Конспект урока Предмет: Русский язык Тема : «Подлежащее и сказуемое» Тип урока: Повторения и закрепление знаний

ГАПОУ АО «Астраханский социально – педагогический колледж»


Конспект пробного урока русского языка ,
проведённого в МБОУ г. Астрахани «СОШ № 9»
Галимарданова Алина Фаилевна
студентка 4 «Б» группы
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»






Студентка: Галимарданова А.Ф. _________
Учитель Миронова С.В. ____________
Методист: Шалдаева В.В. _____________

Отметка за урок: __________



Астрахань 2016

Конспект урока
Предмет: Русский язык
Тема : «Подлежащее и сказуемое»
Тип урока: Повторения и закрепление знаний
Класс: 3 Е
УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Цель урока:
Образовательная: формировать представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; учить находить грамматическую основу предложения.
Развивающая: развивать умение составлять предложения; совершенствовать умения самоанализа работы.
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку; чувство гордости за то, что мы являемся носителями
Планируемые результаты:
Предметные:
Развивать умения составлять предложения.
Отрабатывать умения находить грамматическую основу.
Метапреметные:
Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.
Оборудование: С. В. Иванов Русский язык: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях Ч.1., проектор, презентация урока, выполненная средствами Power Point, карточки с заданиями.



















Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята , меня зовут Алина Фаилевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, садитесь.

«Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький)
-Как вы понимаете эти слова?
-А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно?
-Тогда подарите друг другу улыбку и пожелайте стать сильнее в знаниях!
-Приветствуют учителя, садятся
Проверяют свою готовность к уроку


Дети объясняют значение этой фразы.
Да, хотим.

Регулятивные УУД
(организовывать своё рабочее место под руководством учителя)


Личностные УУД
(правильная посадка за партой)

Минутка чистописания.
- Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
-Начнем урок с минутки чистописания.
- Прочитайте слова на доске:
познаются, в, друзья, беде.
Можно ли назвать данную запись предложением? Почему?









А что нужно сделать, чтобы получилось предложение?





Составьте предложение и запишите каллиграфическим почерком.
Что получилось?
Ребята, а вы знаете эту пословицу?
А кто может объяснить смысл пословицы?







-Что мы знаем о предложении?





-Охарактеризуйте предложение.
-Какое предложение по интонации? (восклиц и невоскл)
-Какое оно по ели высказывания? (повест.,вопрос.,побуд.)
Выделите подлежащее и сказуемое.





Нет, потому что слова, записанные через запятую. Первое слово не с большой буквы. Слова не имеют законченную мысль, расположены не по смыслу.



Нужно поменять слова местами, так, чтобы получилась законченная мысль. Написать первое слово с большой буквы.


Друзья познаются в беде.-Пословица
Друзья - это люди, которые придут на помощь в любой ситуации (беде). Если нет, то это уже не друг, поэтому говорят, что друзья познаются в беде
Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль
В предложении слова всегда стоят в определенной форме.

невосклицательное
Повествовательное
Друзья- подлежащее
Познаются- сказуемое
Регулятивные УУД
(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)

Словарная работа.
-Ребята, запишите число, классная работа.
- Давайте вспомним правила написания словарной работы.
Пишем с красной строки с заглавной буквы слово Словарь двоеточие
-Начинаем писать слова с заглавной буквы, через запятую, выделяя орфограммы и расставляя ударения.
- Составьте и запишите в столбик предложения, оформляя правильно на письме. В слова левого столбика, вставьте пропущенные буквы, подчеркните их, поставьте ударение в этих словах . Подчеркните подлежащее и сказуемое.
п.тух лает
с.рока чирикает
с.бака мычит
в.робей кукарекает
к.рова каркает
в.рона стрекочет
Что образуют подлежащее и сказуемое?




петух
сорока
собака
воробей
корова
ворона






Предложение
Коммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)
Регулятивные УУД
(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)

Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
Разгадайте слово.
р д ж н е п л е е о и
Что вы уже знаете о предложении?
Ответьте устно на вопросы:
Предложение – это одно или несколько слов, связанные по смыслу
В предложении есть главные члены предложения и могут быть второстепенные члены предложения.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? Или что? Выражено: именем существительным или местоимением (часть речи)
Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает? Каков?
Выражено: выражено глаголом, именем прилагательным (краткое прил могуч) именем существительным (Моя сестра- отличница)
(Дети устно отвечают)





















Физминутка
Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук - качание головой, встряхивают кистями

Но ещё не всё пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. – разворачиваются лицами друг к другу

С делом справимся вдвоём, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнём - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнём! - отряхиваются



Систематизация знаний
Фронтальная работа








































































Работа самостоятельно



























































Работа в парах
























Работа в группах





































































































Итоги. Рефлексия




Работа с рубрикой «Давай подумаем»
Стр. 77 учебника
- Прочитайте: идти в школу, собирать цветы, смотреть телевизор, учить уроки.

