Тема урока: «Обособление определений, выраженных причастным оборотом и относящихся к личному местоимению» Предмет: русский язык. Класс:7 Тип урока: урок творчества.


Тема урока: «Обособление определений, выраженных причастным оборотом и относящихся к личному местоимению»
Предмет: русский язык.
Класс:7
Тип урока: урок творчества.
Цели урока:
Познавательные: овладение понятием «обособление», умение выделять запятыми причастные обороты, стоящие после и перед определяемым словом – личным местоимением.
Развивающие: развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес и внимание к русскому языку, сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности; эстетические чувства, патриотизм.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
формирование гражданского патриотизма, любви к Родине;
знание истории края, его достижений и традиций.
Предметные:
формирование понятия «обособление»;
выделение запятыми причастия, стоящего после определяемого слова;
выделение запятыми причастия, стоящего перед определяемым словом, выраженным причастным оборотом;
конструирование и использование причастных оборотов в речи в соответствии с речевой ситуацией.
Метапредметные:
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
оценка результатов работы,
внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,
соблюдение правил речевого этикета,
умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.
Познавательные:
формулирование проблемы;
планирование исследовательских (проектных) работ с поэтапным контролем и коррекцией результатов;
оформление результатов деятельности как конечного результата (создание эталонов).
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский, метод вынужденного предположения.
Оборудование:
Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева; под ред. Е.А.Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 304.
средства ИКТ
Ход урока
Организационный момент.
- настрой на продуктивную работу: ваши глаза излучают доброту, а глаза, как известно, - зеркало души. Значит, наша совместная работа будет происходить в атмосфере взаимоуважения и взаимопонимания;
- запись числа и слов Классная работа.
Структура урока и основные микроцели этапов:
1.Этап мотивации
- Задания типа ГИА и ЕГЭ
В 4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным
определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера
этих предложений. (Проверьте по эталону, выставьте отметку)
(1) Родина-это все… (2) Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, деревень, смотрящих в заречную даль.
(3) Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к величественным её городам, заводам, шахтам, рудникам. (4) Это ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим.
( По К.Г.Паустовскому)
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (Проверьте по эталону, выставьте отметку)
Во время оккупации немецко – фашистскими войсками в городе Щигры были разрушены все предприятия и учреждения культуры, (1) созданные в довоенные годы. Однако жители, (2) оставшиеся на захваченной территории, (3), свято верили в освобождение родного города. Истерзанные страхом смерти, голодом, нечеловеческими пытками,(4) они не были сломлены.
1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1,2
4) 2, 3, 4.
(Слайд 1)
- Ребята, а вы помните страшные даты для нашего города – время оккупации?
(21 ноября 1941 года Щигры были оккупированы немецко-фашистскими войсками, а 4 февраля 1943 года Щигры были освобождены 60-й армией Черняховского. Более года длилось время смерти и унижения)-Эталон для самопроверки (Слайд 2)
- Ребята, вспомните лексическое значение слово «эталон». Проверьте себя по толковому словарю.
- А в повседневной жизни мы встречаемся с данным понятием, приведите примеры, обоснуйте выводы. (Нравственный, поведенческий и др.)
2) Фиксирование затруднений
Фронтальная беседа с классом.
- Известна ли вам данная пунктограмма? В каком разделе науки о языке изучаются пунктограммы?
-Ребята, какой теоретический эталон вы использовали при выполнении данного задания?
- Какие чувства вы испытываете?
2. Этап постановки проблемы
- Итак, вы правильно опознали пунктограмму, но все же были определенные затруднения. Сконцентрируем на них внимание.
- Ребята, а как мы называем затруднительную ситуацию, требующую обсуждения и разрешения? (Проблема)
- Давайте обратимся к толковому словарю, определим лексическое значение слова проблема.
- Ребята, проанализируйте личный опыт и предположите: с какими проблемами можно встретиться в окружающем мире?
- Вернемся к проблеме. Возникшей при анализ предложений с неизученными пунктограммами.
- Ребята, как бы вы сформулировали проблему, возникшую перед нами?
(Постановка знаков препинания при причастных оборотах, относящихся к личным местоимениям)
Анализ текста. (Комментарий)
-Запишите текст.( Групповая работа)
- Проализируйте текст. Какие прослеживаются закономерности в предложениях с причастными оборотами?
(1) Малая Родина.(2) Прославленная в стихах и песнях, она на всю жизнь остается в нашей душе. (3) И пусть не блещет родной уголок земли светом ярких побед. (4) Озаренный теплом человеческой любви, он всегда освещает нам путь к мечте.
(Слайд 5)
- Проализируйте текст. Какие прослеживаются закономерности в предложениях с причастными оборотами?
- Исходя из проблемы сформулируйте тему урока. (Обособление определений, выраженных причастным оборотом и относящихся к личному местоимению)
3. Этап определения цели исследования и построения проекта разрешения проблемы. Понятие «доминанты». Толковый словарь
Ребята, перед вами лестница стремлений. На ее вершине напишите цель, к которой вы стремитесь сегодня на уроке. А на каждой ступеньке - действия, которые помогут ее достичь. Закройте глаза, представьте себе каждый шаг. Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг. Мысленно составьте список всего, что вам мешает. Например, мысли о развлечениях. Глубоко вдохните и выдохните - отвлекающие мысли исчезли, у вас появились идеи об учебе.
-Помните, что процесс исследования важен не столько сам по себе, сколько его конечный результат, как говорят в современном мире, «готовый продукт».
Лестница стремлений
Цель

(Слайд 6)
4.Теоретический этап разрешения проблемы. Дополнение теоретического и практического эталонов. («Открытие новых знаний)
-Сравнение с теоретическим эталоном, что, по вашему мнению, следует добавить? Выдвигайте гипотезы.
- Суха, теория, мой друг, а древо жизни пышно.
5. Этап применения новых знаний в учебной деятельности с самопроверкой по эталону.
1) - Запишите предложения. (Взаимопроверка)
- Образуют ли они текст?
- Обоснуйте свою точку зрения.
В тысяча семьсот восьмидесятом году был учрежден герб города Щигры. Символика города, отражавшая его исторические заслуги, состояла из ружья и серпа. Объединивший сельскохозяйственное орудие и оружие для защиты от врагов, он олицетворял миролюбие жителей, способных в минуту опасности отстоять свою родину.
(Слайд 10)
2) – Ребята, в рамках «Лингвистического наблюдения» (стр.43) мы начали с вами работу по созданию «Проекта сохранения русского литературного языка». Сейчас мы находимся на этапе сбора материала.
- Что вы делали на этом этапе?
- Обоснуйте важность данного этапа.
- Сегодня мы проанализируем материал, содержащий речевые ошибки в употреблении причастного оборота. Упр. 157.(Фронтальная)
- Докажите важность данной работы. ( Основная функция языка - функция общения (коммуникативная), и чтобы она реализовалась в полной мере, речь должна соответствовать языковым нормам)
6.Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.- Со всеми поставленными задачами вы справились?
- Достигли вы вершины лестницы? Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение ….
-Заполните, пожалуйста, индивидуальную карту итоговой рефлексии.
Индивидуальная карта итоговой рефлексии.
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение улучшилось/ ухудшилось
6.Материал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен
(Слайд 11)
9.Домашнее задание.
§ 13, выучить эталоны.
1 уровень: упр. 155 (1часть)
2 уровень: упр. 155 (1и 2 части)
Продолжить лингвистическое наблюдение за употреблением причастных оборотов в вашей языковой среде.