Формирование понятийного мышления на уроках истории как форма системно-деятельного подхода в обучении



Формирование понятийного мышления
на уроках истории
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметы соединяют в себе идею надпредметностиСоздаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал. Ученик сам узнаёт способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.
Для формирования метапредметных результатов на разных этапах урока мною предлагаются школьникам задания разного уровня.
«Задача» - ученики осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах.
- создаются проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления.
 Освоение системы исторических понятий означает усвоение учениками наиболее важных, специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях.
Исторические понятия являются высшим уровнем обобщения, формой исторического мышления. Приведу примеры работы с понятиями, используя методы и приемы технологии критического мышления. Ассоциативный метод формирования понятий Ассоциирование («Ассоциативный куст»), — стратегия обучения, которая призывает учеников свободно и открыто выражать свои мысли, осуществлять связь между отдельными понятиями, поэтому, способствует развитию социальных, информационных, поликультурных компетенций, побуждает учащихся к саморазвитию, самообразованию, продуктивной деятельности.
Работа над понятийным аппаратом с применением метода
«Термин трижды» - способствует активизации у школьников ассоциативного мышления, ведь они уже знают общую терминологию темы.
МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК» реализует основную цель - обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.
Одним из методических приемов, который я часто использую и применила на данном уроке является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Одним из приемов технологии критического мышления является синквейн.Cинквейн является проявлением творческого самовыражения школьников. Синквейн сочетает в такие функции:
Развитие мышления;
Расширение словарного запаса;
Умение анализировать сложную информацию;
Выявление главного из массы информации;
Развитие умения делать выводы

Таким образом, форма синквейна оказалась очень актуальной в преподавании истории для требований сегодняшнего времени, особенно для резюмирования исторического материала.
Сравнение – мыслительная операция и ведущий (наряду с анализом и синтезом) метод познания. Именно с помощью сравнения школьники устанавливают общее и специфическое. Задания на сравнение понятий способствуют лучшему пониманию сущности исторических явлений и событий. Например, сравнить понятия «революция» - «реформа», «контрибуции» - «репарации», «фашизм» - «нацизм», «сепаратный мир» - «мирный договор», «индустриализация» - «коллективизация», «военный коммунизм» - «нэп», «Народный фронт во Франции» - «Народный фронт в Испании». Методисты подчеркивают, что систематическое целенаправленное сравнение способствует выработке у обучающихся алгоритменного подхода к анализу и характеристики однотипных общественно-исторических явлений, абстрагируются от несущественных, подводят их к понятию, классифицируют. Эти умения важны и отрабатываются на многих предметах, которые изучают ребята.

Советская история тесно связана с искусством плаката. Как вы считаете можно ли плакаты считать видом исторических источников? Изучая плакаты мы вами сможем ответить на многие вопросы и создать образ эпохи..Какие периоды показаны на плакатах. По каким признакам вы определили периоды. Второй плакат может ответить на 2 вопроса – какая отрасль промышленности развивалась при нэпе, форма сотрудничества в пищевой промышленности – кооперация.

Предлагаем алгоритм работы с понятиями для учеников:

Рассмотренные алгоритмы работы с понятием помогут поддержать интерес к предмету, разнообразить урок, научить учеников грамотно строить ответ, критически мыслить и вырабатывать свои собственные позиции. А в конечном итоге, повысить эффективность учебной деятельности.