Алёша сказал, что это предложения, потому что в них есть глагол, а глагол чаще всего бывает сказуемым. Значит, если есть сказуемое - есть и предложение.
-Вы согласны?
Наташа не согласна с Алёшей. Она считает, что это не предложения, а словосочетания: одно слово главное – оно командует, от него можно задать вопрос. А другое слово зависимое – оно подчиняется главному, к нему ставится вопрос от главного: идти (куда?) в школу. Но в словосочетании нет сообщения о том, что кто-то или что-то совершает действия, испытывает какие-то чувства, поэтому их нельзя называть предложениями.
-Вы согласны?
Наташа предложила сравнивать слово, словосочетание и предложение. Давайте попробуем.
-Ребята, чтобы вам было легче определить, где слово, словосочетание, предложение, посмотрите на таблицу, которую предложила Наташа:

слово
словосочетание
предложение

Состоит из слов
-
+
+

Выражает законченную мысль
не выражает законченную мысль, но имеет значение
-
+

Произносится с интонацией
-
-
+

Имеет главные члены
-
одно из слов главное, другое зависимое
+

-Посмотрите на доске: играть; играть в прятки; я играю в прятки.
-Давайте попробуем определить, что из записанного является словом, словосочетанием, а что предложением.
- Почему только: Я играю в прятки можно назвать предложением?








-Давайте повторим
Алгоритм нахождения главных членов предложения-подлежащего и сказуемого.
Прочитай предложение
О ком или о чём говорится в предложении?
Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее
Подчеркни одной чертой. Какой часть речи выражено?
Найди, что говорится о подлежащем.
Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое.
Подчеркни двумя чертами. Какой частью речи выражено?
Прочитай грамматическую основу:
Пример: Птицы звонко щебечут на деревьях.
В предложении говорится о птицах. Кто? Птицы- это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Выражено именем существительным. Птицы что делают? Щебечут- это сказуемое подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом.
Грамматическая основа- Птицы шебечут.






Упражнение 1, стр. 78
-Прочитайте задание к упражнению,
-Что нужно сделать? Цель: Запишите в тетрадь сначала словосочетания, где есть глагол, а потом предложения. В предложениях подчеркни грамматические основы.
Образец: 1) Словосочетания: Делать уроки
2) Предложения: Он сделал уроки
-Почему Делать уроки-словосочетание?
-Почему Он сделал уроки- предложение?
Самостоятельная работа: Суп сварился; вкусный суп; мама варит суп; варить суп; молочный суп
Проверка: 1)Словосочетания: Варить суп
Солить суп.
2) Предложения: Суп сварился. Мама варит суп.
Давайте это докажем













-Чему научились, выполняя упражнение?




Стр 79 упражнение 2
-Прочитайте задание к упражнению
-Что нужно сделать? Цель: Прочитай. Найди границы предложений. Спиши в тетрадь только предложения. Все ли ты выпишешь? Почему?
Образец: Ученик написал сочинение мальчик отправился домой познавательное сочинение Ученик забыл книгу записать номер.
Ученик написал сочинение.
Мальчик отправился домой.
Ученик забыл книгу.
Самостоятельная работа: Оля написала письмо девочка отправилась на почту интересное письмо Оля забыла адрес записать адрес
Проверка:
Оля написала письмо.
Девочка отправилась на почту.
Оля забыла адрес.
-Чему научились, выполняя упражнение?









Стр 79 упражнение 3 Работа в парах. Можете совещаться.
-Прочитайте задание к упражнению
-Что нужно сделать? Цель: Составьте предложения, выбирая по одному подходящему слову из каждой группы. Запиши. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
Образец: Шумит темный лес.
Самостоятельная работа:
1)лес, дождь, самолет, гром, море, река
2)летит, идет, шумит, гремит, течет, волнуется
3)темный, сильный, громкий, синее, глухой, широкая
Проверка:
Летит темный самолет
Идет сильный дождь
Гремит громкий гром
Волнуется широкое море
Течет синяя река
-Чему научились, выполняя упражнение?








-Ребята, сейчас работа в группах. Разделитесь на 6 групп.

