ФГОС. Урок общеметодологической направленности. Этапы. Педагогические приемы. УУД


Урок общеметодологической направленности
Целью уроков общеметодологической направленности является
построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Деятельностная цель уроков общеметодологической направленности: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Образовательная цельуроков, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.Уроки общеметодологической направленности призваны формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Этап урока Описание Прием УУД
1. Этап мотивации. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). «Баллы и образы"
"Побуждение"
"Да-нетка"
"Фантастическая добавка"
"Фантазер"
"Удивляй!"
"Отсроченная отгадка"
"Начало урока с пословицы, поговорки"
"Начало урока с элементами театрализации"
"Пресс-конференция"
"Прием работы со словарями" Личностные.
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействииПознавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
Регулятивные:
 - принятие и сохранение учебной задачи.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целью данного этапа является актуализация знаний через пробное учебное действие.
Деятельность учащихся:
анализ действий по заданной теме;
определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;
обоснование выбора способов действий.
Деятельность учителя:
- активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;
- проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;
- организует работу по определению темы учебного занятия;
совместно формулируют цели учебного занятия. "Ассоциативный ряд"
"Лови ошибку"
"Видеосюжет"
"Игра в случайность"
"Театрализация "
"Проблемная ситуация"
"Отсроченная отгадка"
"Музыкальный фрагмент"
"Прием эмоционального воздействия текста на читателя "
"Прием работы со словарём" Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.
Коммуникативные:
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирование собственного мнения (позиции)
Познавательные:
-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач.
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;
-учет правила в планировании и контроле способа решения.
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. Целью данного этапа является обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.
Деятельность учащихся:
- осознание иерархии тем в разделе учебного предмета;
- выстраивание внутритемных связей в изученном разделе;
- определение межтемных связей в изученном разделе;
- определение места данного раздела в учебном предмете как в науке. "Закрепление"
"Лови ошибку!"
"Синквейн"
"Фишбоун"
"Своя опора"
"Отсроченная отгадка"
"Пресс-конференция"
"Удивляй!"
"Вопросы к тексту"
"Прием поиска детали" Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Коммуникативные:
- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-умение задавать вопросы;
-использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные:
- осуществление пошагового контроля по результату;
-адекватное восприятие оценки учителя;
-различение способа и результата действия.
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-поиск разнообразных способов решения задач
4. Этап включения изученного в систему знаний. Целью данного этапа является формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.
Деятельность обучающихся:
- выявление границ применимости системы знаний;
- самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;
- выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению знаний
- закрепление учащимися системы знаний через способы действий.
Деятельность обучающихся:
- самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний;
- обоснование способов действий с формулированием проблем. "Группировка"
"Реклама"
"Своя опора"
"Метод 6 шляп"
"Верю - не верю"
"Кластер"
" Свои примеры"
"Решение или составление кроссворда"
"Тест"
"Найди ошибку"
"Обычная контрольная работа" Личностные:
-формирование границ «знания» и «незнания».
Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
Регулятивные:
- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные:
- выделение существенной информации,
- структурирование знания.
5. Этап рефлексии учебной деятельности.   Целью данного этапа является самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.
Деятельность обучающихся:
- соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности;
- оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия. "Опрос – итог"
"Светофор"
"Пантомима"
"Незаконченные предложения"
"Плюс-минус-интересно"
"Лестница успеха"
"Отсроченная отгадка" Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме