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке,учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
"Опрос – итог"
"Пантомима"
"Азбука"
"Анкета"
"Цветные поля"
"Увеличение – уменьшение"
"Синквейн"
"Толстый и тонкий вопрос"
"Телеграмма"
"Шкатулка" Личностные:- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:- восприятие оценки учителя,- адекватная самооценка.
Познавательные:- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,- анализ,- синтез,- установление причинно-следственных связей.Источники:
1. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.
2. Конструктор урока http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html
3. А. Гин. Приемы педагогической техники.