Задание в группах
1 группа. Найдите и исправьте в таблице ошибки:
Слово
Словосочетание
Предложение

Состоит из слов

Состоит из предложений
Состоит из слов

Не выражает законченную мысль, но имеет значение
Выражает законченную мысль
Выражает законченную мысль

Произносится без интонации
Произносится без интонации
Произносится без интонации

Не имеет главные члены
не имеет главных членов; одно из слов главное, другое зависимое
Не имеет главные члены


2 группа: Найдите и исправьте в таблице ошибки:
Подлежащее
Сказуемое

Называет действие предмета, его состояние

Называет то, о ком или о чем говорится


Кто? Что будет делать?

Что делает? Каков? Что?

Выражается именем существительным
Выражается глаголом


3 группа.(6 группа) Заполните пропуски:
Предложение – это одно или______ слов, связанные по смыслу.
В предложении есть _________ члены предложения и могут быть ____________ члены предложения.
Подлежащее – это _____ член предложения, который отвечает на вопросы: Кто? Или ____? Выражено: именем___или местоимением (часть речи)
Сказуемое – это ______ член предложения, который отвечает на вопросы: Что делает?______?______? Выражено: глаголом, именем_____, именем ______

Ответ
Предложение – это одно или несколько слов, связанные по смыслу
В предложении есть главные члены предложения и могут быть второстепенные члены предложения.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? Или что? Выражено: именем существительным или местоимением (часть речи)
Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает? Каков? Выражено: выражено глаголом, именем прилагательным (краткое прил могуч) именем существительным (Моя сестра- отличница)


4 группа. ( 5 группа) Расставь в правильном порядке алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого:
Прочитай грамматическую основу:
О ком или о чём говорится в предложении?
Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее
Подчеркни двумя чертами. Какой частью речи выражено?
Найди, что говорится о подлежащем.
Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое.
Подчеркни одной чертой. Какой часть речи выражено?
Прочитай предложение
Ответ
8,2,3,7,5,6,4,1

Стр. 79 упражнение 4 Работа в парах. Можете совещаться.
-Прочитайте задание к упражнению
-Что нужно сделать? Цель: Слева даны предложения, а справа - словосочетания. Постарайся сделать так, чтобы все словосочетания вошли в предложения.
-Запишите получившееся предложения в тетрадь и подчеркни в них грамматическую основу-подлежащее и сказуемое.
Образец: Капельки росы сверкали на зеленой траве.
Капельки сверкали.
капельки росы; сверкали на траве; на зеленой траве

Самостоятельная работа:
Упали капли.
крупные капли; капли дождя

Брат-спортсмен
мой брат; отличный спортсмен


Проверка: Упали крупные капли дождя
Мой брат-отличный спортсмен

-Чему научились, выполняя упражнение?









-О чём же мы говорили на уроке?

-Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения?


- Что называет подлежащее в предложении? На какие вопросы отвечает? Как подчеркивается?







- Что называет сказуемое в предложении? На какие вопросы отвечает? Как подчеркивается?










-Дополните:
-Я повторил
-Я узнал
-Мне было легко справился с..
-Мне было трудно справиться с
-Мне больше всего понравилось








Нет








Да



















Слов: играть
Словосочетание: играть в прятки
Предложение: Я играю в прятки.
Потому что имеются все признаки предложения: интонация, законченная мысль, есть тот, кто совершает действие, и само действие.

























1) Варить суп и Солить суп-словосочетания
2) Суп сварился. Мама варит суп.-предложения

Словосочетание тк-
не имеет главных членов; одно из слов главное, другое зависимое, не выражает законченную мысль, есть само действие но нет того, кто совершает действие.
Предложение тк
Есть законченная мысль, есть тот, кто совершает действие, и само действие.
1) Варить суп и Солить суп-словосочетания, где есть глагол так как
2) Суп сварился. Мама варит суп.-предложения.

Научились отличать словосочетание от предложения.










Это предложения тк есть главные члены предложения, законченная мысль, действие и тот, кто совершает действие.




Научились находить и отличать словосочетание от предложения в тексте.
Расставлять знаки препинания.




















Составлять предложения, выбирая по одному подходящему слову из каждой группы. Находить главные члены предложения и подчеркивать их.




























































































Составлять из словосочетаний предложения и подчеркни в них грамматическую основу-подлежащее и сказуемое


О подлежащем и сказуемом.
Эти слова составляют предложение, выражают законченную мысль.
Это главный член предложения, он называет то, о чём или о ком говорится в предложении, отвечает на вопросы кто? или что?, подчёркивается одной чертой.

Это главной член предложения, он называет действие предмета, его состояние, отвечает на вопросы Что делает? Что будет делать? Каков?, подчеркивается двумя чертами









Коммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)
Регулятивные УУД
(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)
































































































































Коммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)
Регулятивные УУД
(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)




Коммуникативные УУД
(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)
Регулятивные УУД
(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)
Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание)



15